Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 152 (опубликовано 12 декабря 2012 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 152 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000", размещенной на отдельно стоящих рекламных конструкциях и в региональных рекламных блоках на радиоканалах в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в августе-октябре 2012 года, с признаками нарушения частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
17 августа 2012 года в Курганское УФАС России поступило заявление М., в котором сообщалось о нарушении Федерального закона "О рекламе" в рекламе с текстом "Песец идет", размещенной на отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане в августе 2012 году.
Срок рассмотрения заявления продлен на 1 месяц для предоставления дополнительных материалов и доказательств.
По мнению заявителя данная реклама является ненадлежащей, так как выражение "Песец идет" воспринимается русскоязычным населением как бранное и как предложение, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера, это нарушает ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" - "В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия".
Рассматриваемая наружная реклама размещалась в августе-сентябре 2012 года в три этапа на 32 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Кургане и на 4 отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Шадринске Курганской области со следующими текстами и в следующей последовательности:
"ПЕСЕЦ ИДЕТ" с 4 августа по 12 августа 2012 года;
"ПЕСЕЦ ПРИШЕЛ" (стилизованное изображение существа в черных очках) с 13 августа по 31 августа 2012 года;
". Подключение быстрое
тарифы понятныЕ
Стоит попробовать
услуги разнообразныЕ
ЦЕНЫ НИЗКИЕ." (также указано "49 коп./мин. все сети" или "интернет 4 руб./Мб") с 1 сентября по 30 сентября 2012 года.
Также в Курганских региональных рекламных блоках на радиоканалах "Хит FM", "Дорожное радио", "Авто Радио", "За облаками", "Юмор FM", "Русское Радио", "ЕВРОПА ПЛЮС", "Шансон" и Шадринских региональных рекламных блоках на радиоканалах "Ретро FM", "Русское Радио" размещались в три этапа аудиоролики со следующими текстами и в следующей последовательности:
1) С 4 августа по 12 августа 2012 года
"Алло! Валентина можно
А Валентин ещё не пришел.
А Песец пришел
Скоро придет!
Песец иддееееттт, песец идддеееетт !
Лисичка такая полярная".
Второй вариант:
"Часовой:
стой, кто идет, стрелять буду!
Стрелять бесполезно ! Песец идет!
Песец иддееееттт, песец идддеееетт !
Лисичка такая полярная".
2) С 13 августа по 31 августа 2012 года
"Так _ 150 рублей в месяц абонентская плата, плюс 60 рублей за сообщения, еще и за Интернет 140 _ вычесть авансовый _
Тсс _ Слышишь
Что
МОТИВ _
Какой МОТИВ
Оранжевый! Новый оператор сотовой связи МОТИВ! Значит это песец пришел _ конец дорогим тарифам".
3) С 1 сентября по 30 сентября 2012 года
"Цены низкие! Подключение быстрое!
Сорок девять копеек за минуту звонки на все номера Курганской области!
Новый оператор сотовой связи МОТИВ - стоит попробовать _
49 копеек
Это действительно песец, _ лисичка такая полярная.
Подробности на сайте motivtelecom.ru".
Наружная реклама и реклама на радиоканалах с использованием текста "Песец идет", "Песец пришел" и слова "песец" размещалась в августе-сентябре 2012 года на территории Курганской области согласно договоров от 21.06.2012 N 12/0621-01, от 22.06.2012 N 12/06/84, от 23.07.2012 N 2407, от 23.07.2012 N 2307, от 21.06.2012 N 141/2012, заключенных ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" соответственно со следующими рекламораспространителями: ООО "Рекламное агентство Арт Ист", ООО "Курганоптторг", индивидуальный предприниматель Ф., индивидуальный предприниматель Б., ООО "Дилайт". Оплата за размещение указанной рекламы произведена ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" согласно платежных поручений от 30.07.2012 N 21110, от 14.08.2012 N 22942, от 24.08.2012 N 23803, от 24.08.2012 N 23804, от 18.09.2012 N 26332, от 30.07.2012 N 21111, от 14.08.2012 N 22941, от 20.08.2012 N 23235, от 18.09.2012 N 26336, от 15.08.2012 N 23086, от 23.08.2012 N 23759, от 31.08.2012 N 24301, от 25.09.2012 N 27001, от 31.07.2012 N 21151, от 18.09.2012 N 26335, от 01.10.2012 N 27439, от 15.08.2012 N 23029, от 23.08.2012 N 23758, от 24.08.2012 N 23802, от 21.09.2012 N 26669, от 25.09.2012 N 27016.
Аналогичная реклама с использованием текста "Песец идет", "Песец пришел" и слова "песец" размещалась также в три этапа в сентябре-октябре 2012 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа (г. Сургут) и Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Ноябрьск) согласно договоров от 28.08.2012 N re3008, от 27.08.2012 N 43, от 23.08.2012 N 77, от 20.08.2012 N 76, от 20.08.2012 N 20/08, от 17.08.2012 N 56, от 01.01.2009 N ДО/Т-9у, от 01.03.2012 N re03/12-16, заключенных ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" соответственно со следующими рекламораспространителями: ООО "Ярмарка Сургут", ООО "Аутдор медиа-групп", ООО РИА "Пять звезд", ООО "Регионпродторг", ООО СРКП "Радио-Мост", ЗАО "СургутИнформ-ТВ", ООО "Рекламная Ассоциация Восход", ООО "Восход-Регион". Оплата за размещение данной рекламы произведена ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" согласно платежных поручений от 03.09.2012 N 24489, от 03.09.2012 N 24476, от 05.10.2012 N 27891, от 03.09.2012 N 24493, от 03.09.2012 N 24494, от 03.09.2012 N 24492, от 23.10.2012 N 30499, от 03.09.2012 N 24475, от 17.10.2012 N 29939, от 26.10.2012 N 30802, от 03.09.2012 N 24488, от 25.09.2012 N 26935, от 08.10.2012 N 28030, от 15.10.2012 N 29513, от 23.10.2012 N 30480, от 31.10.2012 N 31118, от 05.10.2012 N 27865, от 31.10.2012 N 31116, от 31.10.2012 N 31117.
Соответственно рекламодатель указанной рекламы - ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000".
В связи с рассмотрением заявления М. Курганское УФАС России провело опрос на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://kurgan.fas.gov.ru/. Опрос проводился в период с 24 августа 2012 года по 17 сентября 2012 года. Для проведения опроса был размещен следующий вопрос:
"Как Вы считаете, в выражениях: "Песец идет", "Песец пришел" допускается использование бранных слов, непристойных выражений".
Для ответа на вопрос было предусмотрено 2 варианта ответа: "Да, допускается" и "Нет, не допускается".
Результаты проведения опроса по состоянию на 17 сентября 2012 года следующие: в опросе участвовало 104 человека. 40 голосов отдано за вариант ответа "Да, допускается" - 38 % от участвующих в опросе. 64 голоса отдано за вариант ответа "Нет, не допускается" - 62 % от участвующих в опросе.
В заключении привлеченной к участию в деле в качестве эксперта специалиста ФВ., кандидата филологических наук, отмечается, что анализируя лексический состав выражений с точки зрения значения, эмоционально-экспрессивной и стилистической окраски, можно отметить, что слово "песец" и выражения "Песец идет" и "Песец пришел" с точки зрения современного русского литературного языка содержат негативный семантический компонент.
Непристойная лексика, неприличная лексика, как правило, табуирована, то есть запрещена для публичного употребления в силу сложившихся традиций. В современном дискурсе, в условиях массового снижения стиля речи в текстах масс-медиа, интернет-текстах, к сожалению, наблюдается эвфемизированная форма единиц обсцентной лексики - замена графически близкими словами. В других случаях ставятся пропуски или убирается звук в звучащей речи.
Эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной "нагрузке" слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.
Обсценизм - непристойное выражение, бранное слово, ругательство.
Амфиболия - двойственность или двусмысленность, получающаяся от того или иного расположения слов или от употребления их в различных смыслах, смешение понятий.
Анализируемые тексты построены на приеме амфиболии с использованием завуалированной формы - эвфемизма, заменяющего обсценизм "п.ц".
В словаре жаргона слово "писец" и, как вариант, "песец" имеет значение "конец, ужас, сложная ситуация, все пропало".
В словаре русского арго говорится, что данное слово используется как эвфемизм от бранного слова.
Ф. делает вывод, что данные тексты содержат обсцентное (нецензурное, непристойное) слово "песец", употребляемое в ненормативной лексике как эвфемизм, недопустимое в литературной речи, являющееся непристойным, которое воспринимается потребителями как оскорбительное.
Представитель ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" пояснил, что не согласен с нарушением рекламного законодательства в соответствии с письменным пояснением. Тариф Песец разработан ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" в связи с началом оказания услуг связи на территории Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Использование образа лисы и оранжевого цвета является устоявшимся для оператора связи, соответственно логичным представляется использование образа северной лисы (песца), при выходе компании в северные регионы.
Песец, хищное млекопитающее семейства псовых, мех густой, пушистый. По окраске различают белого песца и голубого песца.
По сути названия песец это аббревиатура, т. е. сложносокращенное слово, образовываемое из первых и последних букв рекламного слогана, призванного донести до потребителей рекламы информацию об основных характеристиках тарифа песец - "Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие".
При этом в наружной рекламе присутствует графическое изображение стилизованного рисунка песца, который улыбается, выражает позитив и дружелюбие, в аудиороликах используется прямое толкование слова песец - "лисичка такая полярная".
Само по себе слово "песец" относится к русскому языку и не является по сути своей оскорбительным, нецензурным или бранным. Ни название тарифа Песец, ни графическое изображение улыбающегося зверька, ни аудиоролики, в которых сообщается о полярной лисичке, не может восприниматься русскоязычным населением как бранное или содержащее смысловые ассоциации непристойного характера.
Преобладающим цветом наружной рекламы является оранжевый, цвет постоянно используемый в рекламных компаниях оператора связи ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000". Оранжевый цвет общепринято символизирует тепло, любовь, доброту, стремление к новому и позитив. Реклама ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" тарифа Песец призвана прежде всего создать только положительные, добрые и веселые эмоции у потребителей рекламы и потенциальных абонентов оператора связи и никак не оскорблять их некими бранными словами.
ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" зарегистрировано и состоит на налоговом учете на территории Свердловской области. Рекламная компания тарифа Песец проводится на территории Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Соответственно мы считаем, что дело по признакам нарушения законодательства о рекламе необходимо направить для рассмотрения в Свердловское УФАС России.
С заключением специалиста Ф. о проведении лингвистического исследования и ее выводами не согласны. Специалист проводит исключительно лексический анализ рекламных текстов, при этом нет системного анализа графического изображения рекламы в целом, образов используемых в данной рекламе, визуального восприятия рекламы потребителями, информативности и смысловой нагрузки используемых образов и текстов. Нельзя однозначно утверждать, что само по себе слово "песец" является непристойным и нелитературным словом, поскольку может быть употреблено и в значении не воспринимаемом в качестве оскорбительного.
В заключении специалиста-лингвиста от 28.11.2012 по исследованию рекламных текстов оператора сотовой связи Мотив, размещенной на билбордах в Курганской области, ХМАО, ЯНАО и прозвучавших на радио в 2012 г. сделан вывод: в данных текстах отсутствует бранная, ненормативная, непристойная лексика. Тексты NN 4-5, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной компании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний. В данных рекламных текстах отсутствуют языковые средства и смыслы, которые можно рассматривать как предположительно нарушающие требования п. 6 ст. 5 Закона "О рекламе".
Представитель индивидуального предпринимателя Ф. пояснил, что ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" предоставило готовые аудиоролики и баннеры, которые мы размещали в эфире и на рекламных конструкциях в соответствии с заключенным договором. Заключенный договор с ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" исполнен, акты подписаны, оплата произведена, претензий по исполнению данного договора нет.
Указанные ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" доводы комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе считает голословными, необоснованными, не соответствующими тексту рассматриваемой рекламы и не основанными на Федеральном законе "О рекламе", кроме рекламы с текстом "Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие".
В данном тексте указан конкретный тариф "Песец", это аббревиатура, т. е. сложносокращенное слово, образовываемое из первых и последних букв рекламного слогана, призванного донести до потребителей рекламы информацию об основных характеристиках тарифа, нет неясности речи, двойственности или двусмысленности текста.
В заключении специалиста-лингвиста от 28.11.2012 по исследованию рекламных текстов оператора сотовой связи Мотив, размещенной на билбордах в Курганской области, ХМАО, ЯНАО и прозвучавших на радио в 2012 г. указано: "Одновременно фиксируем в Словаре молодежного сленга слово писец со значением 1. Конец, крах, неудача; 2. В значении междом. выражение досады, раздражения. Слово снабжено стилистическими пометами вульг, неодобр. (Никитина 2007: 506). Известно, что в рекламных текстах основной функцией является не столько информирование потенциального потребителя, сколько воздействие на него. Для усиления воздействующей функции рекламного текста используется вся стилистическая палитра языка, в том числе и нелитературные средства: диалекты, просторечие, жаргон.
В данных текстах отсутствует ненормативная лексика, но используется прием языковой игры. В основе языковой игры лежит стремление достичь определенного эстетического воздействия (чаще всего комического) путем нарушения нормативного канона использования языковых единиц (см. Гридина 1996: 4). В анализируемых текстах используется литературное слово песец, которое в молодежном жаргоне имеет омофон (сходно или тождественно звучащее слово) писец.
Текст N 4, также предъявленный в устной форме, содержит слово песец в заключительной части: "Новый оператор сотовой связи "Мотив". Значит, это песец пришел (нрзбр) конец дорогим тарифам". Этот текст функционирует в рамках рекламной кампании, следовательно, у адресата уже сформирован контекст, связанный с повторяющимся выражением в других роликах "лисичка такая полярная". В том случае, если этот текст функционирует изолированно от рекламной кампании, то высказывание характеризуется неясностью, поскольку одновременно возможна реализация и литературного, и нелитературного значения.
Текст N 5 содержит два слова песец идет, написанных оранжевыми буквами на белом фоне, что интерпретируется как неясность речи, так как неясен общий смысл сообщения. Такой прием применяется в рекламных кампаниях с целью привлечения внимания потенциальных потребителей за счет формирования ожидания подробностей и разъяснения. Нам неизвестна последовательность появления рекламных текстов, и допускаем, что данный текст начинает рекламную кампанию и, следовательно, призван выполнить функцию привлечения внимания.
Вывод. В данных текстах отсутствует бранная и ненормативная лексика. Тексты NN 4-5, если рассматривать их изолированно, исключая единство рекламной кампании, содержат неясность речи как стилистический дефект, затрудняющий интерпретацию высказываний. Из-за неясности как стилистической погрешности текста допускается жаргонная интерпретация высказываний".
Жаргон являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.
При вынесении заключения от 28.11.2012 специалистом-лингвистом не учтены имеющиеся материалы дела N 152, порядок и время размещения рассматриваемой рекламы, а также с учетом вышеизложенных выдержек из данного исследования нельзя признать объективным и обоснованным основной вывод исследования о предположительном отсутствии нарушения требований п. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Результаты проведения опроса Курганским УФАС России по рассматриваемой рекламе ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" говорят о том, что больше трети принявших участие в опросе - 38 %, воспринимают рекламу как оскорбительную.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 53-ФЗ государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Следовательно в вышеуказанной рекламе ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" (за исключением рекламы "Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие") есть признаки нарушения части 6 и 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" - "В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации".
Данная реклама является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" - "Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" - "Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона".
В материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе до вынесения решения по существу.
В соответствии с п. 6 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, ФАС России наделило Курганское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия.
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу "ПЕСЕЦ ИДЕТ", "ПЕСЕЦ ПРИШЕЛ", "Алло! Валентина можно А Валентин ещё не пришел. А Песец пришел Скоро придет! Песец иддееееттт, песец идддеееетт ! Лисичка такая полярная", "Часовой: стой, кто идет, стрелять буду! Стрелять бесполезно ! Песец идет! Песец иддееееттт, песец идддеееетт ! Лисичка такая полярная", "Так _ 150 рублей в месяц абонентская плата, плюс 60 рублей за сообщения, еще и за Интернет 140 _ вычесть авансовый _ Тсс _ Слышишь Что МОТИВ _ Какой МОТИВ Оранжевый! Новый оператор сотовой связи МОТИВ! Значит это песец пришел _ конец дорогим тарифам", "Цены низкие! Подключение быстрое! Сорок девять копеек за минуту звонки на все номера Курганской области! Новый оператор сотовой связи МОТИВ - стоит попробовать _ 49 копеек Это действительно песец, _ лисичка такая полярная. Подробности на сайте motivtelecom.ru", размещенную на отдельно стоящих рекламных конструкциях и в региональных рекламных блоках на радиоканалах в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе в августе-октябре 2012 года, поскольку в ней нарушены требования частей 6 и 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года, резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" в 15-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не размещать данную рекламу или внести в неё необходимые коррективы.
2. ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" представить в Курганское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 января 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Курганское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от 12000 до 20000 рублей, на юридических лиц - от 300000 до 500000 рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 152 (опубликовано 12 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016