Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-04/3297 (опубликовано 16 марта 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
в присутствии представителя муниципального заказчика - Исполнительного комитета Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, в присутствии представителей заявителя ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)", рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" (вх. N2193 от 19.02.2015 г.) на действия заказчика - Исполнительного комитета Лениногорского муниципального района Республики Татарстан при проведении электронного аукциона N0111300000415000072 на предмет: "Услуги по санитарно-противоэпидемическим (профилактическим мероприятиям)", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111300000415000072 размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 18.02.2015 года.
Муниципальный заказчик - Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района Республики Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 073 900, 00 руб.
Суть жалобы: заявитель сообщил о размещении аукционной документации с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе, а именно: не установлены требования к участнику закупки в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также неверно указ код по ОКПД.
Представитель муниципального заказчика, согласно представленным пояснениям, с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился.
Заслушав представителя муниципального заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла доводы заявителя, изложенные в жалобе, обоснованным ввиду следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержатся информация об ограничении участия в определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с положением о лицензировании медицинской деятельности утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" работы по эпидемиологии, бактериологии, дезинфектологии (включают в себя: дезинфекционные, дератизационные, дезинсекционные мероприятия).
Вместе с тем, ни в извещении, ни в документации об электронном аукционе N0111300000415000072 на предмет: "Услуги по санитарно-противоэпидемическим (профилактическим мероприятиям)", не установлены требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно наличие лицензии на осуществление деятельности, являющейся предметом данной закупки.
Следовательно, муниципальным заказчиком допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63 с отсылочной нормой на пункт 4 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Муниципальный заказчик в извещении о проведении вышеуказанного электронного аукциона указал код классификации видов экономической деятельности, продукции и услуг: 74.70.11.310 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД) - услуги по санитарно-противоэпидемическим (профилактическим мероприятиям).
Вместе с тем, в соответствии с техническим заданием аукционной документации требуется оказание следующих услуг: очаговая дезинфекция, исследования СПЭМ, сплошная дератизация, барьерная дератизация, противоклещевая обработка, противомалярийная обработка.
Согласно Постановлению Кабинета Министра Республики Татарстан от 03.12.2010 г. N989 "О порядке использования субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на реализацию государственных полномочий Республики Татарстан по проведению противоэпидемических мероприятий", в очагах инфекционных заболеваний противоэпидемические мероприятия проводятся комплексно, то есть в одном очаге могут применяться разные виды обработки, следовательно, закупка должна включать в себя все разделы мероприятий.
Следовательно, код ОКПД должен быть указан по каждому виду услуг, а именно:
- 74.70.11.110 Услуги по дезинфекции помещений;
- 74.70.11.210 Услуги по дератизации (уничтожению грызунов);
- 74.70.11.310 Услуги по дезинсекции (уничтожению насекомых), в том числе методом окуривания (фумигации)
- 74.70.11.990 Услуги по борьбе с вредителями прочие (в том числе по санитарной обработке вещей).
Таким образом, в извещении о проведении электронного аукциона N0111300000415000072 муниципальным заказчиком неверно указан только один код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД), что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки Комиссией установлено следующее.
1. Руководствуясь частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация наряду с информацией, предусмотренной в пунктах 1-12 настоящей статьи должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В извещении о проведении электронного аукциона N0111300000415000072 на предмет: "Услуги по санитарно-противоэпидемическим (профилактическим мероприятиям)" установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем, в аукционной документации по вышеуказанному электронному аукциону не установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Следовательно, информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона не соответствует информации, указанной в аукционной документации.
2. Согласно части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, на основании вышеуказанного муниципальный заказчик установил преимущества организациям инвалидов.
Вместе с тем, установление преимуществ организациям инвалидов по наименованию вышеуказанной закупки, а именно: Услуги по санитарно-противоэпидемическим (профилактическим мероприятиям), не предусмотрено, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта".
Таким образом, муниципальным заказчиком допущено нарушение что является нарушением части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" (вх. N2193 от 19.02.2015 г.) на действия муниципального заказчика - Исполнительного комитета Лениногорского района Республики Татарстан при проведении электронного аукциона N0111300000415000072 на предмет: "Услуги по санитарно-противоэпидемическим (профилактическим мероприятиям)", обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - Исполнительный комитет Лениногорского района Республики Татарстан, нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63 с отсылочной нормой на пункт 4 части 1 статьи 42, части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать муниципальному заказчику - Исполнительному комитету Лениногорского района Республики Татарстан, оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-04/3297 (опубликовано 16 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016