Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 3 сентября 2014 г. N 1-00-1248/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Техрегламент" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "ДЕЗ района Бирюлево Восточное" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем ДУ и ППА (реестровый N 31401453339) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерных требований Конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее - Положение) размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 06.12.2013.
Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 22.08.2014. Дата окончания подачи заявок - 12.09.2014. Дата подведения итогов - 15.09.2014.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Положения о закупке в Конкурсной документации дополнительно могут быть установлены квалификационные требования к участникам осуществления закупок, в том числе: требования к наличию опыта выполнения аналогичных проектов (к примеру, количество ранее выполненных договоров аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг), в том числе за определенный промежуток времени.
Согласно статье 8 Положения о закупке, основаниями для отказа в допуске к участию в процедурах закупки является, в том числе, несоответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Конкурсной документации установлено, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса. В случае если законодательством предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом конкурса, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией, действие которой распространяется на момент оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пункт 10.13 Информационной карты).
Согласно пункту 10.13 Информационной карты указаны требования к участникам размещения закупки, установленные заказчиком и перечень документов, согласно которым дополнительно заказчиком установлены, в том числе, следующие квалификационные требования к участникам размещения заказа:
срок, в течение которого участник осуществляет выполнение работ близких и/или аналогичных предмету конкурса (подтверждается копиями лицензий МЧС).
В соответствии с пунктом 10.18 Информационной карты установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе, согласно которым, заявка на участие в Конкурсе должна содержать в том числе предложение о квалификации участника в соответствии с формой 3.1, указанной в документации о закупке.
Согласно пункту 2.10.1.1 Конкурсной документации, непредставления участником обязательных документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе (пункт 10.18 Информационной карты), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, а также соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) в случае их наличия в заявке участника, если требования к предоставлению документов о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) были установлены в конкурсной документации или о товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В этой связи необходимо учитывать, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.
Как следует из Конкурсной документации, участники конкурса при подготовке конкурсной заявки должны в том числе приложить документы, перечисленные в пункте 10.13 Информационной карты. Согласно пункту 10.13 Информационной карты срок, в течение которого участник осуществляет выполнение работ близких и/или аналогичных предмету конкурса (подтверждается копиями лицензий МЧС) - не менее 10 лет.
Однако, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 30.09.2008 N 880-ПП (ред. от 30.01.2013) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в городе Москве" техническое обслуживание установок и систем противопожарной защиты должна осуществлять специализированная организация, имеющая действующую лицензию МЧС России на данный вид деятельности и квалифицированных, специально обученных специалистов для выполнения работ по техническому обслуживанию.
С учетом вышеизложенного Комиссией на заседании установлено, что установление ГУП "ДЕЗ района Бирюлево Восточное" требования к участникам закупки в части наличия опыта выполнения работ близких и/или аналогичных предмету конкурса (подтверждается копиями лицензий МЧС) - не менее 10 лет, влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в конкурсе.
Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в Конкурсную документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 сентября 2014 г. N 1-00-1248/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016