Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 08/14801 (опубликовано 6 декабря 2012 г.)
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Беляев Александр Николаевич - руководитель управления,
Соколова Ирина Петровна - заместитель руководителя управления,
Кудрявцев Денис Юрьевич - заместитель начальника отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли Санкт - Петербургского УФАС;
Крылов Иван Валерьевич - главный специалист-эксперт юридического отдела Санкт-Петербургского УФАС,
рассмотрев дело N К08-186/12 по признакам нарушения Санкт - Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская Александровская больница" (ИНН 7811018700; местонахождение: 193312, Санкт - Петербург, пр. Солидарности, д. 4) частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В соответствии с Приказом Санкт - Петербургского УФАС России N96 - ОВ от 28.03.2011, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница". В ходе проведения контрольного мероприятия в действиях СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" при проведении торгов в 2011 году на закупку рентгенодиагностического оборудования были выявлены признаки нарушения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции (акт проверки N08-12 от 27.06.2012).
31 августа 2012 года Приказом N378 - ОВ Санкт - Петербургское УФАС России возбудило дело в отношении СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" было заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованных лиц Козлова В.П. (в 2011 году занимал должность главного врача СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница") и Комарницкого В.М. (в 2011 году занимал должность заместителя главного врача по клинико - экспертной работе СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница").
Из материалов дела следует, что в 2011 году Козлов В.П. и Комарницкий В.М. в силу своих должностных обязанностей принимали участие в процессе государственных закупок СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" рентгенодиагностического оборудования.
В соответствии пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС от 25.12.2007 N447 (далее - Административный регламент), субъектами процесса рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства являются: заявитель, ответчик по делу, заинтересованные лица.
При этом пунктом 3.36.3. Административного регламента установлено, что заинтересованными лицами являются лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением конкретного дела.
На основании вышеизложенного, Козлов В.П. и Комарницкий В.М. в соответствии с определением от 12.10.2012 N08/12247 были привлечены к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованных лиц.
Рассмотрев представленные ответчиком документы, а также полученные в ходе проведения контрольного мероприятия и рассмотрения антимонопольного дела материалы, заслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
В течение 2011 года СПб ГБУЗ "Александровская больница" по 6 государственным контрактам было закуплено 13 единиц рентгеновского оборудования на общую сумму 85 902 409 руб. (данные представлены в Таблице 1).
Из представленных в Таблице 1 данных следует, что из 7 проведенных процедур в 6 аукционах ЗАО "НИПК "Электрон" являлось единственным участником, заключавшим государственный контракт на поставку медицинской техники по максимальной цене либо с небольшим снижением.
Таблица 1
Номер, дата и предмет государственного контракта
|
Кол-во единиц мед. техники
|
Число участников в аукционе
|
% снижения
|
Победитель |
Цена контракта
|
Цена за единицу
|
0372200000111000066-0140984-02, комплекс рентгенодиагностический телеуправляемый (совместные торги)
|
2 |
2 |
10 |
ЗАО "НИПК "Электрон" |
22920000 |
1146000 |
0372200000111000082-0140984-02 от 29.09.2011, аппарат палатный рентгенографический (совместные торги) |
5 |
1 |
6,6 |
ЗАО "НИПК "Электрон" |
7050000 |
1410000 |
114 от 12.10.2011, стационарный цифровой рентгенографических аппарат на 2 рабочих места (совместные торги) |
3 |
1 |
3 |
ЗАО "НИПК "Электрон" |
35202030 |
11734010 |
101 от 12.09.2011, установка рентгенографическая хирургическая передвижная типа с-дуга |
1 |
1 |
0 |
ЗАО "НИПК "Электрон" |
3455000 |
3455000 |
117 от 12.10.2011, аппарат рентгеновский цифровой флюорограф |
1 |
1 |
7,4 |
ЗАО "НИПК "Электрон" |
5113300 |
5113300 |
107 от 07.09.2011, аппарат палатный рентгенографический |
1 |
1 |
0 |
ЗАО "НИПК "Электрон" |
1502500 |
1502500 |
116 от 26.10.2011, установка рентгенографическая хирургическая передвижная типа с-дуга |
3 |
1 |
|
ЗАО "НИПК "Электрон" |
10 659579 |
3 553 193 |
Итого |
16 |
- |
- |
- |
85 902 409 |
- |
В ходе подготовки к проведению процедур размещения государственного заказа на закупку рентгенодиагностического оборудования, СПб ГБУЗ "Александровская больница" были утверждены технические задания, которые вошли в состав аукционной документации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, а именно:
- извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0372200263411000107 на закупку аппарата палатного рентгенографического размещено на сайте 17.08.2011;
- извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0372200263411000101 и N0372200263411000116 на закупку рентгенодиагностической передвижной хирургической установки типа С - дуга размещены на сайте 04.08.2011 и 02.09.2011 соответственно;
- извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0372200263411000117 на закупку флюорографа малодозового цифрового;
- извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0372200263411000114 на закупку стационарного цифрового рентгенографического аппарата на 2 рабочих места.
Санкт - Петербургским УФАС России в адрес производителей рентгенодиагностической техники ОАО "Научно - исследовательский институт электромеханики", Swissray Medical AG (Швейцария), ООО "Севкаврентген-Д" были направлены запросы о возможности поставки ими оборудования по техническим заданиям, включенным СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" в аукционную документацию по размещению государственного заказа на закупку рентгенодиагностического аппарата на 2 рабочих места (извещение N0372200263411000114), рентгенодиагностической передвижной хирургической установки типа С - дуга (извещения N0372200263411000101 и N0372200263411000116), флюорографа малодозового цифрового (извещение N0372200263411000117), аппарата палатного рентгенографического (извещение N0372200263411000107) и комплекс рентгенодиагностический телеуправляемый (государственный контракт 0372200000111000066-0140984-02 совместные торги) с указанием информации о ценах на товар с учетом стоимости доставки, страховки, монтажа, ввода в эксплуатацию и инструктажа персонала в Санкт - Петербург.
В ответе на запрос ОАО "Научно - исследовательский институт электромеханики" было указанно:
- в технических характеристиках на рентгенодиагностический аппарата на 2 рабочих места указана модель АРЦ "ОКО" производства ЗАО "НИПК "Электрон" или эквивалент, в то время, как ряд технических характеристик прописных в подпунктах 3.3., 4.2, 4.4, 4.5, 4.7, 4.9, 4.10, 4.10.1, 4.10.2, 4.10.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 8.1, 9.5, 9.6 и 9.8, указывают на уникальность аппарата и могут соответствовать только указанной модели;
- в технических характеристиках на аппарат рентгеновский стационарный диагностический телеуправляемый указана модель КРТ "ОКО" производства ЗАО "НИПК "Электрон" или эквивалент, в то время, как ряд технических характеристик, прописанных в подпунктах 2.10, 5.1, 5.2, 6.11, 7, 8, и 9 указывают, на уникальность аппарата и могут соответствовать только указанной модели;
- в технических характеристиках на аппарат рентгеновский палатный передвижной прописан аппарат иностранного производства, распространяемый ЗАО "НИПК "Электрон" под своей маркой АПР "ОКО". На это указывает ряд уникальных технических характеристик аппарата производства ЗАО "НИПК "Электрон", а именно подпункты 2.19, 3.6, 3.18 технического задания. Подпункты 2.9, 2.10, 2.11 не специфицируются, за исключением ЗАО "НИПК "Электрон", вместо них специфицируется усилие, с которым должен передвигаться аппарат.
По мнению ОАО "Научно - исследовательский институт электромеханики", вышеуказанные технические характеристики уникальны и свойствены только аппаратам ЗАО "НИПК "Электрон", что не позволяет остальным компаниям, производящим подобные аппараты, участвовать в открытых аукционах и конкурсах.
ООО "Севкаврентген-Д" в ответе запрос также указывает, что направленным Санкт - Петербургским УФАС России техническим заданиям будет соответствовать исключительно оборудование производства ЗАО "НИПК "Электрон", а именно:
- техническим характеристикам на рентгенодиагностический аппарата на 2 рабочих места соответствует модель АРЦ "ОКО" производства ЗАО "НИПК "Элнетрон", на что указывают подпункты 3.3, 3.74, 4.2, 4.6, 4.10, 4.10.1, 4.10.2, 4.10.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 7.5, 8.2, 8.4 технического задания;
- в технических характеристиках на флюорограф малодозовый цифровой указана модель ФЦ ОКО, чему соответствуют подпункты 2.1, 2.2, 2.7, 5.4, а также условия наличия размещения излучателя и приемника на единой, не вращающейся штанге.
Как указывает ООО "Севкаврентген-Д", перечисленные выше пункты являются ни чем иным, как одним из вариантов технического решения, предложенного ЗАО "НИПК "Электрон", и сами по себе не несут каких - либо дополнительных диагностических возможностей, однако, при этом ограничивают круг участников размещения государственного заказа.
Исходя из вышеизложенного, технические характеристики, включенные СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" в состав аукционных документаций на закупку рентгенодиагностического оборудования в 2011 году, соответствовали только оборудованию производства ЗАО "НИПК "Электрон".
Таким образом, СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" для ЗАО "НИПК "Электрон" были созданы преимущественные условия участия в торгах, поскольку другие производители не могли предложить рентгенодиагностическое оборудование, соответствующие техническим характеристикам, установленным государственным заказчиком в аукционной документации и как следствие этого принять участия в торгах, организованных СПб ГУЗ "Городская Александровская больница".
Из служебной электронной переписки, полученной в ходе проверки с рабочего компьютера начальника отдела государственных закупок СПб ГБУЗ "Александровская больница" Головенькиной Н.А. установлено следующее.
Письмом от 22 сентября 2011 года Гальцев А.П. (почтовый ящик: galtsev@eletronxray.com) направил в адрес Головенькиной Н.А. (почтовый ящик: gz-alex17@mail.ru) обоснование причин, по которым можно было отклонить первую часть заявки участника N2 от участия в аукционе под реестровым номером N0372200263411000117, в виде заключения рассмотрения комиссией первых частей заявок участников.
Таким образом, до получения вышеуказанного письма СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" предоставило сведения, содержащиеся в первой части заявки на участие в открытом аукционе участника N2 ЗАО "НИПК "Электрон".
Из пояснений Головенькиной Н.А. следует, что она передала данное письмо членам аукционной комиссии больницы.
В соответствии с протоколом рассмотрения 1 частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме к протоколу заседания N0372200263411000117 от 26.09.2011, Государственная комиссия СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" в сфере формирования, размещения и исполнения государственного контракта Санкт - Петербурга отклонила заявку второго участника аукциона по основаниям, указанным в письме от 22.09.2012.
Исходя из вышеизложенного, СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" были предоставлены преимущественные условия участия в торгах ЗАО "НИПК "Электрон", путем доступа к информации.
Представитель СПб ГБУЗ "Александровская больница" в ходе рассмотрения дела не смог дать пояснения по вопросу соответствия технических заданий, включенных СПб ГБУЗ "Александровская больница" в состав аукционных документаций на закупку рентгенодиагностического оборудования в 2011 году, только одному производителю, предоставление ЗАО "НИПК "Электрон" информации, содержавшейся в первой части заявки на участие в открытом аукционе (под реестровым номером N0372200263411000117) участника N2, поскольку эти вопросы, по его мнению, относятся к компетенции главного врача, в должностные обязанности которого, в том числе входило, утверждение документаций для размещения государственных заказов, контроль за деятельностью сотрудников больницы, задействованных при размещении государственных заказов, подписание государственных контрактов по результатам размещения заказов, подписание служебной переписки от имени больницы по вопросам размещения государственных заказов, но при этом указал, что установленные в ходе проверки и рассмотрения дела обстоятельства могут свидетельствовать о признаках нарушения СПб ГБУЗ "Александровская больница" антимонопольного законодательства.
При надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения дела NК08 - 186/12 Козлов В.П. не явился на рассмотрение настоящего дела.
В соответствии с имеющимися материалами дела, Комарнинций В.М. в 2011 году являлся председателем Государственной комиссии СПб ГБУЗ "Александровская больница" в сфере формирования, размещения и исполнения государственного контракта Санкт - Петербурга.
В ходе рассмотрения дела Комарницкий В.М. пояснил, что не имел отношение к разработке технических заданий, включенных в состав аукционных документаций, и распоряжений по поводу предоставления ЗАО "НИПК "Электрон" какой - либо информации не давал.
Исходя из итогов проведенных СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" в 2011 году процедур размещения государственного заказа на закупку рентгенодиагностического оборудования, ответов производителей рентгенодиагностической техники, служебной переписки и пояснений сотрудников отдела государственных закупок СПб ГБУЗ "Александровская больница" полученной в ходе проверки, следует, что государственным заказчиком СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" при проведении торгов были созданы преимущественные условия участия в торгах для ЗАО "НИПК "Электрон", что привело к ограничению круга участников размещения государственного заказа, путем установления технический требований к закупаемому оборудованию.
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Руководствуясь вышеизложенным, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Обстоятельства материалов антимонопольного дела позволяют квалифицировать действия СПб ГБУЗ "Александровская больница" при подготовке и проведении процедур государственных закупок рентгенодиагностического оборудования в 2011 году, как действия, направленные на создание преимущественных условий участия в торгах для ЗАО "НИПК "Электрон", которые привели к ограничению конкуренции при проведении аукционов.
В результате установленных выше действий технические задания СПб ГБУЗ "Александровская больница" были сформированы таким образом, что ограничивали доступ к участию в аукционе иных коммерческих организаций (за исключением ЗАО "НИПК "Электрон") с предложением реализации аналогичного диагностического оборудования по меньшей цене, что подтверждает статистика заключенных СПб ГБУЗ "Александровская больница" в 2011 году государственных контрактов на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию рентгенодиагностического оборудования (Таблица 1), в соответствии с которой, в подавляющем большинстве случаев ЗАО "НИПК "Электрон" являлось единственным участником по всем аукционам, заключавшим государственный контракт на поставку медицинской техники по максимальной цене либо с небольшим снижением.
Предоставление СПб ГБУЗ "Александровская больница" в ходе организации торгов доступа ЗАО "НИПК "Электрон" к информации, содержащейся в первых частях заявок других участников торгов, давало указанной коммерческой организации необоснованное конкурентное преимущество по отношению к другим участникам торгов.
Таким образом, установленные в ходе рассмотрения антимонопольного дела действия СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" свидетельствуют о нарушении пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт - Петербургского УФАС России по рассмотрению дела N К08-185/12, решила:
1. Признать в действиях организатора торгов СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании ЗАО "НИПК "Электрон" преимущественных условий участия в аукционах на закупку рентгенодиагностического оборудования в 2011 году.
2. Выдать предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов и запросов котировок СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" на закупку медицинского оборудования.
Председатель Комиссии А.Н. Беляев
Члены Комиссии: И.П. Соколова
Д.Ю. Кудрявцев
И.В. Крылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 08/14801 (опубликовано 6 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016