Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 05-10-13/2014 (опубликовано 13 марта 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в составе:
Председатель Комиссии - <_>
Члены Комиссии:
<_>
<_>
<_>
<_>
с участием представителя ответчика Закрытого акционерного общества "Тандер" - <_>
с участием представителей лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:
- от Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области - <_>
- от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области - <_>
в отсутствии заинтересованного лица - Администрации Муниципального образования г. Гай Оренбургской области - о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии извещен надлежащим образом,
рассмотрев дело N 05-10-13/2014 по признакам нарушения Закрытого акционерного общества "Тандер" (<_>) в лице Орского филиала Закрытого акционерного общества "Тандер" ч. 1 ст.14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле, Закон N 381- ФЗ), выразившегося в приобретении или аренде в границах муниципального образования г. Гай Оренбургской области в <_> году дополнительной площади торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, установила:
<_> Оренбургским УФАС России получено поручение от Федеральной антимонопольной службы России о проведении проверки в отношении Закрытого акционерного общества "Тандер" (торговая сеть "Магнит" (далее - ЗАО "Тандер", ТС "Магнит") по соблюдению хозяйствующим субъектом требований ст. 14 Закона о торговле на территории городских округов Гая, Сорочинска и муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области в <_>гг.
Во исполнения поручения у хозяйствующего субъекта, органов статистики, администраций образований и Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области была запрошена информация о показателях хозяйственной деятельности и размерах площадей используемых для осуществления розничной торговли продовольственными товарами Торговой сетью "Магнит" (ЗАО "Тандер") на территории указанных образований за <_>годы.
Проанализировав представленные сведения, административным органом установлено, что на территории городского округа Гай Оренбургской области доля ЗАО "Тандер" (ТС "Магнит") за <_> превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении.
Исходя из сведений, представленных ЗАО "Тандер" (ТС "Магнит") (исх. <_>) в <_> году на территории муниципального образования город Гай Оренбургской области Обществом заняты площади торговых объектов (магазины) расположенные по адресам:
<_>
<_>
<_>
<_>
<_>
<_>
и общая площадь торговых площадей составила <_>кв.м.
В <_> у ЗАО "Тандер" (ТС Магнит) произошло увеличение площади торговых объектов в результате заключения <_> договора аренды недвижимого имущества на помещение, расположенное по адресу <_>
И общая площадь торговых объектов, занимаемых ЗАО "Тандер" (ТС "Магнит") в <_>г составила <_> кв.м. Тогда как доля торговой сети "Магнит" ЗАО "Тандер" в городском округе Гай в <_> составляла <_>%.
<_> по признакам нарушения ЗАО "Тандер" в лице Орского филиала положений Закона о торговле Оренбургским УФАС России возбуждено дело N 05-10-13/2014 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по его рассмотрению (Приказ N <_>).
Определением от <_> дело назначено к рассмотрению на <_>
<_> на заседании комиссии, в ходе рассмотрения дела для получения необходимых доказательств Комиссией принято решение об отложении настоящего дела на <_>
На заседаниях Комиссии представитель ЗАО "Тандер" нарушение не признал, указал, что договор аренды помещения, расположенного по адресу: <_> не подпадает под ограничения, установленные ч. 1 ст. 14 Закона о торговле, поскольку на территории всего арендуемого помещения осуществляется розничная реализация непродовольственных товаров - магазин "Магнит Косметик".
Письменными пояснениями от <_> ЗАО "Тандер" сообщил о допущенной ошибке при представлении запрошенных сведений в рамках запроса N <_> Опечатка, допущенная специалистом при оформлении сопроводительного письма и приведшая к несоответствию сведений, является ошибкой технического характера. При указании вида осуществляемой деятельности в торговом объекте по адресу: <_> был указан несоответствующий вид деятельности - торговля продовольственными товарами.
Исследовав материалы дела, представленные в материалы дела доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующему:
ЗАО "Тандер" <_> является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных и непродовольственных товаров посредством организации торговой сети на территории Оренбургской области, деятельность которого подпадает под действие Закона о торговле.
В силу действующего законодательства хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения (ч.1 ст.14 Закона о торговле).
Таким образом, по существу, запрещено торговым сетям с 25% участием доли рынка открывать новые магазины в регионе по реализации продовольственных товаров.
В целях реализации ст. 14 Закона о торговле Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 N 305 утверждена Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год.
В соответствии с п. 2 указанного выше Постановления, информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) на ее официальном сайте в сети Интернет ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и имеющие намерение приобрести или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям имеют возможность расчета своей доли в границах соответствующего административно-территориального образования исключительно на основании официальных данных, публикуемых Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами).
Исходя из полученных данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (вх. <_>), объем реализации всех продовольственных товаров, реализованных за <_> финансовый год по городскому округу г. Гай Оренбургской области составил <_>руб.
В соответствии со сведениями, предоставленными ЗАО "Тандер" в рамках проведенной камеральной проверки, объем реализации продовольственных товаров ЗАО "Тандер" за <_> на территории МО г. Гай Оренбургской области составил <_>руб.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации N 305, расчет доли оборота розничной торговли продовольственными товарами, реализованными в отчетном году хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа производится по формуле: D = Т / О x 100% или D = Т / О x 100%, мг, где:
D, D - доля объема продовольственных товаров в денежном выражении, мг реализованных хозяйствующим субъектом в отчетном году соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа;
Т - оборот розничной торговли продовольственными товарами конкретного хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), за отчетный год соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа;
О, О - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами мг соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа.
Таким образом, доля оборота розничной торговли продовольственными товарами, реализованными ЗАО "Тандер" в <_> в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах МО г. Гай Оренбургской области, составила <_> (расчет: <_>).
Следовательно, по состоянию на дату заключения договора аренды недвижимого имущества N <_> по адресу <_> для размещения дополнительных площадей торговых объектов, доля ЗАО "Тандер" превышала <_>% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за <_> на территории МО г. Гай Оренбургской области.
Вместе с тем, из представленных материалов следует, что между ЗАО "Тандер" и <_> заключен договор аренды недвижимого имущества N <_>
В соответствии с п. 1.1 договора, объектом аренды является часть встроенного помещения нежилого назначения общей площадью <_> кв. м.
Согласно п. 1.2 договора, объект недвижимого имущества передается ЗАО "Тандер" для организации розничной торговли смешанными группами непродовольственных товаров.
Дополнительно, в подтверждение доводов об осуществлении розничной реализации непродовольственных товаров представителем ЗАО "Тандер" представлены копии товарных накладных, содержащие сведения о поступивших в торговый объект, расположенный по адресу: <_> непродовольственных товаров; копии трудовых книжек, принятых на работу в торговый объект-магазин "Магнит Косметик"; фотографии на которых изображен фасад, а также помещение магазина "Магнит Косметик", расположенный по адресу-<_>
Формирующий основы государственного регулирования торговой деятельности, Закон о торговле определил антимонопольные правила и требования, направленные на развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.
Так, в частности ст. 14 Закона N 381-ФЗ установлено ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов.
Запрет, установленный в ч. 1 ст. 14 Закона о торговле, распространяется на сделки, совершаемые хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах определенного административно-территориального образования, и направленные на приобретение дополнительной площади торговых объектов для осуществления данным хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, связанной с розничной торговлей продовольственными товарами.
Таким образом, с учетом изложенного, признаки нарушения п. 1 ст. 14 Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" в рассматриваемых действиях ЗАО "Тандер" не нашли своего подтверждения.
В рамках предоставленных полномочий государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. 13-15 Закона N 381-ФЗ проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (его территориальными органами).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Оренбургского УФАС России по делу N 05-10-13/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
Рассмотрение дела N 05-10-13/2014 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ответчика.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
<_>
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 05-10-13/2014 (опубликовано 13 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016