Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 08/16174 (опубликовано 27 декабря 2012 г.)
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Беляев Александр Николаевич - руководитель управления;
Члены комиссии:
Соколова Ирина Петровна - заместитель руководителя управления;
Петрова Алла Сергеевна - начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли Санкт - Петербургского УФАС;
Кудрявцев Денис Юрьевич - заместитель начальника отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли Санкт - Петербургского УФАС;
Крылов Иван Валерьевич - главный специалист-эксперт юридического отдела Санкт-Петербургского УФАС,
рассмотрев дело N К08-184/12 по признакам нарушения Комитетом по здравоохранению Санкт - Петербурга (ИНН 7804041070; местонахождение: 191023, Санкт - Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1) и ЗАО "Научно - исследовательская производственная компания "Электрон" (ИНН 7827012767; местонахождение: 198323, Санкт - Петербург, Волхонское шоссе, квартал 2, д. 4 Б) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт - Петербургу были проведены внеплановые в отношении:
- ЗАО "НИПК "Электрон" в соответствии с Приказом Санкт - Петербургского УФАС России N29 - ОВ от 16.02.2011;
- СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница" в соответствии с Приказом Санкт - Петербургского УФАС России N96 - ОВ от 28.03.2011;
- СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" в соответствии с Приказом Санкт - Петербургского УФАС России N112-ОВ от 12.04.2011.
В ходе анализа материалов, полученных в ходе проверок, а также сведений, имеющихся в Санкт- Петербургском УФАС России, в действиях Комитета по здравоохранению Санкт - Петербурга (далее также - Комитет) и ЗАО "Научно - исследовательская производственная компания "Электрон" были выявлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
31 августа 2012 года Приказом N379 - ОВ Санкт - Петербургское УФАС России возбудило дело в отношении Комитета и ЗАО "НИПК "Электрон" по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Исходя из письменных пояснений, представленных в ходе рассмотрения дела, ответчики не признают нарушение антимонопольного законодательства.
Документы, представленные ответчиками, а также полученные в ходе проведения контрольных мероприятий и рассмотрения антимонопольного дела материалы, подтверждают следующие обстоятельства.
В процедурах государственных закупок медицинского рентгенодиагностического оборудования (с участием ЗАО "НИПК "Электрон"), проходивших в Санкт - Петербурге в 2011 году, ЗАО "НИПК "Электрон" в подавляющем большинстве случаев являлось единственным участником и победителем, заключавшим государственный контракт на поставку медицинской техники по максимальной цене либо с небольшим снижением.
В ходе проверки при проведении осмотра в кабинете коммерческого департамента ЗАО "НИПК "Электрон" были получены документы под названием "заявки на комиссию", оформленные в виде таблиц, которые содержат реквизиты государственных контрактов, наименования государственных заказчиков, а также сумму комиссии, вид платежа (наличный/безналичный) и дату, к которой необходимо исполнить заявку для каждого государственного контракта, указанного в таблице.
По государственным контрактам, указанным в заявках на комиссию, ЗАО "НИПК "Электрон" являлся поставщиков медицинской техники.
В соответствии с данными, содержащимися в заявках на комиссию, предусмотрены суммы платежей в наличной/безналичной форме (с учетом комиссии), в том числе, по государственным контрактам, заключенным на территории Санкт - Петербурга с указанием даты, к которой необходимо исполнить заявку:
- N0372200263411000116 (дата исполнения заявки 10.02.2012), N0372200263411000117 (дата исполнения заявки 10.02.2012), N0372200263411000114 (дата исполнения заявки 10.02.2012) с СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница";
- N0372200277511000151 (дата исполнения заявки 09.02.2012), N0372200277511000152 (дата исполнения заявки 09.02.2012) с СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы",
Кроме того, в указанном документе предусмотрены платежи по "государственному контракту N182 от 15.11.2011 N182 от 15.11.2011 Комитет по здравоохранению Администрации Санкт - Петербурга" (дата исполнения 09.02.2012).
Также в ходе проверки была получена коммуникационная стратегия для компании "Электрон", основными задачами которой является выработка перспективных концепций позиционирования компании "Электрон" на рынке рентгеновского оборудования.
В соответствии с Позиционированием 1 вышеуказанной коммуникационной стратегии потребителями являются 2 целевые группы с различными потребностями:
1) чиновники, потребностями которых является личный интерес, освоение бюджета, политические дивиденды;
2) медицинская общественность, потребностями которой является личный интерес, работа оборудования, статус клиники, качество снимков.
Далее идет описание типичного психологического механизма взяточника, который, по мнению разработчиков коммуникационной стратегии, заключается в том, чтобы найти причины/ возможности для самооправдания, снижения чувства вины, которое существует на сознательном и/или бессознательном уровнях.
При этом, Позиционирование 1 направлено на возможность дать представителям обеих целевых аудиторий ощущение того, что они приняли верное решение о выборе поставщика, несмотря на полученную взятку, а также создание ощущения эмоционального комфорта.
Таким образом, с учетом коммуникационной стратегии, выплаты по неустановленным обязательствам в рамках заключенных ЗАО "НИПК "Электрон" государственных контрактов на поставку диагностического медицинского оборудования, могли быть направлены на продвижение продукции ЗАО "НИПК "Электрон" при проведении государственных закупок, что, в свою очередь, подразумевает наличие определенного рода договоренностей между производителем и заказчиком.
В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Санкт - Петербурга "О мерах по повышению эффективности расходования бюджетных ассигнований бюджета Санкт - Петербурга на оснащение учреждений здравоохранения Санкт - Петербурга медицинским оборудованием" от 06.09.2010 N85 - рп учреждения здравоохранения Санкт - Петербурга, до утверждения конкурсной документации, документации об аукционе при размещении государственного заказа Санкт - Петербурга на закупку медицинского оборудования на сумму свыше 10 млн. руб. направляют в комитет по здравоохранению информацию о необходимости принятия решения о размещении государственного заказа Санкт - Петербурга, включающую технические задание на закупку медицинского оборудования.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербурга рассматривает вышеуказанную информацию и направляет учреждениям здравоохранения Санкт - Петербурга заключение о возможности (невозможности) утверждения конкурсной документации, документации об аукционе при размещении государственного заказа на закупку медицинского оборудования.
При этом, Комитетом по здравоохранению Санкт - Петербурга осуществляется проверка:
- обоснованности формирования начальной максимальной цены государственного заказа, указанной в техническом задании на закупку медицинского оборудования;
- соответствия закупаемого оборудования действующим государственным стандартам;
- обоснования сроков поставки;
- обоснованности требований, предъявляемых к закупаемому оборудованию.
В соответствии с Приказом Комитета по здравоохранению Санкт - Петербурга N297 от 16.09.2009 "О создании Медико - технического совета по лучевой диагностике Комитета по здравоохранению" Медико - технический совет по лучевой диагностике Комитета по здравоохранению (далее - Совет) предназначен для:
- объективного и всестороннего анализа потребности лечебных учреждений Санкт - Петербурга в оборудовании лучевой диагностики;
- согласования технических заданий на приобретаемое медицинское оборудование лучевой диагностики;
- выработки оптимальных решений по вопросам оснащения лечебных учреждений Санкт - Петербурга.
Согласно положению о Совете (Приложение 2 к Приказу Комитета по здравоохранению Санкт - Петербурга N297 от 16.09.2009), одной из основных задач Совета при принятии решений является соблюдение антимонопольного законодательства.
Решения Совета оформляются в виде протоколов заседания Совета, решения Совета о целесообразности приобретения оборудования для учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению Санкт - Петербурга и отделам здравоохранения Администраций районов Санкт - Петербурга, согласовывается на медико-технической комиссии Комитета по здравоохранению и утверждаются председателем Комитета по здравоохранению.
Исходя из вышеизложенного, исполнение распоряжения Правительства Санкт - Петербурга от 06.09.2010 N85 - рп возложено на Комитет по здравоохранению и Совет.
Протоколом N3 заседания Совета от 27.04.2011 были согласованы технические задания на закупку учреждениями здравоохранения Санкт - Петербурга рентгенодиагностического оборудования в рамках программы "Модернизации здравоохранения в 2011 год", в том числе, для СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" предполагалось к поставке:
- аппараты рентгеновские стационарные диагностические телеуправляемые 2 шт.;
- аппараты рентгеновские стационарные на 2 рабочих места 3 шт.;
- аппараты рентгеновские палатные передвижные 5 шт.;
- аппараты рентгеновские тип С-дуга 3 шт.;
- флюорографы цифровые 1 шт.
При согласовании технического задания на аппараты рентгеновские стационарные диагностические телеуправляемые и аппараты рентгеновские стационарные на 2 рабочих места, Советом рассматривались технические задания на стационарный телеуправляемый аппарат и на рентгенодиагностический цифровой аппарат производства ЗАО "НИПК "Электрон".
Также на Совете рассматривались технические задания на аппараты рентгеновские тип С-дуга, аппараты рентгеновские палатные передвижные и флюорографы цифровые.
В результате рассмотрения Советом было принято решение о внесении корректировок в техническое задание по каждому типу оборудования.
В соответствии с Протоколом N4 от 05.05.2011 заседания Совета были утверждены технические задания на телеуправляемый рентгенодиагностический комплекс в соответствии с Приложением N2, на аппараты рентгеновские тип С-дуга в соответствии с Приложением N4, на флюорографы цифровые в соответствии с Приложением N5 к указанному Протоколу.
Утвержденные на Совете технические задания в соответствии с Приложениями N2 и N4 к вышеуказанному протоколу в подавляющем большинстве технических характеристик соответствуют техническим заданиям аукционной документации СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" по извещениям N0372200263411000101 и N0372200263411000117 на закупку аппарата рентгеновского типа С-дуга и флюорограф цифровой соответственно.
На заседании Совета 17.05.2011 в соответствии с Протоколом N5 было согласовано техническое задание на приобретение рентгенодиагностического аппарата на 2 рабочих места в соответствии с Приложением N1 к указанному Протоколу.
Размещенные СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" в соответствии извещением N0372200263411000114 (совместные торги) и СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" в соответствии с извещением N0372200277511000151 технические задания на приобретение рентгенодиагностических аппаратов на 2 рабочих места, а также согласованные Комитетом по здравоохранению Санкт - Петербурга полностью соответствует техническому заданию, указанному в Приложение N1 к Протоколу N5 заседания Совета от 17.05.2011.
Также на Совете 17.05.2011 был согласован перечень торговых марок для запроса в СПб ГУ "Центр мониторинга и экспертизы цен" на рентгенодиагностическое оборудование для учреждений здравоохранения в рамках программы "Модернизации здравоохранения в 2011 году".
Указанный перечень включает возможные модели, торговые марки, удовлетворяющие техническому заданию, в том числе:
- на аппарат рентгеновский стационарный диагностический телеуправляемые модели, торговые марки: КРТ ОКО производства ЗАО "НИПК "Электрон", ТелеКо РД-МТ, КРД-СМ 50/120-1 "Спектр АП", КРДЦ-Т20/Т2000 - "Ренекс", Телемидикс-Р-Амико, Clinodigit, Clinomat;
- на аппарат рентгеновский стационарный на 2 рабочих модели, торговые марки: АРЦ ОКО производства ЗАО "НИПК "Электрон", Унико РД-МТ, КРД-СМ 50/125-1 "Спектр АП", Медекс - Р- Амико, КРД/50/7 Ренекс, TIETON;
- на аппарат рентгеновский тип С-дуга модели, торговые марки: РТС ОКО производства ЗАО "НИПК "Электрон", АРХП Амико, TCA, BV Endura Phillips, Euro Ampli Alien;
- на флюорограф цифровой малодозовый модели, торговые марки: ФЦ ОКО производства ЗАО "НИПК "Электрон", АМРЦ-1, ФЦМ-Барс-Ренекс.
Исходя из вышеуказанного перечня, на Совете были согласованы технические задания для каждого типа аппарата с широким выбором возможных поставщиков.
Санкт - Петербургским УФАС России в адрес производителей рентгенодиагностической техники ОАО "Научно - исследовательский институт электромеханики", Swissray Medical AG (Швейцария), ООО "Севкаврентген-Д" были направлены запросы о возможности поставки ими оборудования по техническим заданиям, согласованным Комитетом и включенным СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" и СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" в состав аукционных документаций по размещению государственного заказа на закупку рентгенодиагностического аппарата на 2 рабочих места, рентгенодиагностической передвижной хирургической установки типа С - дуга, флюорографа малодозового цифрового, аппарата палатного рентгенографического и комплекс рентгенодиагностический телеуправляемый с указанием информации о ценах на товар с учетом стоимости доставки, страховки, монтажа, ввода в эксплуатацию и инструктажа персонала в Санкт - Петербург.
Из ответов вышеуказанных производителей следует, что согласованные Комитетом технические задания, вошедшие в состав аукционных документаций вышеуказанных больниц, ограничивают круг участников размещения государственного заказа и прописаны под рентгенодиагностическое оборудование производства ЗАО "НИПК "Электрон".
Таким образом, технические задания, согласованные Комитетом на закупку рентгенодиагностического оборудования для учреждений здравоохранения в рамках программы "Модернизации здравоохранения в 2011 году", соответствовали технике только одного производителя ЗАО "НИПК "Электрон" и тем самым могли ограничивают круг возможных участников процедуры размещения государственного заказа Санкт - Петербурга.
При этом согласование Комитетом по здравоохранению Санкт - Петербурга технических заданий, включенных СПб ГУЗ "Городская Александровская больница" и СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" в состав аукционных документаций, осуществлялось на основании протоколов заседаний Совета.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства между ЗАО "НИПК "Электрон" и Комитетом возможно наличие соглашения, которое ограничивает круг возможных участников процедуры размещения государственного заказа Санкт - Петербурга на закупку рентгенодиагностического оборудования.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В ходе рассмотрения дела представители ЗАО "НИПК "Электрон" не смогли дать пояснения по вопросу данных, содержащихся в "заявках на комиссию", а также положений коммуникационной стратегии ЗАО "НИПК "Электрон", при этом они указали, что у ЗАО "НИПК "Электрон" отсутствуют соглашения в какой - либо форме с Комитетом.
Из письменных пояснений Комитета по здравоохранению Санкт - Петербурга следует, что Совет является коллегиальным совещательным органом Комитета, в состав которого входят профильные специалисты в области рентгенологии и радиационной медицины, не являющиеся сотрудниками Комитета.
Мнения членов Совета оформлялись протоколом и являлись сугубо рекомендательными для того или иного лечебного учреждения, поэтому больницы сами принимали решение по необходимой комплектации закупаемого медицинского оборудования с учетом объемов выделенного оборудования.
Также из пояснений следует, что Комитетом письменных указаний учреждениям здравоохранения Санкт - Петербурга на приобретение медицинского оборудования у ЗАО "НИПК "Электрон" не давалось.
На рассмотрении дела представителем Комитета были поддержаны вышеуказанные доводы.
Комиссией Санкт - Петербургского УФАС России в ходе рассмотрения дела не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии нарушения в действиях ответчиков статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В частности, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что при согласовании больницам технических требований к приобретаемому рентгенодиагностическому оборудованию, Комитетом по здравоохранению Санкт - Петербурга осуществлялось взаимодействие с ЗАО "НИПК "Электрон".
При этом в действиях Комитетом по здравоохранению Санкт - Петербурга были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выраженные в установлении и применении процедуры согласования аукционных документаций в лечебных учреждениях, которые могли привести к установлению технических требований к товару, создающим препятствия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на рынке поставок рентгенодиагностического оборудования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт - Петербургского УФАС России по рассмотрению дела N К08-184/12, решила:
Прекратить рассмотрение дела N К08 - 184/12 в связи с отсутствием нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ЗАО "НИПК "Электрон" и Комитета по здравоохранению Санкт - Петербурга.
Председатель Комиссии _____________ А.Н. Беляев
Члены Комиссии: _____________ И.П. Соколова
_____________ А.С. Петрова
_____________ Д.Ю. Кудрявцев
_____________ И.В. Крылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 08/16174 (опубликовано 27 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016