Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
N 03-02/39-2014 (опубликовано 13 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 февраля 2015 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев дело N 03-02/39-2014, возбужденное в отношении <_> ПМУП "Городской транспорт" (ОГРН 1101001002695; ИНН/КПП 1001232020/100101001; адрес регистрации: ул.Московская, д.14, г.Петрозаводск, 185031; дата регистрации: 17.03.2010) и РОО "Свободная Карелия" (ОГРН 1051002816700; ИНН/КПП 1001049385/100101001; адрес регистрации: ул.Кутузова, д.53А, г.Петрозаводск, 185035; фактический адрес: ул.Правды, д.28А, г.Петрозаводск, 185000; дата регистрации: 29.07.2005) по признакам нарушения пунктов 2, 11 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) по факту распространения в июне 2014 года в троллейбусах г.Петрозаводска рекламы следующего содержания:
"Институт квантовой генетики (Москва). Уникальный метод лечения рака звуком. Новый научный метод, запатентованный в России и прошедший успешные испытания в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае. Основан на лазерном снятии специальных звуковых спектров с волос пациентов. Эти звуковые спектры лежат в диапазоне частот человеческой речи. На основе звукового спектра каждого пациента создается индивидуальная программа-матрица, при прослушивании которой, больному раком возвращается здоровое состояние организма, которое было заложено в него при рождении. Таким образом, звуковая программа-матрица позволяет разблокировать подсознательные функции мозга и заставить его уничтожать больные клетки в организме. Исследования, длящиеся уже более 30 лет, доказали, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранить все раковые заболевания без операций. Тел.: (981) 400-85-85 (круглосуточно) www.wavegenetics.org",
в отсутствие заявителя, представителя РОО "Свободная Карелия" надлежащим образом уведомленных о дате и месте рассмотрения дела, в присутствии <_> представителя ПМУП "Городской транспорт" - <_>по доверенности от 18.11.2014, установила:
В Карельское УФАС России поступило заявление (вх. N3852 от 21.07.2014) <_>(далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе лечения рака звуком, распространявшейся в июне 2014 года в троллейбусах г.Петрозаводска.
Заявитель указывает, что рекламируемое предложение лечение рака "уникальным методом ультразвука" не что иное, как попытка шарлатанства и мошенничества.
По результатам проведенной проверки определением от 31.10.2014 "О возбуждении дела N03-02/39-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - Определение) рассмотрение дела N03-02/39-2014 было назначено на 01.12.2014.
В письме от 28.11.2014 ПМУП "Городской транспорт" пояснило, что текст рекламы, распространяемой на условиях договора, заключенного с<_> не соответствует тексту, приведённому в определении о возбуждении дела N03-02/39-2014. Предприятие являлось рекламораспространителем рекламных плакатов с иным текстом, а именно:
"Институт квантовой генетики (Москва). Уникальный метод омоложения организма звуком. Новый научный метод, запатентованный в России и прошедший успешные испытания в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае, основан на лазерном снятии специальных звуковых спектров с волос пациентов. Эти звуковые спектры лежат в диапазоне частот человеческой речи. На основе звукового спектра каждого пациента создается индивидуальная программа-матрица, при прослушивании которой человеку возвращается здоровое состояние организма, которое было заложено в него при рождении. Таким образом, звуковая программа-матрица позволяет разблокировать подсознательные функции мозга и заставить его удалить все больные клетки из организма. Исследования, длящиеся более 30 лет, доказали, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранять процессы старения и обновлять клетки организма, омолаживая его на 5-7 лет за два-три месяца без каких-либо операций и косметических процедур. Тел.: (981) 400-85-85 (круглосуточно) www.wavegenetics.org".
Рассмотрение указанного дела состоялось 01.12.2014 в 12 часов 30 минут.
На заседании комиссии гражданин <_>пояснил, что он является ненадлежащей стороной по делу, не является рекламодателем указанной рекламы, так как, подписывая договор с ПМУП "Городской транспорт" на распространение спорной рекламы, действовал исключительно в качестве агента по договору от 10.06.2014, заключенному с Региональной Общественной Организацией "Свободная Карелия" (далее - РОО "Свободная Карелия"). Кроме того, ответчик сообщил, что руководитель РОО "Свободная Карелия" <_>передал готовые макеты рекламы в ПМУП "Городской транспорт", а <_>был подписан договор. На вопрос комиссии о принадлежности абонентского номера, указанного в тексте рекламы, объяснил, что предоставил его в пользование РОО "Свободная Карелия" по устной договоренности.
Представитель ПМУП "Городской транспорт" <_>поддержала доводы, изложенные в письме от 28.11.2014. На вопрос комиссии о том, почему ПМУП "Городской транспорт" не предоставило утвержденный макет рекламы, запрошенный антимонопольным органом письмом от 01.08.2014 N03-01/72/3086, пояснила, что утвержденный макет был изъят сотрудниками правоохранительных органов для проверки, при этом назвать конкретное должностное лицо затруднилась.
Исходя из представленной сторонами по делу информации, комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств, имеющих существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела и привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе РОО "Свободная Карелия".
Определением от 01.12.2014 "Об отложении рассмотрения дела N03-02/39-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" срок рассмотрения дела N03-02/39-2014 был продлен, назначена новая дата рассмотрения дела - 14.01.2015.
Указанным определением от 01.12.2014 к участию в рассмотрении дела была привечена РОО "Свободная Карелия", которой надлежало представить документы для рассмотрения дела, в том числе о причастности к распространяемой рекламе.
Также в порядке информационного взаимодействия Карельским УФАС России был направлен запрос от 25.12.2014 N03-02/39-2014/5350 в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петрозаводску о предоставлении сведений о проведении проверки в отношении ПМУП "Городской транспорт" по факту распространения рекламы (с указанием ее результатов и предоставлении сведений об изъятии макета (плаката) вышеобозначенной рекламы (с приложением его копии).
По состоянию на 14.01.2015 запрашиваемые у РОО "Свободная Карелия" документы в Карельское УФАС России не поступали. Почтовые отправления вернулись в Карельское УФАС России по истечении сроков хранения. Сведения от УМВД России по г.Петрозаводску также не поступили.
Комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств, имеющих существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела.
Определением от 14.01.2015 "Об отложении рассмотрения дела N03-02/39-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" была назначена новая дата рассмотрения дела - 30.01.2015.
Карельским УФАС России был направлен запрос от 20.01.2015 N03-02/39-2014/103 в Комиссию Российской академии наук (РАН) по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований о предоставлении экспертного заключения относительно достоверности информации, содержащейся в рекламном плакате, представленном ПМУП "Городской транспорт".
С письмом от 29.01.2014 N30/1265 от УМВД России по г.Петрозаводску поступили сведения, что в рамках проведенной сотрудниками министерства проверки макет с вышеобозначенной рекламой не изымался, копией рекламного плаката УМВД России по г.Петрозаводску не располагает.
29.01.2015 в адрес Карельского УФАС России поступило заключение Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований за подписью председателя Комиссии, доктора физико-математических наук, академика РАН, заведующего лабораторией радио-оптической спектроскопии Физико-технического института РАН им. А.Ф.Иоффе<_>
Из экспертного заключения следует, что метод омоложения организма звуком, изложенный в рекламе, распространяемой в г. Петрозаводске, и на сайте wavegenetics.org, не является научным. Утверждения и формулировки, содержащиеся в рекламе, лишены связи с современными научными представлениями либо противоречат им. Представители РАН, ВАК и Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований неоднократно подвергали критике деятельность <_>как антинаучную.
Как сообщает <_>"метод омоложения организма звуком" <_>неизвестен научному сообществу, не был должным образом апробирован и, следовательно, не является научным. Несмотря на это он преподносится в рекламе как научно обоснованный, что вводит адресатов рекламного сообщения в заблуждение и может рассматриваться как проявление лженауки.
Также, как отмечено в экспертном заключении, наличие патента не является подтверждением научности запатентованного изобретения или метода. Патент лишь фиксирует формальную новизну идеи и исключительные права на ее использование без проверки ее физической реализуемости или практической полезности. Поэтому, патент не является научной публикацией и не гарантирует медицинский эффективности запатентованного метода.<_>получен патент 2355009 (заявка 2007102044/28, 22.01.2007) на способ и устройство получения волновых репликативных отображений высушенной ДНК, данный патент не предполагает снятия волн с волос пациентов и не содержит никакой информации о возможности использования полученного отображения ДНК или звуковых волн для омоложения организма. На сайте wavegenetics.org представлена информация о том, что <_>с соавторами в 2009 году поданы заявки на патенты по торможению старения, однако информация о том, что эти патенты получены, на сайте <_> в базе данных Роспатент, а также в других базах данных, отсутствует. Таким образом, эта информация не соответствует действительности. Информация о получении <_>патентов в других странах также не нашла подтверждения.
В научной литературе отсутствуют сведения о проведении успешных испытаний метода омоложения организма звуком в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае и о проведении исследований, "длящихся более 30 лет, доказавших, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранять процессы старения и обновлять клетки организма_". Результаты таких исследований не опубликованы в рецензируемых научных журналах, что, соответственно, указывает либо на отсутствие таких работ, либо на их низкий научный уровень.
Представленное на экспертизу рекламное сообщение содержит наукоподобный текст, лишенный какого-либо содержательного научного смысла. Однако, у неподготовленной аудитории данный текст может создавать ложное впечатление, будто рекламируемые услуги основаны на последних достижениях науки. При этом эксплуатируется доверие граждан к ученым и научной информации. Поэтому данное сообщение следует считать вводящим в заблуждение.
Экспертное заключение относительно указанной в рекламе информации соответствует ранее выраженным мнениям членов РАН и ВАК и указывает на лженаучный характер исследований <_>в области волновой генетики. По мнениюКомиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, услуга по омоложению является шарлатанством.
Рассмотрение указанного дела состоялось 30.01.2015 в 11 часов 00 минут.
На заседании комиссии гражданин <_> заявил, что к рекламе не имеет никакого отношения, представить сведения, подтверждающие достоверность содержащейся в рекламе информации отказался, после чего покинул заседание комиссии.
Представитель ПМУП "Городской транспорт" <_>поддержала доводы, изложенные ранее, подтвердила, что именно <_>следует считать рекламодателем спорной рекламы.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела N03-02/39-2014 факт распространения рекламы, указанной в определении о возбуждении дела, а именно: "Институт квантовой генетики (Москва). Уникальный метод лечения рака звуком. Новый научный метод, запатентованный в России и прошедший успешные испытания в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае. Основан на лазерном снятии специальных звуковых спектров с волос пациентов. Эти звуковые спектры лежат в диапазоне частот человеческой речи. На основе звукового спектра каждого пациента создается индивидуальная программа-матрица, при прослушивании которой, больному раком возвращается здоровое состояние организма, которое было заложено в него при рождении. Таким образом, звуковая программа-матрица позволяет разблокировать подсознательные функции мозга и заставить его уничтожать больные клетки в организме. Исследования, длящиеся уже более 30 лет, доказали, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранить все раковые заболевания без операций. Тел.: (981) 400-85-85 (круглосуточно) www.wavegenetics.org"не нашел своего подтверждения. По сведениям УМВД по г.Петрозаводску рекламный макет в ходе проведения проверки не изымался. Доказательством распространения ПМУП "Городской транспорт" указанной в определении о возбуждении дела рекламы является лишь фотография, приложенная к заявлению, из которой невозможно достоверно установить причастность ПМУП "Городской транспорт" к распространению данной рекламы.
Таким образом, рассмотрению подлежит текст рекламы, предоставленный ПМУП "Городской транспорт" 28.11.2014, который имеет иное содержание, нежели указанное в определении о возбуждении дела, а именно:
"Институт квантовой генетики (Москва). Уникальный метод омоложения организма звуком. Новый научный метод, запатентованный в России и прошедший успешные испытания в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае, основан на лазерном снятии специальных звуковых спектров с волос пациентов. Эти звуковые спектры лежат в диапазоне частот человеческой речи. На основе звукового спектра каждого пациента создается индивидуальная программа-матрица, при прослушивании которой человеку возвращается здоровое состояние организма, которое было заложено в него при рождении. Таким образом, звуковая программа-матрица позволяет разблокировать подсознательные функции мозга и заставить его удалить все больные клетки из организма. Исследования, длящиеся более 30 лет, доказали, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранять процессы старения и обновлять клетки организма, омолаживая его на 5-7 лет за два-три месяца без каких-либо операций и косметических процедур. Тел.: (981) 400-85-85 (круглосуточно) www.wavegenetics.org".
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования - услуги по омоложению организма звуком, способствует формированию или поддержанию интереса к рекламируемой услуге и продвижению её на рынке. Распространенная реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться данной услугой.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5-ФЗ "О рекламе"), о результатах исследований и испытаний (пункт 11 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
В ходе рассмотрения дела у <_>неоднократно запрашивались сведения, подтверждающие достоверность указанной в рекламе информации, а именно сведения о наличии патента на использование метода Института квантовой генетики (Москва) в Российской Федерации, сведения, подтверждающие проведение успешных испытаний метода Института квантовой генетики (Москва) в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае, иную информацию и документы, которые могут способствовать объективному рассмотрению дела.На момент рассмотрения дела запрашиваемы сведения так и не были представлены.
Вместе с тем, из экспертного заключения Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований следует, что информация, представленная в рекламе, является недостоверной.
Таким образом, с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих достоверность указанной в рекламе информации, а именно об уникальности и научности метода омоложения организма звуком, о наличии патента на использование метода омоложения организма звуком в Российской Федерации; сведений, подтверждающих проведение успешных испытаний метода омоложения организма звуком в США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и Китае, о самой процедуре омоложения организма звуков (снятие специальных звуковых спектров с волос пациентов, о возвращении здорового состояния организма при прослушивании индивидуальной программы-матрицы), о проведении 30-летних исследований использования метода омоложения организма звуком и доказавших, что разблокированный мозг любого человека способен самостоятельно устранять процессы старения и обновлять клетки организма, омолаживая его на 5-7 лет за два-три месяца без каких-либо операций и косметических процедур, следует считать недостоверной, а рекламу - ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 2, 11 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В силу пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Так как факт распространения рекламы, указанной в определении о возбуждении дела, с наличием в рекламе информации о лечения онкозаболеваний (рака) не нашел своего документального подтверждения, а в рассматриваемом тексте указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни (рака) отсутствует, факт нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не подтвердился.
Согласно статье 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований частей 2-8 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем, согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Указанная реклама распространялась в период с 27.06.2014 по 15.07.2014 на основании договора от 26.06.2014 N129 на предоставление экспозиционного пространства в салонах троллейбусов, заключенного между ПМУП "Городской транспорт" и <_> Материалами дела также подтверждается, что номер телефона, указанный в рекламе, выделен <_>
Исходя из пункта 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", <_> является рекламодателем указанной выше рекламы и должен нести ответственность за нарушение требованийпунктов 2, 11 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Также Комиссия считает необходимым прекратить производство в отношении Региональной Общественной Организации "Свободная Карелия", так как статус её как рекламодателя в ходе рассмотрения дела не подтвержден.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Метода омоложения организма звуком", распространявшуюся в троллейбусах г.Петрозаводска в период с 27.06.2014 по 15.07.2014, ненадлежащей, действия <_> нарушившими требования пунктов 2, 11 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать <_> предписание о прекращении нарушения ФЗ "О рекламе" в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <_>
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия N 03-02/39-2014 (опубликовано 13 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016