Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан
N 01-0В/2014 (опубликовано 23 сентября 2014 г.)
Решение по делу N01-ОВ/2014 23.09.2014 г. г. Махачкала Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе Председатель Комиссии: Адигюзелов К.А. Члены Комиссии: Магомедов М.Р. Булаев М.И. рассмотрев материалы дела N01-ОВ/2014 по признакам нарушения Администрацией МО "город Кизляр", Городским Собранием МО "город Кизляр" и МКУ "Комитет по управлению имуществом города Кизляр", ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии при регулировании рекламной деятельности в городском округе "город Кизляр" в соответствии с ч.6 ст.44 Федерального закона от 26.07.06г. N 135 ФЗ "О защите конкуренции" в присутствии представителя: Городского собрание ГО "город Кизляр" ххх и МКУ "Комитет по управлению имуществом города Кизляр" ххх; в отсутствии представителей: Администрации ГО "город Кизляр" надлежащим законом образом уведомленных о времени и месте рассмотрении! дела, УСТАНОВИЛА: В ходе осуществления контрольного мероприятия в отношении Администрации ГО "город Кизляр" по соблюдению антимонопольного законодательства Инспекцией Дагестанского УФАС России были установлены признаки нарушения статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии Администрации ГО "город Кизляр", в части регулирования рекламной деятельности на территории города Кизляра. В частности, по улице "Победа" в г.Кизляр в общественных местах установлены конструкции для размещения рекламы от распространителей рекламы, с указанием номеров телефонов для обращения. Документами и информацией о деятельности на территории г.Кизляр фирм, распространяющих указанную рекламу, администрация не располагала, а также в Администрации ГО "город Кизляр" на период проверки отсутствовала какая либо документация по регулированию рекламной деятельности на территории города. Определением о назначении дела N01-ОВ/2014 от 18.03.2014 N70-01/902 рассмотрение дела было назначено на 24.04.2014 г. Также, определением были запрошены документы и информация, необходимые для рассмотрения дела по существу. 11.04.2014 г. в Дагестанское УФАС России поступил ответ от Администрации ГО "город Кизляр" на запрошенную определением от 18.03.2014 г. информацию, в котором пояснялось, что решением Собрания депутатов ГО "город Кизляр" N; 192 от 18 марта 2014 года уже утвержден порядок размещения наружной рекламы:. Предоставить другие документы, наличие которых предусмотрено Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в том числе схему размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности ГО "город Кизляр", не представляется возможным в связи с тем, что документы территориального планирования ГО "город Кизляр" необходимые для утверждения схемы размещения рекламных конструкций, находятся в стадии разработки. Представитель МКУ "Комитет по управлению имуществом города Кизляр" в ходе рассмотрения дела N01-ОВ/2014 пояснил следующее. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 июля 2014 г. N 340 утверждены предельные сроки, порядок согласования схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений. Отсутствие нормативно - правового акта в Республике Дагестан, направленного на регулирование рекламной деятельности субъектами местного самоуправления, по мнению представителя МКУ "Комитет по управлению имуществом города Кизляр", воспрепятствовало полноценному регулированию рекламной деятельности и принятию необходимых нормативных актов местного самоуправления по регулированию рекламной деятельности на территории ГО "город Кизляр". Представитель Администрации ГО "город Кизляр" подтвердил наличие самовольно размещенных рекламных конструкций на территории ГО "город Кизляр". Предписания по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций Администрацией ГО "город Кизляр", не выдавалось и иные действия по устранению нарушений не предпринимались. Рассмотрение дела N01-ОВ/2014 неоднократно откладывалось в целях получения дополнительных документов и информации, необходимой для рассмотрения дела по существу. В ходе изучения предоставленных сторонами документов и информации, Комиссией Дагестанского УФАС России было установлено, что на территории ГО "город Кизляр" были даны разрешения на установку 4-х щитов на основании Постановлений Администрации ГО "город Кизляр" N27/22 от 23.03.2004 г., N89/8 от 19.08.2005 г., N72/8 от 22.06.2004 г. На рассмотрении дела N01-ОВ/2014 представитель Администрации ГО "город Кизляр" подтвердил, что право на размещение 4 рекламных щитов было представлено в результате исполнения постановлений Администрации ГО "город Кизляр" N27/22 от 23.03.2004 г. (ОАО "Концерн КЭМЗ"), N89/8 от 19.08.2005 г. (ОАО "Денеб"), N72/8 от 22.06.2004 г (Мебельной фирме "Оригинал").
Из пояснений ххх также следует, что договоры на размещении рекламных конструкций на земельных участках, возможно, были заключены с МКУ "Комитет по управлению имуществом города Кизляр". Определением об отложении дела N01-ОВ/2014 были запрошены у МКУ "Комитет по управлению имуществом города Кизляр" копии договоров на размещение рекламных конструкций, заключенных в результате исполнения постановлений Администрации ГО "город Кизляр" N27/22 от 23.03.2004 г, N89/8 от 19.08.2005 г, N72/8 от 22.06.2004 г. 15.05.2014 в адрес Дагестанского УФАС России поступил ответ от МКУ "Комитет по управлению имуществом город Кизляр", согласно которому договоры аренды на установку рекламных конструкций МКУ "Комитет по управлению имуществом город Кизляр" не заключались. В ответе также поясняется, что согласно постановлениям Администрации ГО "город Кизляр" N27/22 от 23.03.2004 г. (ОАО "Концерн КЭМЗ"), N89/8 от 19.08.2005 г, (ОАО "Денеб"), N72/8 от 22.06.2004 г (Мебельной фирме "Оригинал") передача в аренду земельных участков под установку рекламных конструкций не предусмотрена. Определением об отложении дела N01-ОВ/2014 от 22.05.2014 г. рассмотрение дела было назначено на 27.06.2014 г. Кроме того, Комиссией Дагестанского УФАС России было принято решение о выделении трех дел в отдельное производство. Указанное решение было принято в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении права на установку рекламных конструкций ОАО "Денеб", ОАО "Концерн КЭМЗ" и мебельной фирме "Оригинал". Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела N01-ОВ/2014 изучила документы и материалы дела и установила следующее. Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже, самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" Согласно части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций, с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет.
Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и гражданского законодательства. Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее -разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах. Общие требования проведения торгов закреплены положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 447 - 449). На основе общих положений о торгах, орган местного самоуправления вправе принять локальный нормативный акт, в котором будет подробно изложена форма и процедура проведения торгов. При этом положения указанных локальных нормативных актов не должны противоречить законодательству Российской Федерации, в частности, статье 17 Федерального закона "О защите конкуренции". Исходя из представленной информации в Дагестанское УФАС России от Администрации ГО "город Кизляр", в которой пояснялось, что решением Собрания депутатов ГО "город Кизляр" N192 от 18 марта 2014 года утвержден порядок размещения наружной рекламы, также пояснялось, что документы территориального планирования городского округа г. Кизляр находятся на стадии разработки, в связи с этим не представляется возможным направить в указанные сроки схему размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности ГО "город Кизляр", а также пояснений представителя МКУ "Комитет по управлению имуществом города Кизляр", что постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 июля 2014 г. N 340 утверждены предельные сроки, порядок согласования схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений. Отсутствие нормативно -правового акта в Республике Дагестан, направленного на регулирование рекламной деятельности субъектами местного самоуправления воспрепятствовало полноценному регулированию рекламной деятельности и принятию необходимых нормативных актов местного самоуправления по регулированию рекламной деятельности на территории ГО "город Кизляр". В месте с тем, согласно имеющимся в деле N01-ОВ/2014 материалам, собранным при проведении, проверки а также полученных в ходе проведения антимонопольного расследования Комиссией Дагестанского УФАС России установлено, что в общественных местах, по улице "Победа" в г.Кизляр смонтированы конструкции для размещения рекламы от распространителей рекламы, с указанием номеров телефонов для обращения.
В материалах дела N01-ОВ/2014 имеются фотографии рекламных щитов, которые подтверждают наличие в общественных местах города Кизляра рекламных конструкций на момент проведения проверки. В соответствии с Уставом ГО "город Кизляр" обязанности по регулированию рекламной деятельности возложены на Администрацию ГО "город Кизляр". Не реализуя свои полномочия, предусмотренные Уставом ГО "город Кизляр", в течении длительного времени, не демонтируя самовольно установленные рекламные конструкции, Администрация ГО "город Кизляр" нарушила требования Федерального закона о рекламе. Не имея законных оснований заинтересованные лица (хозяйствующие субъекты), при указанном бездействии, необоснованно получили имущественную выгоду в виде незаконно смонтированных на территории ГО' "город Кизляр" рекламных щитов. Таким образом, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу о том, что бездействие Администрации ГО "город Кизляр" по не демонтажу, самовольно установленных рекламных конструкций, повлекло за собой ограничение, устранение и недопущение конкуренции. Согласно части 17 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. В соответствии с частью 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней. Частью 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установлено, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. Комиссия считает, что в случае, если орган местного самоуправления в течение длительного времени не предпринимает действия, направленные на демонтирование незаконно установленной конструкции (не выдает соответствующее предписание, не обращается в суд), владелец рекламной конструкции получает необоснованное преимущество при осуществлении своей предпринимательской деятельности, такое бездействие органа местного самоуправления образует состав нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", РЕШИЛА: 1. Признать Администрацию ГО "город Кизляр" нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии по вопросу регулирования деятельности в сфере размещения рекламы на территории ГО "город Кизляр", что привело к ограничению конкуренции. 2. Прекратить производство по делу в отношении Городского собрания ГО "город Кизляр" и МКУ "Комитет по управлению имуществом города Кизляр)). 3. Передать материалы должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных в нарушении антимонопольного законодательства лиц. Председатель Комиссии К.А. Адигюзелов Члены Комиссии М.Р. Магомедов М.И. Булаев Исп. Булаев М.И. (8722) 51-74-51
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан N 01-0В/2014 (опубликовано 23 сентября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016