Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 03/15121 (опубликовано 11 декабря 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N К03-212/12 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 26.09.2012 N 417-ОВ с изменениями, внесенными приказом от 29.10.2012 N 477-ОВ, в составе:
Председатель Комиссии:
Яковлев П.В. - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Клименко И.В. - заместитель начальника юридического отдела;
рассмотрев дело N К03-212/12, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" (197046, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, 11/4, лит. А) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при организации открытых аукционов в электронной форме:
- на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания (цена контракта - 197 150 руб.);
- на право заключения договора на поставку принтеров и МФУ (цена контракта - 92 450 руб.);
- на право заключения договора на поставку системных блоков и мониторов (цена контракта - 979 200 руб.);
- на право заключения договора на поставку системных блоков и мониторов (цена контракта - 480 000 руб.) (далее - аукционы)
и открытых конкурсов:
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" на стойках в аэропортах Санкт-Петербурга (цена контракта - 533 200 руб.);
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" по организациям и учреждениям Санкт-Петербурга (курьерская доставка) (цена контракта - 939 679 руб.);
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" на стойках в бизнес-центрах Санкт-Петербурга (цена контракта - 497 252 руб.);
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" на стойках в социально-значимых местах Санкт-Петербурга (цена контракта - 7 848 360 руб.);
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" на станциях ГУП "Петербургский метрополитен" (цена контракта - 3 351 936 руб.) (далее - конкурсы),
что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении конкурсов и аукционов, установила:
1. В Санкт-Петербургское УФАС России поступило обращение депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Резника М.Л. (вх.N 13178 от 05.09.12), в котором указано на нарушения ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" (далее - ОАО "Петроцентр") порядка проведения при организации аукционов и конкурсов.
В обращении указано, что информация, содержащаяся в извещениях о проведении ОАО "Петроцентр" аукционов и конкурсов, размещенных на официальном сайте ОАО "Петроцентр" (www.petrocentr.ru/official/id=3) не соответствует действительности. Так, согласно извещениям, аукционные документации размещены на интернет портале www.zakupki.gov.ru, конкурсные документации размещены на www.zakupki.gov.ru и www.trade.lot-online.ru. Однако, фактически, ОАО "Петроцентр" не размещало извещений и документаций по аукционам и конкурсам на интернет портале www.zakupki.gov.ru, что препятствует ознакомлению с соответствующими конкурсными и аукционными документациями, нарушает информационное обеспечение закупок, предусмотренного Законом о закупках и может свидетельствовать об ограничении доступа участников к информации торгов, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов (конкурсов, аукционов) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания участнику торгов, или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации.
Единственным акционером ОАО "Петроцентр" является субъект Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург в лице Комитета по управления городским имуществом (п.1.3 Устава ОАО "Петроцентр"), таким образом ОАО "Петроцентр" является обществом, закупка товаров, работ, услуг для нужд которого осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" утверждено 30.03.2012 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о закупках на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.
В Положении о закупках отсутствует указание на место размещения аукционной и конкурсной документации в сети Интернет, что обеспечивало бы доступность для ознакомления с указанной информацией без взимания платы.
Согласно Положению о закупках:
п.10.1.5.1. - организатор конкурса предоставляет конкурсную документацию любым участникам, обратившимся к нему в связи с публикацией извещения и оплатившим ее в установленном порядке (если плата установлена). Начало выдачи конкурсной документации должно быть не менее чем за 15 дней до окончания срока приема конкурсных заявок.
п.10.1.5.2. - размер платы за конкурсную документацию не должен превышать объема затрат на ее тиражирование (печать) и доставку участникам обычно принятыми способами.
п.10.1.5.3. - в случае взимания платы за конкурсную документацию организатор конкурса обязан предоставить любому поставщику возможность бесплатного ознакомления с ней в офисе организатора конкурса.
При открытых процедурах документация о закупке выдается любому поставщику, который выполнил условия ее получения (п.8.1.11 Положения о закупках).
Также, согласно п.8.1.3 Положения о закупках, перечень средств массовой информации или иных источников, в которых размещаются официальные публикации документов, объявляющие о начале открытых процедур, определяет Совет Директоров. При проведении закупок на виртуальных электронных торговых площадках, официальная публикация производится на этих площадках.
Согласно п.8.1.4 Положения о закупках в случае, если официальная публикация полного текста документа, объявляющего о начале открытых процедур, приведет к значительным издержкам для организатора закупки (более 1% предполагаемой цены закупки), а также при любых закупках стоимостью менее 1 000 000 рублей без НДС, допускается официальная публикация только на интернет-сайте Общества.
В соответствии с п.5.1.2.4 Положения о закупке, аукцион является разновидностью конкурса, в связи с чем, приведенный выше порядок получения конкурсной документации, установленный Положением о закупках, распространяется и на порядок получения аукционной документации.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила, что указанные пункты Положения о закупках свидетельствуют о возможности неразмещения конкурсной или аукционной документации на официальном сайте, в том числе на сайте заказчика, что противоречит ч.5 ст.4 Закона о закупках и может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания участнику торгов, или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, что является нарушением п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч.3 ст.8 Закона о закупках, после 01.07.2012, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, информация о закупке товаров, работ, услуг подлежит размещению на официальном сайте. До этой даты Положение о закупке, изменения, вносимые в него, планы закупки и иная информация о закупке должны размещаться на сайте заказчика.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 662 информация о закупке, подлежащая в соответствии с Законом о закупках размещению на официальном сайте, подлежит размещению на указанном сайте с 01.10.2012 (постановление опубликовано в СМИ - "Российская газета" от 13.07.2012 N 159, "Собрание законодательства РФ" от 16.07.2012 N 29, начало действия документа - 21.07.2012).
ОАО "Петроцентр" разместило извещения об аукционах и конкурсах 13.08.2012 на официальном сайте заказчика www.petrocentr.ru.
Согласно извещениям, аукционные документации размещены на интернет портале www.zakupki.gov.ru, конкурсные документации по 3 конкурсам на www.zakupki.gov.ru и www.trade.lot-online.ru и по 2 конкурсам на www.petrocentr.ru и. www.trade.lot-online.ru. Однако, фактически, ОАО "Петроцентр" не размещало документаций по аукционам и конкурсам на указанных интернет порталах, что свидетельствует о размещении недостоверной информации относительно места размещения аукционной и конкурсной документаций, препятствует ознакомлению с соответствующими конкурсными и аукционными документациями, нарушает информационное обеспечение закупок, предусмотренного Законом о закупках, что запрещено ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч.5 ст.4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Вместе с тем, в нарушение ч.2 ст.3 Закона о закупках, в п.10.1.3.1 Положения о закупках установлены иные сроки, а именно: "извещение о проведении конкурса должно быть опубликовано не менее чем за 15 дней до исчисления срока подачи заявок. В силу п.5.1.2.4 Положения о закупке, приведенная норма применяется и при проведении аукциона.
Фактически информация о конкурсах и аукционах, содержащаяся в соответствующих извещениях, размещенных 13.08.2012 ОАО "Петроцентр", указывала на следующие сроки проведения закупок (все рассматриваемые конкурсы и аукционы проводись в одни сроки):
Дата начала подачи заявок: 13.08.2012.
Дата окончания подачи заявок: 27.08.2012.
Дата вскрытия конвертов с заявками: 27.08.2012.
Дата рассмотрения заявок на участие в аукционах/конкурсах: 28.08.2012.
Дата подведения итогов аукционов/конкурсов: 29.08.2012.
В соответствии со ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, установленный в извещениях срок подачи заявок составляет 14 дней, что нарушает ч.2 ст.3 Закона о закупках и Положение о закупках, могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания участнику торгов, или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, и запрещено п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать в действиях (бездействии) ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" нарушение ч.1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при организации открытых аукционов в электронной форме:
- на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания (цена контракта - 197 150 руб.);
- на право заключения договора на поставку принтеров и МФУ (цена контракта - 92 450 руб.);
- на право заключения договора на поставку системных блоков и мониторов (цена контракта - 979 200 руб);
- на право заключения договора на поставку системных блоков и мониторов (цена контракта - 480 000 руб.)
и открытых конкурсов:
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" на стойках в аэропортах Санкт-Петербурга (цена контракта - 533 200 руб.);
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" по организациям и учреждениям Санкт-Петербурга (курьерская доставка) (цена контракта - 939 679 руб.);
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" на стойках в бизнес-центрах Санкт-Петербурга (цена контракта - 497 252 руб.);
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" на стойках в социально-значимых местах Санкт-Петербурга (цена контракта - 7 848 360 руб.);
- на право заключения договора на услуги по распространению тиража газеты "Петербургский дневник" на станциях ГУП "Петербургский метрополитен" (цена контракта - 3 351 936 руб.),
выразившееся в нарушении ч.2 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части установления сроков проведения закупок, и установлении в Положении о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" порядка доступа к документации о закупках, противоречащего ч.5 ст.4 Закона о закупках, что нарушает информационное обеспечение закупок, предусмотренного Законом о закупках, путем ограничения доступа участников к информации о конкурсах и аукционах, может создать участнику торгов преимущественные условия участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, и привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении конкурсов и аукционов.
2. Выдать предписание ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при организации конкурсов, аукционов (иных закупок) путем приведения Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр", утвержденного 30.03.2012 в соответствие с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Председатель Комиссии П.В. Яковлев
Члены Комиссии: Е.И. Асташенкова
И.В. Клименко
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
predpisanie_petrocentr.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 03/15121 (опубликовано 11 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016