Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 6 марта 2015 г. N 1124/02
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением случаев, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.
Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.
Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" предусмотрено государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), а также регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации в отношении таких товаров как водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
Иных случаев государственного регулирования цен в отношении продовольственных товаров законодательством не предусмотрено. Цены на товары формируются исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).
Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу) (п.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30).
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, осуществляя свои полномочия, в частности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Руководствуясь предоставленными законом полномочиями, при выявлении фактов необоснованного роста цен вследствие установления монопольно высоких цен хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке (с долей более 50%), заключения антиконкурентных соглашений или осуществления согласованных действий, антимонопольные органы возбуждают дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдают предписания хозяйствующим субъектам, органам власти об устранении нарушений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы.
Хозяйствующие субъекты, занимающие на рынке розничной торговли продовольственными товарами доминирующее положение (с долей более 50%), в Новгородской области отсутствуют.
Контроль за действиями хозяйствующих субъектов-конкурентов осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение это договорённость в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме.
Из представленных ООО "Квартал" документов следует, что поставщиком рыбы горбуша для торговой сети ООО "Квартал" является ООО "Экологические Продовольственные Линии+". Согласно счёту-фактуре N 116987 от 29.12.2014 и товарной накладной N 116987 от 29.12.2014 закупочная цена 1 килограмма рыбы горбуша с головой потрошённой (Камчатка) (далее - горбуша) составила 158 руб.18 коп. Согласно счёту-фактуре N 117170 от 16.01.2015 и товарной накладной N 117170 от 16.01.2015 закупочная цена 1 килограмма горбуши составила 168 руб.18 коп. Согласно счёту-фактуре N 806 от 02.02.2015 и товарной накладной N 806 от 02.02.2015 закупочная цена 1 килограмма горбуши составила 222 руб.73 коп.
Из письма ООО "Квартал" от 03.05.2015 следует, что с 05.09.2014 по 03.02.2015 розничная цена 1 килограмма горбуши в магазинах торговой сети ООО "Квартал" составляла 199 руб.90 коп., 04.02.2015 розничная цена горбуши была установлена в размере 329 руб.90 коп. и в этот же день - 04.02.2015 цена по акции на 1 килограмм горбуши установлена в размере 299 руб.90 коп.
Таким образом, повышение розничной цены на рыбу горбуша в торговой сети ООО "Квартал" было обусловлено повышением закупочной цены на данный вид рыбы.
Каких-либо письменных документов, свидетельствующих о наличии в действиях ООО "Квартал" признаков сговора с другими хозяйствующими субъектами при установлении розничной цены на горбушу, то есть признаков нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в ходе проверки не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению <Ш.> отказать, в связи с тем, что в действиях ООО "Квартал" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 6 марта 2015 г. N 1124/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016