Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 17 сентября 2014 г. N 1954
В соответствии с доводами жалобы ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" обществу незаконно отказано в приеме заявки на участие в аукционе.
По мнению общества, условия аукциона не предусматривают, что справка из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе (полученная не позднее 1 дня до даты подачи заявки), отдельно должна содержать сведения о дате ее выдачи.
Кроме того, заявитель указывает, что в составе заявки в соответствии с условиями аукциона были представлены документы, подтверждающие остаток денежных средств на расчетном счете более двойного размера стартового платежа, при этом стартовый платеж в размере 241000 рублей был уплачен своевременно и в полном объеме.
ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" отмечает, что документация об аукционе не предусматривает, что на момент подачи заявки в кадровом составе заявителя и подрядчика должен быть маркшейдер. Следовательно, отказ в приеме заявки вследствие непредставления в составе заявки сведений о наличии в штате участника или подрядной организации маркшейдера является незаконным. При этом заявитель представил в составе заявки сведения о кадровом составе, из содержания которых следует, что главный инженер общества имеет специальность горный инженер - маркшейдер, а также документы, подтверждающие наличие у подрядчика необходимых лицензий, в том числе на выполнение маркшейдерских работ.
ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" полагает, что Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утв. Приказом Минприроды РФ от 17.06.2009 г. N156 (далее - Административный регламент), не предусматривает, что договоры подряда на производство геологоразведочных и маркшейдерских работ должны содержать сведения о цене выполняемых работ и/или в случае отсутствия в таких договорах цены, такие договоры признаются предварительными, поскольку в соответствии со ст.709 Гражданского кодекса РФ стоимость работ не является существенным условием договора подряда. Таким образом, отказ в приеме заявки на участие в торгах по данному основанию неправомерен.
На основании изложенного заявитель просит аннулировать аукцион.
Организатором торгов представлены письменные возражения по существу доводов жалобы, согласно которым при рассмотрении заявки ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" были выявлены следующие нарушения требований Приложения 2 порядка и условий аукциона.
На выписке по лицевому счету общества за период с 01.07.2014 г. по 18.08.2014 г., выданной ОАО "ВостСибтранскомбанк", отсутствует дата ее выдачи. Последняя операция по движению денежных средств датирована 31.07.2014 г. Остаток исходящий составляет 560552 руб. в выписке отсутствуют данные о перечислении сбора за участие в аукционе и стартового платежа. ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" представлены платежные поручения от 18.08.2014 г. на общую сумму 311000 рублей, подтверждающие оплату сбора за участие в аукционе и стартового платежа. Поскольку сведений о перечислении стартового платежа и сбора за участие в аукционе в выписке по лицевому счету нет, следовательно, они были перечислены после получения выписки. Для участия в торгах необходимы денежные средства на счете в размере 482000 рублей. Таким образом, при указанных обстоятельствах на счете организации на момент получения выписки должно быть не менее 793000 рублей. Учитывая изложенное, финансовые возможности заявителя не отвечают требованиям Порядка и условий проведения аукциона (Приложение 2).
Кроме того, в составе заявки отсутствует приказ о том, что Пестриков О.А. приступил к исполнению обязанностей генерального директора, что является нарушением п.2 Приложения 2 к условиям аукциона. В сведениях о кадровом составе отсутствуют данные о наличии маркшейдера на момент подачи заявки, в том числе у подрядчика, что не соответствует абз. 4 п.4 Приложения 2 к условиям аукциона.
В письменных возражениях организатор торгов отмечает, что в договорах подряда на производство геологоразведочных и маркшейдерских работ отсутствуют сведения о цене выполняемых работ, предполагается определение цены дополнительным соглашением к договору после получения лицензии, т.е. договоры по сути предварительные.
Таким образом, заявка ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" не соответствует требованиям п.3, 4 Приложения 2 к Порядку условиям проведения аукциона, п.п 3, 4 п.17 Административного регламента.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция", возражения организатора торгов, установила следующее.
В соответствии со статьей 13.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) право пользования участками недр предоставляется на основании итогов проведения конкурса или аукциона. Порядок и условия проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами определен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утв. Приказом Минприроды России от 17.06.2009 г. N156 (далее - Административный регламент).
Извещение о проведении аукциона, а также Порядок и условия проведения аукциона размещены на Официальном сайте проведения торгов - www.torgi.gov.ru, реестровый номер торгов 210714/0880740/01.
Положениями п.16 Административного регламента установлено, что для участия в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр заявителями представляются документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр, установленным п. 17 данного регламента.
В соответствии п.17 Административного регламента заявка на участие в конкретном конкурсе или аукционе на право пользования участком недр с прилагаемыми документами составляется в двух экземплярах - подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке.
К заявке должны прилагаться следующие данные:
1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:
наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица;
фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц);
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в органах статистики;
сведения о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами;
2) данные о структуре управления, собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях заявителя и лицах, которые представляют его при участии в конкурсе или аукционе, включая:
заверенную в установленном порядке копию решения уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации;
доверенность, выданную в установленном порядке (в случае, если интересы заявителя представляются лицом, не имеющим право без доверенности представлять интересы юридического лица);
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для юридического лица;
выписку из реестра акционеров заявителя, полученную (оформленную) не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для акционерного общества;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе (конкурсе) на право пользования недрами данного участка;
3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств, в том числе:
копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;
надлежаще заверенная копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами заявитель подлежит обязательному аудиту;
справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе);
договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа о его принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и т.д.);
справка налогового органа о задолженности (об отсутствии задолженности) заявителя по налоговым платежам в бюджеты различных уровней;
4) данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:
подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи и т.п.);
копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"
копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемых в качестве подрядчиков с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ;
5) данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе:
сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.
В Приложении 2 к условиям аукциона, размещенном на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов также содержатся требования к представляемым в составе заявок на участие в спорном аукционе документам.
В Примечании в Приложении 2 к Порядку и условиям проведения аукциона указано, что минимальная сумма необходимых финансовых средств, которая должна быть документально подтверждена, не может быть ниже двойного размера стартового платежа, установленного условиями аукциона.
ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" подана заявка на участие в аукционе.
Согласно п.53 Административного регламента рабочая группа, созданная приказом Роснедр или территориального органа Роснедр, осуществляет рассмотрение зарегистрированных заявок на участие в аукционе с целью проверки финансовой и технической компетентности заявителя, а также соответствия поданных заявок утвержденному и официально опубликованному порядку и условиям проведения аукциона на право пользования участком недр и настоящему Административному регламенту.
В соответствии с п.54 Административного регламента решение о приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо отказе в приеме такой заявки оформляется протоколом заседания рабочей группы, который утверждается руководителем Роснедр либо руководителем ответственного территориального органа.
Согласно протоколу заседания рабочей группы по рассмотрению заявочных материалов на участие в аукционе на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке "Талый, Тыреть-Зиминской угленосной площади" от 03.09.2014 г. заявка ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" не соответствует требованиям п. 3, 4 Приложения 2 к Порядку и условиям проведения аукциона, п.п.3, 4 п.17 Административного регламента, в частности выписка ОАО "ВостСибтранскомбанк" о движении денежных средств представлена без даты выдачи; остаток денежных средств на лицевом счете заявителя, который подтвержден документально, на момент подачи заявки ниже двойного размера стартового платежа; в кадровом составе отсутствует маркшейдер, в том числе у подрядчика; в договорах подряда на производство геологоразведочных и маркшейдерских работ отсутствуют сведения о цене выполняемых работ, предполагается определение цены дополнительным соглашением после получения лицензии, договоры по сути предварительные; нет опыта недропользования, опыта геологического изучения и добычи угля у заявителя и подрядчиков.
Комиссия Иркутского УФАС России проанализировала требования, предъявляемые к составу заявки, установленные Административным регламентом и Порядком и условиями проведения аукциона, заявку общества и пришла к следующим выводам.
В составе заявки общества содержится выписка о движении денежных средств по лицевому счету общества за период с 01.07.2014 г. по 18.08.2014 г.
Указанная выписка не содержит даты ее выдачи, вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России согласилась с доводом заявителя о том, что в Административном регламенте, Порядке и условиях проведения аукциона не содержится требований о необходимости указания даты выдачи выписки о движении денежных средств по лицевому счету. Кроме того, организатором торгов не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в выписке, выдаваемой банковскими учреждениями, должна быть указана дата ее выдачи.
В Примечании в Приложении N2 к Порядку и условиям проведения аукциона указано, что минимальная сумма необходимых финансовых средств, которая должна быть документально подтверждена, не может быть ниже двойного размера стартового платежа, установленного условиями аукциона.
Согласно выписке о движении денежных средств по лицевому счету ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" исходящий остаток составил 560552 рубля.
В выписке о движении денежных средств по лицевому счету заявителя указан период - с 01.07.2014 г. по 18.08.2014 г., что соответствует требованию п.3 Приложения 2 к Порядку и условиям проведения аукциона, согласно которому для участия в аукционе заявителям необходимо представить справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе (оригинал или нотариально заверенная копия, полученная не позднее 1 дня до даты подачи заявки). Заявка общества подана 19.08.2014 г., двойной размер стартового платежа составляет 482000 рублей, при этом исходящий остаток на лицевом счете общества по состоянию на 18.08.2014 г. составлял 560552 рубля, следовательно, ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" подтвердило наличие необходимых финансовых средств в размере не ниже двойного размера стартового платежа, установленного условиями аукциона.
Комиссия Иркутского УФАС России не согласилась с доводами организатора торгов о несоответствии финансовых возможностей заявителя требованиям Порядка и условий проведения аукциона в связи с тем, что сведений о перечислении стартового платежа и сбора за участие в аукционе в выписке по лицевому счету нет, и, следовательно, они были перечислены после получения выписки, поскольку это обстоятельство является ничем не подтвержденным предположением организатора торгов, более того, никакими нормативно-правовыми актами не установлен запрет на возможность использования находящихся на счетах участников аукциона денежных средств для оплаты платежей и сборов, связанных с участием в торгах.
Комиссия Иркутского УФАС России установила, что в составе заявки ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" содержится решение единственного участника общества N1 от 29.05.2013 г., согласно которому единственный участник общества - Пестриков О.А. - возложил на себя обязанности генерального директора данного общества. Более того, из выписки из ЕГРЮЛ от 04.08.2014 г., имеющейся в составе заявки общества, следует, что генеральным директором общества является Пестриков О.А.
Необходимо отметить, что ни Административным регламентом, ни Порядком и условиями проведения аукциона не предусмотрено представление в составе заявки каких-либо распорядительных документов (в том числе приказов), подтверждающих фактическое назначение на должность руководителя организации.
Таким образом, отклонение заявки ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" по этому основанию является незаконным.
Положениями п.п.4 п.17 Административного регламента, п.4 Приложения 2 к Порядку и условиям проведения аукциона установлено требование о представлении в составе заявки копий подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемых в качестве подрядчиков с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ.
При этом прямое указание на необходимость наличия в штате участника торгов либо подрядной организации маркшейдера отсутствует.
В силу п.17 Административного регламента перечень данных, установленных в настоящем пункте Административного регламента, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных данных не допускается.
Учитывая изложенное, признание заявки несоответствующей требованиями Административного регламента и Порядка и условий проведения аукциона по причине отсутствия в штате участника аукциона либо в штате подрядной организации маркшейдера является незаконным.
Комиссия Иркутского УФАС России признала обоснованным довод заявителя о неправомерности отказа ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" ввиду отсутствия в договорах подряда на производство геологоразведрчных и маркшейдерских работ сведений о цене выполняемых работ по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Положениями ч.1 ст.709 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.
На основании ч.3 ст.424 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Таким образом, указание в договоре подряда цены не является обязательным, следовательно, у организатора торгов отсутствовали правовые основания для признания таких договоров предварительными, а заявки ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" не соответствующей предъявляемым требованиям.
Пунктом 29 Административного регламента предусмотрено, что согласно статье 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр может последовать в следующих случаях:
- заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным порядку и условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недрами;
- заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
- заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
- если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Аналогичные случаи отказа в приеме заявок на участие в аукционе установлены в п.7.8 Порядка и условий проведения аукциона, при этом вышеприведенный перечень оснований для отказа заявителю в участии в аукционе является исчерпывающим.
С момента утверждения решения о приеме заявки заявители, чьи заявки были приняты, становятся участниками аукциона.
В силу п.70 Административного регламента победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую величину разового платежа за пользование недрами.
При этом право пользования участком недр не может быть предоставлено участнику аукциона, сделавшему предпоследнее предложение по величине разового платежа.
Итоги аукциона на право пользования участком недр подводятся аукционной комиссией и оформляются протоколом о результатах аукциона на право пользования участком недр (п.71 Административного регламента).
Согласно протоколу заседания комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке "Талый, Тыреть-Зиминской угленосной площади", Зиминский район Иркутской области от 08.09.2014 г. победителем аукциона признано ООО "Глинки".
Комиссия Иркутского УФАС России считает, что неправомерные действия организатора торгов, выразившиеся в незаконном отказе ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" в приеме заявки на участие в спорном аукционе, лишили последнего возможности принять участие в торгах и, в случае победы в аукционе, получить право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке "Талый, Тыреть-Зиминской угленосной площади", Зиминский район Иркутской области
На основании изложенного, руководствуясь 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Зиминская геологоразведочная экспедиция" обоснованной.
Признать организатора торгов - Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в лице Отдела геологии и лицензирования по Иркутской области нарушившим п.17, 29 Административного регламента, ст.14 Закона РФ от 21.02.1992 г. N2395-1 "О недрах", п.7.8 Порядка и условий проведения аукциона.
Выдать организатору торгов - Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в лице Отдела геологии и лицензирования по Иркутской области предписание об устранении нарушений п.17, 29 Административного регламента, ст.14 Закона РФ от 21.02.1992 г. N2395-1 "О недрах", п.7.8 Порядка и условий проведения аукциона путем отмены протокола заседания рабочей группы по рассмотрению заявочных материалов на участие в аукционе на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке "Талый, Тыреть-Зиминской угленосной площади" от 03.09.2014 г., протокола заседания комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке "Талый, Тыреть-Зиминской угленосной площади", Зиминский район Иркутской области от 08.09.2014 г. и проведения процедур рассмотрения заявок на участие в аукционе и аукциона повторно.
4. Направить копии решения сторонам по жалобе, копию предписания - организатору торгов.
Решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель комиссии: |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 сентября 2014 г. N 1954
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016