Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 5 декабря 2012 г. N 476-15-12
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 21 ноября 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 5 декабря 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Пономарева Е.В., ведущий специалист-эксперт правового отдела, рассмотрела дело N476-15-12, возбужденное в отношении администрации Советского района г.Красноярска (660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка 36), в отношении Департамента градостроительства администрации г. Красноярска (660075, г. Красноярск, ул. Маерчака 16) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
Дело рассмотрено с участием: директора ООО ПКФ "Пинта" Сергиенко Т.Г.; представителя администрации Советского района города Красноярска - Колпакова Г.В. (<_>).
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления (вх. N12784 от 02.08.2012, вх. N15550 от 14.09.2012) от ООО ПКФ "Пинта" с жалобой на действия администрации Советского района г. Красноярска (далее - Администрация) и Департамента градостроительства администрации г. Красноярска (далее - Департамент).
В своих заявлениях ООО ПКФ "Пинта" указывает, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов 51, общей площадью 2822,27 кв.м., передан в аренду ООО ПКФ "Пинта" для размещения временной автостоянки с 1996 года. Срок действия договора аренды указанного земельного участка неоднократно продлялся.
29.05.2012 ООО ПКФ "Пинта" обратилось в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов 51, срок действия которого истекает 15.10.2012.
На данное обращение Администрация ответила отказом (исх.N1777 от 09.06.2012), указав, что Администрацией города Красноярска принято решение о переносе рынка "Шапр" с ул. Воронова на рынок "Кедр" по пр. Металлургов 51, в связи с чем возникла необходимость увеличения парковочных мест (организации дополнительной бесплатной парковки). В связи с этим Администрацией Советского района было принято решение о не включении в схему размещения временных сооружений указанной автостоянки.
20.06.2012 ООО ПКФ "Пинта" повторно обратилось в Администрацию с заявлением о включении в схему размещения временных сооружений указанной автостоянки.
Письмом от 27.06.2012 (исх.N1920) Администрация повторно ответила отказом.
03.08.2012 ООО ПКФ "Пинта" обратилось в Администрацию с предложением о предоставлении бесплатных парковочных мест предпринимателям, арендующим торговые места на рынке, а также посетителям рынка (покупателям) в часы работы рынка.
После этого, на основании данного обращения (письмо от 03.08.2012) администрация Советского района направила в адрес Департамента письмо (исх. N1493-асовр от 29.08.2012) с просьбой включить указанный выше земельный участок (временное сооружение - автостоянка) в схему размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.
Вместе с тем, указанный земельный участок для размещения временной автостоянки по адресу: пр. Металлургов 51, Департаментом в схему размещения временных сооружений на территории г. Красноярска - не включен.
По результатам рассмотрения заявления ООО ПКФ "Пинта" приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N825 от 02.11.2012 в отношении администрации Советского района г. Красноярска и Департамента градостроительства администрации г. Красноярска возбуждено дело N476-15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Представители Администрации с вменяемым нарушением не согласились, в обоснование правомерности действий указали следующее.
29.08.2012 письмом исх. N1493-асовр администрация Советского района в г. Красноярске направила в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска обращение о включении в схему временных сооружений - автостоянки по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов, 51. Также письмом от 30.08.2012 исх. N 2430 ООО ПКФ "Пинта" было проинформировано о том, что в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска было направлено обращение о включении в схему временных сооружений - автостоянки по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов, 51.
В настоящее время администрацией города Красноярска, на основании распоряжения N159-р от 26.09.2012 внесены изменения в распоряжение администрации г. Красноярска N46-р от 26.02.2007 "Об утверждении Положения об администрации районов в городе Красноярске", отменяющие полномочия администрации районов в городе Красноярске в сфере строительства, архитектуры и землепользования, в связи с чем, администрация Советского района не вправе предоставлять земельные участки и согласовывать проекты правовых актов о размещении временных сооружений на территории района и др.
Администрации Советского района в г. Красноярске не имела намерения изъять земельный участок от ООО ПКФ "Пинта" и предоставить его иному лицу для осуществления предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, администрация Советского района считает, что в ее действиях отсутствуют признаки монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Департамент градостроительства, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, на заседание не явился, представив в дело письменные пояснения (исх. N1493-асовр от 29.08.2012).
По вопросу не включения автостоянки по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов 51, по обращению администрации Советского района г. Красноярска (исх. N1493-асовр от 29.08.2012) в своем письме от 16.11.2012 (исх.N04/5151-дг) Департамент каких-либо пояснений относительно фактических обстоятельств, препятствующих внесению автостоянки в схему, не дал.
Относительно не включения указанной автостоянки по обращению ООО ПКФ "Пинта" (исх. N161 от 17.09.2012) Департамент указал на то, что указанное обществом временное сооружение находится в границах охранной зоны инженерных коммуникаций, в результате этого, согласно пункту 7 Порядка разработки и утверждения схемы размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденным Постановлением администрации города Красноярска от 02.04.2012 N137, включение данного временного сооружения в схему не представляется возможным.
Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией лиц, участвующих в деле, отмечает:
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статья 7 указанного Закона определяет, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Порядок размещения временных сооружений на территории г. Красноярска утвержден постановлением администрации г. Красноярска N55 от 09.02.2010.
Согласно пункту 2.1 Положения N 55 (в ред. от 02.04.2012, действовавшей на момент обращения ООО ПКФ "Пинта"), юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются в уполномоченный орган, который, в соответствии с пунктом 1.10 Положения N 55, представляет администрация района в городе.
Пункт 2.2 определяет, что уполномоченный орган рассматривает заявление и представленные документы. Основаниям для отказа в размещении временного сооружения, в соответствии с пунктом 2.2 Положения N 55, являются случаи, когда временное сооружение (в том числе, автостоянка) не включено в схему размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Таким образом, для выдачи разрешения на размещение временного сооружения в порядке, предусмотренном Положением N 55, необходимо, чтобы заявленное временное сооружение было включено в схему размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.
Порядок включения в указанную схему временных сооружений, а также порядок внесения изменений в схему утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 02.04.2012 N137.
В соответствии с пунктом 9 указанного постановления, схема размещения временных сооружений на территории г. Красноярска утверждается главой города Красноярска на основании предложений, направленных администрациями районов г. Красноярска.
Согласно пункту 10 указанного Порядка физические и юридические лица вправе направить в администрации районов г. Красноярска предложения свои предложения о включении временных сооружений в схему. Указанным постановлением не регламентируется сам порядок и сроки включения в схему временных сооружений, а также перечень документов, которые необходимо представить физическим/юридическим лицам, желающим включить временное сооружение в указанную схему.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 Порядка указано, что схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, санитарными и экологическим нормами и правилами, нормами пожарной безопасности, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Согласно пункту 7 указанного Порядка в указанную схему временных сооружений не включаются предполагаемые к размещению временные сооружения на земельных участках, занятых зелеными насаждениями и газонами.
Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
29.05.2012 и 20.06.2012 ООО ПКФ "Пинта" обращалась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлениями о продлении срока размещения временного сооружения, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов, 51, а также с просьбой о включении указанной автостоянки в схему размещения временных сооружений на территории г. Красноярска.
На данные обращения Администрация ответила отказом (письма от 09.06.2012 и от 27.06.2012), указав, что Администрацией города Красноярска принято решение о переносе рынка "Шапр" с ул. Воронова на рынок "Кедр" по пр. Металлургов, 51, в связи с чем возникла необходимость увеличения парковочных мест (организации дополнительной бесплатной парковки). В связи с этим Администрацией Советского района было принято решение о не включении в схему размещения временных сооружений указанной автостоянки.
03.08.2012 ООО ПКФ "Пинта" обратилось в Администрацию с предложением о предоставлении бесплатных парковочных мест предпринимателям, арендующим торговые места на рынке, а также посетителям рынка (покупателям) в часы работы рынка.
На основании данного обращения (письмо от 03.08.2012) администрация Советского района направила в адрес Департамента письмо (исх. N1493-асовр от 29.08.2012) с просьбой включить указанный выше земельный участок (временное сооружение - автостоянка) в схему размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, что подтверждает отсутствие объективных причины для отказа ООО ПКФ "Пинта" во включении автостоянки в схему
На основании изложенного, с учетом фактических и правовых оснований, Комиссия приходит к выводу о том, что Администрация неправомерно отказала ООО ПКФ "Пинта" во включении в указанную схему размещения временных сооружений сооружения, принадлежащего заявителю.
Неправомерный отказ Администрации (письма от 09.06.2012 и от 27.06.2012) о включении в схему размещения временных сооружений автостоянки по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов 51, создал необоснованное препятствие ООО ПКФ "Пинта" в осуществлении предпринимательской деятельности, что ущемляет интересы указанного общества как субъекта хозяйственной деятельности и может привести (могло привести) к ограничению конкуренции.
Согласно ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" одним из признаков ограничение конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях администрации Советского района г. Красноярска имеет место нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 3135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном отказе (письма от 09.06.2012 и от 27.06.2012) о включении в схему размещения временных сооружений автостоянки по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов 51, что создало необоснованные препятствия ООО ПКФ "Пинта" в осуществлении обществом предпринимательской деятельности, что в свою очередь привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
Комиссия также учитывает то обстоятельство, что при обращении ООО ПКФ "Пинта" 03.08.2012 в Администрацию с просьбой включить указанную выше автостоянку в схему размещения временного сооружения на территории г. Красноярска, Администрация на основании данного обращения направила в адрес Департамента письмо (исх. N1493-асовр от 29.08.2012) с просьбой включить указанный выше земельный участок (временное сооружение - автостоянка) в схему размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, однако Департаментом не были приняты меры по включению в схему размещения временных сооружений вышеуказанной автостоянки.
На основании изложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о необходимости прекращения дела N476-15-12, возбужденного в отношении администрации Советского района г. Красноярска (660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка 36), в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела N476-15-12 Комиссией установлено, что для установления наличия или отсутствия нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в действиях/бездействии Департамента, связанном с невключением по обращению ООО ПКФ "Пинта" (исх. N161 от 17.09.2012) и администрации Советского района г. Красноярска (исх. N1493-асовр от 29.08.2012) в схему размещения временных сооружений на территории г.Красноярска вышеуказанной автостоянки, необходимо получение дополнительной информации, которая будет способствовать полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела. В связи с этим, Комиссия пришла к выводу о целесообразности выделения из настоящего дела антимонопольного дела N495-15-12 в отношении Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в отдельное производство, о чем было вынесено отдельное определение от 21.11.2012.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 23, 41, 47.1, 48, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". решила:
1. Признать администрацию Советского района города Красноярска нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, ограничивающих (могущих ограничить) конкуренцию, связанных с необоснованным отказом (письма от 09.06.2012 и от 27.06.2012) ООО ПКФ "Пинта" во включении в схему размещения временных сооружений автостоянки, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. Металлургов 51.
2. Прекратить производство по настоящему делу в отношении администрации Советского района города Красноярска в связи с устранением нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии: Ю.В. Фомушкина
Е.В. Пономарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 декабря 2012 г. N 476-15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016