Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 29 сентября 2014 г. N 302-14-Т
Резолютивная часть решения оглашена 25.09.2014 г. Белгород
Решение в полном объеме изготовлено 29.09.2014
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 22.09.2014 N 296 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - Областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Грайворонская психиатрическая больница" <> (доверенность от 24.09.2014 N 268), <> (доверенность от 24.09.2014 N 267), уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области <> (доверенность от 15.09.2014 N 01-06/781), заявителя - ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" <> (доверенность от 24.09.2014 б/н), заинтересованного лица - ООО "Международный центр клинического питания" <> (доверенность от 12.11.2013 N 29/06), рассмотрев материалы дела N 302-14 Т по жалобе ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения с ОГКУЗ "Грайворонская психиатрическая больница" государственного контракта на поставку продовольственной продукции смесь белковая композитная сухая (закупка N 0126200000414003319), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения с ОГКУЗ "Грайворонская психиатрическая больница" государственного контракта на поставку продовольственной продукции смесь белковая композитная сухая (закупка N 0126200000414003319) (далее - Электронный аукцион).
По мнению заявителя, содержащиеся в документации об Электронном аукционе требования к составу приобретаемой белково-композитной смеси: белки - 40%, жиры - 20%, углеводы - 30% являются неправомерными и необоснованно ограничивают количество участников закупки.
Заявитель указывает, что данные требования ограничены предельными показателями государственного стандарта ГОСТ 53861-2010 и соответствуют единственному продукту - СБКС "Дисо Нутринор". Указанное обстоятельство лишает ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" возможности принять участие в Электронном аукционе и предложить к поставке смесь "НовоПротеин", которая имеет разрешение на использование в диетическом питании и свойства, подтвержденные результатами научных исследований.
Заказчик не согласен с доводами заявителя, считает спорные требования документации об Электронном аукционе законными и обоснованными. В представленном возражении на жалобу ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" указал на соответствие положений документации об Электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки и потребностям заказчика.
Пояснил, что требования к составу приобретаемой белково-композитной смеси находятся в пределах значений ГОСТа 53861-2010 и определены на основании приказа Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", которым утверждена Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях.
Уполномоченный орган - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области поддержал позицию заказчика, считает жалобу ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" необоснованной. Представил возражение на указанную жалобу, из которого следует, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми.
Пояснил, что документация об Электронном аукционе сформирована в соответствии с потребностями заказчика и основана на положениях приказа Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330, регламентирующего организацию питания лиц, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях.
Заинтересованное лицо - ООО "Международный центр клинического питания" также не поддержало доводы заявителя о необоснованном ограничении количества участников закупки при проведении Электронного аукциона. В обоснование своей позиции сослалось на административную и судебную практику по аналогичным спорам.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 15.09.2014 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка продовольственной продукции смесь белковая композитная сухая в соответствии с приложением N 1 "Спецификация" к документации об Электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта 421 200,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к поставляемому товару.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Как следует из пункта 8 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе, описание объекта закупки представлено в приложении N 1 "Спецификация" к документации об аукционе.
Согласно указанному Приложению N 1 поставляемая белково-композитная смесь должна соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", или ГОСТу Р 53861-2010 "Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", кроме показателей, соответствующих следующим значениям: пищевая и энергетическая ценность в 100г:
- белки 40%, что соответствует 40,0г;
- жиры 20%, что соответствует 20,0г;
- углеводы 30%, что соответствует 30,0г;
- энергетическая ценность - не менее 444, Ккал.
Из документации об Электронном аукционе следует, что указанные требования к пищевой и энергетической ценности определены в соответствии с положениями приказов Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" и от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания".
Национальным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 53861-2010) "Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.09.2010 N 219-СТ) установлены следующие требования к пищевой и энергетической ценности в 100 г белковой композитной сухой смеси: энергетическая ценность от 409,0 до 484,0 Ккал; белок - от 40,0 до 75,0 г; жир растительный - от 5,0 до 20,0 г; углеводы - от 10,0 до 30,0 г.
Таким образом, установленные заказчиком показатели по содержанию в закупаемой смеси белковой композитной сухой белков, жиров, углеводов находятся в пределах, предусмотренных ГОСТ Р 53861-2010, и являются стандартными, что соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.
В силу части 2 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать такие продукты для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" утверждена Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях (далее - Инструкция).
Таблицами 1а, 6, 7, прилагаемыми к Инструкции, предусмотрено использование в питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, наряду с другими перечисленными в них продуктами питания, таких специализированных продуктов диетического питания как смеси белковые композитные сухие.
В Таблице 7 "Замена продуктов по белкам и углеводам" к Инструкции установлена возможность замены по белку молока, мяса (говядины), рыбы, творога, яйца на смесь белковую композитную сухую.
Из указанной Таблицы 7 к Инструкции следует, что:
1) Заменой 100 г молока является 7 г смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси: белка - 2,8 г, жиров - 1,4 г, углеводов -2,1 г.
Соответственно в 100 г смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г (2,8 х 100/7=40); жиров -20,0 г (1,4x100/7=20); углеводов - 30,0 г (2,1x100/7=30).
2) Заменой 100 г говядины 1 к. является 45 г смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси: белка - 18,0 г, жиров - 9,0 г, углеводов -13,68 г.
Соответственно в 100 г смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г (18,0 х100/45=40), жиров - 20,0 г (9,0x100/45=20), углеводов - 30,0 г (13,68x100/45=30).
3) Заменой 100 г рыбы является 40 г смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси: белка - 16,0 г, жиров - 8,0 г, углеводов - 12,2 г.
Соответственно в 100 г смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г (16,0 х100/40=40), жиров - 20,0 г (8,0x100/40=20), углеводов -30,0 г. (12,2x100/40=30).
4) Заменой 100 г творога является 45 г смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси: белка - 18,0 г, жиров - 9,0 г, углеводов -13,68 г.,
Соответственно в 100 г смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г (18,0 х100/45=40), жиров - 20,0 г (9,0x100/45=20), углеводов -30,0 г (13,68x100/45=30).
5) Заменой 40 г яйца является 12,7 г смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси белка - 5,08 г, жиров - 2,5 г, углеводов -3,8 г.
Соответственно в 100 г смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г. (5,08 х100/12,7=40), жиров - 20,0 г. (2,5x100/12,7=20), углеводов - 30,0 г. (3,8x100/12,7=30).
Таким образом, расчет, произведенный на основании таблицы 7 к Инструкции, позволяет установить, что при организации питания в лечебно-профилактических учреждениях подлежит использованию смесь белковая композитная с содержанием в 100 г смеси 40 г белка, 20 г жиров, 30 г углеводов.
Данное обстоятельство подтверждается письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.12.2013 N 24-4-2103820.
При таких обстоятельствах, определенные заказчиком показатели по содержанию в закупаемой смеси белков, жиров, углеводов обусловлены объективной потребностью заказчика, связанной с реализацией обязанности по организации питания в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КОМПАНИЯ СПЕЦПИТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <>
Члены Комиссии: <>
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 сентября 2014 г. N 302-14-Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016