Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 06-10.1/20-2015 (опубликовано 11 марта 2015 г.)
РЕШЕНИЕ по делу N 06-10.1/20-2015 11 марта 2015 года город Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/20-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения кредитным потребительским кооперативом граждан "РеалФинанс" (далее - КПКГ "РеалФинанс") рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - КПКГ "РеалФинанс" (ОГРН 1117438000921, ИНН 7438029775, местонахождение: 454091, г. Челябинск, Свердловский тракт, д. 13 А), УСТАНОВИЛА: В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в эфире радиостанции "Радио-3" в январе 2015 года рекламы кредитного потребительского кооператива граждан "РеалФинанс": "В Омске открылся кредитный потребительский кооператив граждан "РеалФинанс". Выдаем займы под материнский капитал, принимаем вклады. Выгодные условия. Работаем в соответствии с Федеральным законом. Телефон 8-923-764-1659". Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. При этом в силу пункта 6 названной статьи в перечень финансовых организаций включен и кредитный потребительский кооператив. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 Федерального закона "О кредитной кооперации" от 18.07.2009 N 190-ФЗ (далее - Федеральный закон "О кредитной кооперации") кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Как следует из статьи 3 Федерального закона "О кредитной кооперации", кредитный потребительский кооператив граждан является одним из видов кредитных потребительских кооперативов. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "О кредитной кооперации" кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров займа, заключаемых с юридическими лицами, договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона "О кредитной кооперации" кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком). Кредитный кооператив вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)". В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О кредитной кооперации" кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками). Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 835 Гражданского кодекса Российской Федерации право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом. Согласно статье 36 Федерального закона N 395-1 от 02.12.1990 года "О банках и банковской деятельности" вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Таким образом, организация, не являющаяся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц. В указанной рекламе КПКГ "РеалФинанс" отсутствует часть существенной информации, а именно сведения о том, что кооператив выдает займы только членам кооператива и принимает личные сбережения граждан - членов кооператива, а использование в рекламе понятия "вклад" вводит потребителя в заблуждение относительно порядка приема денежных средств.
Кроме того, в связи с отсутствием существенной информации о целевом использовании средств материнского капитала указанная реклама вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно целей, на которые можно направить средства материнского (семейного) капитала в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Таким образом, в рекламе КПКГ "РеалФинанс" содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" КПКГ "РеалФинанс" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения КПКГ "РеалФинанс" части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы своих услуг в эфире радиостанции "Радио-3". Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать рекламу КПКГ "РеалФинанс" "В Омске открылся кредитный потребительский кооператив граждан "РеалФинанс". Выдаем займы под материнский капитал, принимаем вклады. Выгодные условия. Работаем в соответствии с Федеральным законом. Телефон 8-923-764-1659", распространенную в эфире радиостанции "Радио-3" в январе 2015 года на территории Омской области, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". 2. Выдать КПКГ "РеалФинанс" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу N 06-10.1/20-2015 11 марта 2015 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 11.03.2015 по делу N 06-10.1/20-2015 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной кредитным потребительским кооперативом граждан "РеалФинанс" (далее - КПКГ "РеалФинанс") в эфире радиостанции "Радио-3" в январе 2015 года на территории Омской области, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. КПКГ "РеалФинанс" (ОГРН 1117438000921, ИНН 7438029775, местонахождение: 454091, г. Челябинск, Свердловский тракт, д. 13 А) в срок до 26 марта 2015 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: - дополнить распространяемую рекламу КПКГ "РеалФинанс" необходимой информацией о членстве в кооперативе, о целевом использовании средств материнского капитала, - исключить из текста рекламы слово "вклады", способное ввести в заблуждение потребителей рекламы. 2. КПКГ "РеалФинанс" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28 марта 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 06-10.1/20-2015 (опубликовано 11 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016