Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 4 сентября 2014 г. N СЮ04-02/2014-19
резолютивная часть оглашена 22 августа 2014 года г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 04 сентября 2014 года
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - Юшкин С.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии - <_>- начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), <_>- старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,
рассмотрев дело N СЮ04-02/2014-19, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по заявлению МУП г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" (далее - МУП "СпДУ") в отношении ООО "Единая УК" по факту незаконного выставления счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг жителям МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска
в присутствии:
представителя МУП "СпДУ" <_> по доверенности N 10-Д от 09.01.2014 г.,
представителя ООО "Единая УК" <_> по доверенности б/н от 11.09.2013 г., установила:
05 мая 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило заявление МУП "СпДУ" (вх. N 4401), согласно которому ООО "Единая УК" в нарушение прав предприятия осуществляет недобросовестную конкуренцию.
Исходя из заявления, МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска находится под управлением МУП "СпДУ" с 01.02.2014 г., что подтверждено решением собственников от 18.01.2014 г.
В адрес ООО "Единая УК" было направлено уведомление о расторжении договора управления.
Вместе с тем, ООО "Единая УК" незаконно направило жителям указанного дома счета на оплату за жилищно-коммунальные услуги за февраль, март 2014 года.
По мнению МУП "СпДУ" наличие двойных платежек вводит жителей МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска в заблуждение, приводит к уменьшению платежей жителей, является недобросовестной конкуренцией, в связи с чем, предприятие просит привлечь ООО "Единая УК" к ответственности за нарушение Федерального закона "О защите конкуренции"
В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, для установления наличия или отсутствия признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании ст. 25 указанного Закона, п. 5.16 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённого Приказом ФАС России от 26.01.2011 г. N 30, Удмуртским УФАС России письмом СЮ01-17-04/4158 от 12.05.2014 г. в адрес ООО "Единая УК" был направлен запрос о представлении необходимых документов и сведений.
30.05.2014 г. ООО "Единая УК" представило в Удмуртское УФАС России копию протокола общего собрания N 1/74КЛ от 12.07.2012 г, копию договора управления многоквартирным домом N 46-74КЛ от 01.08.2012 г., решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2014 г. по делу А71-2703/2014, копии счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг, копию письма председателя совета МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска, копии почтовых уведомлений.
По результатам рассмотрения заявления Удмуртским УФАС России приказом N 437 от 28.07.2014 г. было возбуждено дело N СЮ04-02/2014-19 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая компания" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141, г. Ижевск, ул. Молодежная, 15) по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту непередачи во вновь избранную управляющую компанию технической и иной связанной с управлением МКД документации в отношении дома N 74 по улице К. Либкнехта г. Ижевска, а также выставления двойных платежных документов жителям указанного МКД за февраль, март, апрель 2014 года, с привлечением к участию в деле в качестве заявителя - муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" (ОГРН 1021801592570, ИНН 1834028950, 426053, г. Ижевск, ул. Ворошилова, 63а).
Определением от 01.08.2014 г. рассмотрение дела N СЮ04-02/2014-19 было назначено на 19 августа в 15 часов 30 минут.
15.08.2014 г. ООО "Единая УК" представило в Удмуртское УФАС России копию акта передачи технической документации от 24.06.2014 г., копию акта приема-передачи от 23.06.2014 г., письменные пояснения, согласно которым ООО "Единая УК" управляет МКД N 74 по улице К. Либкнехта г. Ижевска на основании протокола N 1/74П от 12.07.2012 г. и на основании заключенного договора управления многоквартирного дома N 46-74КЛ от 01.08.2012 г. Договорные отношения с ООО "Единая УК" не были надлежащим образом расторгнуты. Уведомление о расторжении договорных отношений и о требовании передать техническую документацию в адрес ООО "Единая УК" не поступало, в связи с чем МУП "СпДУ" не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. При отправке искового заявления МУП "СпДУ" не известило общество о расторжении договорных отношений.
На настоящий момент вся имеющаяся у общества техническая документация передана МУП "СпДУ" по прилагаемым актам приема-передачи.
Кроме того, 15.08.2014 г. в Управление поступило заявление ООО "Единая УК" о приостановлении рассмотрения дела, в связи с тем, что в производстве Семнадцатого арбитражного апелляционного суда находится апелляционная жалоба ООО "Единая УК" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2014 г. N А71-2703/2014. Рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 20 августа 2014 года.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 19 августа 2014 года представитель МУП "СпДУ" поддержал доводы, изложенные в заявлении, представил копию письма с уведомлением ООО "Единая УК" о смене управляющей компании, копии счетов-квитанций, выставленных ООО "Единая УК" жителям МКД N 74 по улице К. Либкнехта г. Ижевска за январь, май 2014 года.
На заседании Комиссии 19 августа 2014 года представитель ООО "Единая УК" уточнил, что общество ходатайствует об отложении рассмотрения дела N СЮ04-02/2014-19 до вынесения судебного акта Семнадцатым арбитражным апелляционным судом. ООО "Единая УК" считает, что МУП "СпДУ" не уведомило общество ненадлежащим образом о смене управляющей компании, о чем указано в апелляционной жалобе.
В связи с изложенным, в заседании Комиссии по делу N СЮ04-02/2013-63 был объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 22 августа 2014 года.
22.08.2014 г. ООО "Единая УК" представило копию акта от 10.06.2014 г., копию счет-квитанции за июнь 2014 года, резолютивную часть постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 г. по делу А71-2703/2014, копию письма в МУП "Ижводоканал" N ГИ-817 от 11.06.2014 г., письменные пояснения, согласно которым 23.01.2014 г. в адрес ООО "Единая УК" поступило уведомление о решении общего собрания собственников расторгнуть договор управления, оформленное протоколом от 18.01.2014 г. Однако в данном уведомлении не было указано ни наименования новой организации, ни ее адреса.
Таким образом, ООО "Единая УК" не было надлежащим образом уведомлено о решении общего собрания собственников МКД N 74 по улице К. Либкнехта г. Ижевска об избрании МУП "СпДУ" в качестве новой управляющей компании.
В июне 2014 года ООО "Единая УК" произвела сторнировку платежей, уплаченных ООО "Единая УК" жителям МКД N 74 по улице К. Либкнехта г. Ижевска за период с февраля 2014 года по май 2014 года, что подтверждается приложенными квитанциями. Данные квитанции были направлены собственникам помещений через старших по дому.
Рассмотрев представленные документы и информацию, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В силу п. 7) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9) ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции").
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на осуществление недобросовестной конкуренции.
ООО "Единая УК" и МУП "СпДУ" являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Ижевска. Соответственно, данные лица являются конкурентами.
Порядок выбора способа управления, а также осуществления управления МКД управляющей организацией закрепляется Жилищным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно частям 3 и 9 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно части 8 статьи 162 Жилищного кодекса РФ изменение и(или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Общими нормами части 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (ч. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1. и 8.2. ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а также по изложенным выше правовым основаниям - в случаях, определенных соглашением сторон.
Собственниками помещений многоквартирного дома N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска было проведено общее собрание в форме заочного голосования, оформленное протоколом от 18.01.2014 г.
По итогам общего собрания собственников принято решение о выборе управляющей организацией МУП "СпДУ", утверждении договора управления многоквартирным домом и заключении его с МУП "СпДУ".
18.01.2014 г. между собственниками помещений многоквартирного дома N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска и МУП "СпДУ" заключен договор управления многоквартирного дома.
В адрес ООО "Единая УК" 30.01.2014 г. было направлено уведомление от о расторжении договора управления указанным многоквартирным домом с ООО "Единая УК", выборе управляющей организацией МУП "СпДУ" и об обязании передать техническую и иную, связанную с управлением многоквартирным домом документацию.
Решения общего собрания, оформленные протоколом от 18.01.2014 г., в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не оспорены и не признаны недействительными.
ООО "Единая УК" приступило к управлению МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска с 01.02.2014 г.
Указанные обстоятельства подтверждены решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2014 г. по делу А71-2703/2014, вступившим в законную силу, в соответствии с которым были удовлетворены требования МУП "СпДУ" об обязании ООО "Единая УК" передать техническую документацию техническую и иную, связанную с управлением многоквартирным домом документацию на МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска.
Комиссией установлено, что после начала управления МУП "СпДУ", ООО "Единая УК" выставило жителям указанного дома счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается представленными в материалы дела счет-квитанциями за февраль - май 2014 года.
Данные действия ООО "Единая УК" были осуществлены в противоречии с положениями Жилищного кодекса РФ, обычаям делового оборота, требованиями разумности, добропорядочности и справедливости, создали МУП "СпДУ" препятствие в осуществлении управления МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска, что способно причинить предприятию убытки как хозяйствующему субъекту-конкуренту, ввиду возникшей неопределенности для жителей указанного МКД, в какую из управляющих компаний необходимо перечислять денежные средства.
На основании изложенного, действия ООО "Единая УК" по незаконному выставлению жителям МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска счет-квитанций за февраль - май 2014 года, являются недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С целях защиты прав и законных интересов заявителя, ввиду отсутствия доказательств непосредственного доведения до собственников МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска информации о незаконности выставленных счетов-квитанций, и руководствуясь пунктом е) части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Единая УК" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать действия "Единая Управляющая Компания" по выставлению жителям МКД N 74 по ул. К. Либкнехта г. Ижевска счетов-квитанций на оплату за жилищно-коммунальные услуги за февраль, март, апрель, май 2014 года, что нарушает нормы Жилищного кодекса РФ, требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту, недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать ООО "Единая Управляющая Компания" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ООО "Единая Управляющая Компания" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства посредством информирования жителей указанного МКД о незаконности выставленных счетов-квитанций на оплату за жилищно-коммунальные услуги за февраль, март, апрель, май 2014 года.
4. Передать материалы дела N СЮ04-02/2014-19 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении "Единая Управляющая Компания" и виновного должностного лица общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и предписание могут быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в трехмесячный срок с момента их вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 4 сентября 2014 г. N СЮ04-02/2014-19
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016