Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 8-01/276 (опубликовано 10 декабря 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <_> рассмотрев дело N 8-01/276, возбужденное в отношении администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Хабаровское УФАС России из прокуратуры Хабаровского края поступила информация о передаче администрацией Ульчского муниципального района МУП УМР "Мариинское КХ" по договору аренды муниципального имущества жилищно-коммунального назначения без проведения торгов.
От МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство" поступило ходатайство от 03.12.2012 N243 о рассмотрении дела без их участия.
Дело рассматривается в отсутствие сторон.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Администрацией Ульчского муниципального района 14.06.2012 заключен договор аренды с МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство" на период с 14.06.2012 по 14.06.2014. Имущество предназначено для обеспечения потребностей в жилищно-коммунальных услугах населения, предприятий и организаций, находящихся на территории сел Мариинское, Большие Санники и поселка Мариинский Рейд. Имущество передано в следующем составе: емкость пожарная, насос, котел КВ 1.096р, трансформаторная подстанция КТП 250\1 в п. Мариинский рейд, ул. 60 лет Октября, 3, трансформаторная подстанция ТМ-100, с. Мариинское, ул. Колхозная, 1, дизель 6 ЧН1А36\45, счетчик ВЖУ, счетчик ВЖУ ГСМ, емкость 400 кбм 2 ед., дизельный генератор ДГ-72, генератор СГД-72, насос 80\50 200, насос 45\55, щит управления КУВ 1, щит распределительный силовой 2 ед., щит КИИ Г-72 8300, насос НШ 50 2 квт, компрессор КВДМ-М, турбокомпрессор ТК, диз.генератор, счетчик комм. учета 2 ед, насос АН 2116, свар.агрегат АДД 4004, автомобиль УАЗ 220694-04, насос к 45\30 7.5х3000, автомобиль Урал 4320, автомобиль КО 503В, бульдозер К-701, электроагрегат АД-200С-Т400-Р, автомобиль ПАЗ-320540 (перечень имущества, являющийся приложением N1 к договору аренды, акт приема - передачи имущества, который подписан сторонами 14.06.2012 (приложение N2 к договору)).
Как следует из пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, преференция - это предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Порядок предоставления государственных и муниципальных преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции, при этом преференция может быть предоставлена исключительно с предварительного письменного согласия антимонопольного органа (статьи 19, 20 указанного закона).
Администрация Ульчского муниципального района с заявлением о даче согласия на предоставление преференции указанному предприятию в антимонопольный орган не обращалась.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 3 указанной статьи случаев.
После 02.07.2008, то есть после вступления в силу статьи 17.1. поименованного закона, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, возможно только по результатам торгов.
Передача МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство" объектов муниципального имущества для оказания жилищно-коммунальных услуг без проведения торгов не относится к перечисленным в частях 1 и 3 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции исключениям.
Сведений о проведенных в период до 14.06.2012 торгах на право заключения указанного договора аренды с МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство" администрацией не представлено.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии иных законных оснований для заключения такого договора.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса или аукциона, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Передача муниципального имущества в пользование отдельному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества, обеспечивает ему более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности, ведет к недопущению конкуренции за право обладания таким имуществом.
Учитывая изложенное, действия администрации Ульчского муниципального района, связанные с передачей 14.06.2012 в аренду муниципальному предприятию имущества без проведения торгов и без предварительного письменного согласия антимонопольного органа противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем 10.09.2012 администрация Ульчского муниципального района на основании постановления N517-па объявила аукцион на право заключения договоров аренды муниципального имущества (переданного ранее по названному выше договору), пунктом 4 данного постановления предусмотрено разместить информацию об аукционе на официальном сайте администрации района - www.adminulchi.ru.
Из протокола N1 от 26.10.2012 заседания комиссии о результатах открытого аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества Ульчского муниципального района аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что, в частности, на лот N3 поступила одна заявка от МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство". Начальная (минимальная) цена договора аренды муниципального имущества осталась без изменений.
По результатам аукциона с МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство" как с единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе и допущенным к участию в таком аукционе, заключен 06.11.2012 договор N1 аренды муниципального имущества. Перечень имущества, переданного по этому договору, совпадает с перечнем имущества, переданного ранее предприятию по договору от 14.06.2012.
В соответствии с частью 6 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 указанной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и определении уполномоченного на его ведение федерального органа исполнительной власти" установлено, что официальным сайтом для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, является сайт torgi.gov.ru.
Таким образом, с 01.01.2011 органы власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятии и учреждения и иные лица, являющиеся организаторами торгов в отношении государственного и муниципального имущества, проводимых в соответствии со статьей 17.1. Закона о защите конкуренции, должны руководствоваться указанным Постановлением об определении официального сайта.
Пунктом 27 приказа ФАС России от 10.02.2010 N67 установлена обязанность организатора торгов размещать информацию о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет". Пунктом 104 указанного приказа установлена возможность организатора аукциона разместить извещение о проведение аукциона в любых средствах массовой информации и любых электронных средствах массовой информации при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо размещения на официальном сайте торгов.
Администрацией Ульчского муниципального района информация о проведении названного выше аукциона на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru. не размещена.
Следовательно, неразмещение информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества с 01.01.2011 на официальном сайте торгов является нарушением правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N67, соответственно, проведение аукциона с установленным Хабаровским УФАС России нарушением порядка информационного обеспечения аукциона не может свидетельствовать о добровольном устранении антимонопольного законодательства, допущенного администрацией 14.06.2012 при передаче муниципального имущества МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство".
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что муниципальное имущество передано МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство" без соблюдения установленного законодательством порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, выразившиеся в передаче в аренду МУП УМР "Мариинское коммунальное хозяйство" муниципального имущества, указанного в приложениях 1 и 2 к договору аренды от 14.06.2012, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание не выдавать в связи с прекращением действия указанного договора.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 8-01/276 (опубликовано 10 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016