Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 4 сентября 2014 г. N 02-35/2014-011
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
рассмотрев дело N 02-35/2014-011, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
- в присутствии представителя заявителя: филиала "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" - <_> (по доверенности);
- в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе <_>
- <_> установила:
В Ивановское УФАС России поступило заявление филиала "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья", в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в ходе рассмотрения указанного заявления был выявлен факт распространения на интернет-сайте: http://www.ivbb.ru/ рекламы неодимовых магнитов, размещенной по ссылке: http://ivbb.ru/viewtopic.phpf=128&t=579425, содержащей следующий текст: "неодимовые магниты <_> у нас вы можете приобрести постоянные редкоземельные магниты NdFeB. С их помощью вы можете остановить работу большинства счетчиков воды, электроэнергии и газа".
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, скриншотами страниц сайта.
За нарушение требований п.1 ч.4 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.
Согласно полученной Ивановским УФАС России информации администратором указанного сайта является <_>
Ивановским УФАС России по данному факту 08 августа 2014 года возбуждено дело N 02-35/2014-011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания, в том числе, к неодимовым магнитам, способу их применения и их продавцу;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Согласно п. 137 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05,2013 N 442, приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с п. I ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" при применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно пп "г" п. 35 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе осуществлять несанкционированное вмешательство в работу приборов учета.
В соответствии с п. 2 Положений N 442 потребление электрической энергии с нарушением порядка учёта электрической энергии со стороны потребителя, выразившееся во вмешательстве в работу прибора учёта, является безучётным потреблением.
Потребление электрической энергии с нарушением порядка учёта электрической энергии является административным правонарушением. Согласно ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
По информации, полученной Ивановским УФАС России, администратором указанного сайта является <_>
На рассмотрении дела N02-35/2014-011 представитель филиала "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" поддержал изложенные в заявлении требования. Дополнительно пояснил, что неодимовые магниты могут останавливать работу счетчиков старого образца, а по законодательству об электроэнергетики это классифицируется как вмешательство в работу приборов учета. Представитель заявителя сообщил также, что считает администратора сайта ответственным за выявленные нарушения, т.к. тот должен отслеживать соответствие публикуемой информации действующему законодательству и установленным правилам сайта, а в данном случае не нужно быть специалистом в узкой сфере, чтобы понять, что рассматриваемая реклама побуждает к совершению противоправных действий.
На рассмотрении дела N02-35/2014-011 представители администратора сайта пояснили, что договор на размещение рассматриваемой рекламы не заключался, плата не взималась. Дополнительно <_> пояснила, что администратор сайта не может запретить физическим лицам распространять какую-либо информацию, сайт - только площадка для не являющихся рекламой объявлений. Вместе с тем, все пользователи ресурса обязаны соблюдать "Правила форума", размещенные на указанном сайте. Представители заявителя факт нарушения законодательства о рекламе <_> не признали, т.к. администратор сайта в данном случае не является рекламодателем.
В ходе заседания Комиссии поступило ходатайство представителя <_> об истребовании персональных данных лиц, размещавших незаконную рекламу.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения ходатайства по причине затягивания рассмотрения дела.
Комиссия приняла решение об отказе в удовлетворении ходатайства, т.к. данные об IP-адресах и иные сведения о разместивших рассматриваемую рекламу лицах могут быть получены Ивановским УФАС России в ходе административного расследования.
Комиссия также учла, что за нарушение требований п.1 ч.4 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель. В данном случае администратора домена <_> нельзя признать рекламодателем.
Однако Комиссия не согласилась с доводами представителей <_> о том, что у модераторов и администратора сайта http://www.ivbb.ru/ отсутствует возможность отслеживать соответствие публикуемой информации действующему законодательству и установленным правилам сайта.
Так, в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 "Правил форума", размещенных на сайте http://www.ivbb.ru/, учетная запись и сообщения участника, принявшего правила регистрации, но не желающего их выполнять впоследствии, могут быть удалены администрацией. Посетители форума обязаны соблюдать законодательство РФ, данные правила, а также частные правила форумов. Посетители сайта обязуются размещать на сайте только сообщения и/или объявления частных лиц или организаций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, согласно размещенной рекламной информации неодимовые магниты могут быть использованы в целях остановки работы счётчиков электрической энергии, газа или воды (теплоносителя), т.е. безучетного потребления, в том числе, электрической энергии. При этом противоправными являются действия, совершенные в нарушение закона, или посягающие на установленный законодательством порядок. Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама побуждает к совершению противоправных действий.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу неодимовых магнитов, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по ссылке http://ivbb.ru/viewtopic.phpf=128&t=579425, содержащую следующий текст: "неодимовые магниты <_> у нас вы можете приобрести постоянные редкоземельные магниты NdFeB. С их помощью вы можете остановить работу большинства счетчиков воды, электроэнергии и газа", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать администратору домена http://www.ivbb.ru/ <_> предписание о прекращении нарушения п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
15 сентября 2014 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):<_>
на основании своего решения от 04 сентября 2014 года по делу N 02-35/2014-011 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по ссылке http://ivbb.ru/viewtopic.phpf=128&t=579425, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. <_> администратору домена http://www.ivbb.ru/, устранить выявленные нарушения п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 16 сентября 2014 года прекратить распространение ненадлежащей рекламы неодимовых магнитов, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по ссылке http://ivbb.ru/viewtopic.phpf=128&t=579425.
2. <_> администратору домена http://www.ivbb.ru/, представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 22 сентября 2014 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 4 сентября 2014 г. N 02-35/2014-011
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016