Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 9 сентября 2014 г. N 1-00-1277/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ФинАспект" на действия заказчика - ГУП "Мосгоргеотрест" при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП "Мосгоргеотрест" за 2014 год (реестровый N 0573200011914000001), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "ФинАспект" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Мосгоргеотрест" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП "Мосгоргеотрест" за 2014 год (реестровый N 0573200011914000001) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в нарушении порядка оценки заявок по критерию "цена договора".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
04.08.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена договора - 500 000 руб.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 04.08.2014 дата окончания подачи заявок - 25.08.2014, дата рассмотрения и оценки заявок - 27.08.2014.
В соответствии с протоколом от 28.08.2014 ПРО2 для закупки N0573200011914000001 рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе комиссией Заказчика были присвоены следующие баллы по критерию "цена контракта": ООО "К.Авантаж" - 13,02; ЗАО "Гринэкс" - 40; ООО "Корн-Аудит" - 15,89; ЗАО "Экштайн и Партнеры-Аудит" - 15,79; ООО "ФинАспект" - 36.32.
По итогам Конкурса победителем признано ЗАО "Гринэкс", ООО "ФинАспект" присвоен второй номер.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 разделом II Конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта Лота N 1 - 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей с учетом НДС 18 %.
Начальная (максимальная) цена контракта включает в себя расходы на страхование, налоги и другие обязательные платежи.
Согласно разделу V Конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила) в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии со следующими критериями оценки.
В соответствии с пунктом 31.1 раздела V Конкурсной документации критерий "цена контракта" рассчитывается следующим образом: Величина значимости: 60.
При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения контракта признается предложение участника закупки с наименьшей ценой контракта.
Порядок оценки:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта" (ЦБi), определяется по формуле:
А) в случае если Цmin >0,
ЦБi = (Цmin/Цi) x 100
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Цi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Б) в случае если Цmin <0,
ЦБi = ((Цmax -Цi)/ Цmax) x 100
На заседании Комиссией были изучены заявки участников, допущенных к участию в Конкурсе в части ценового предложения. Наиболее выгодные предложения по цене были сделаны Заявителем - 165 200, 00 руб., в том числе НДС 25 200 руб. и победителем Конкурса ЗАО "Гринэкс" - 150 000,00 руб., НДС не облагается.
Комиссией были произведены расчеты критерия "цена контракта" в соответствии с формулой, указанной в Конкурсной документации и установлено следующее.
1) ЦБ (ЗАО "Гринэкс")= 150 000,00 руб./150 000,00 руб. x 100 = 100 (баллов)
ЦБ (ЗАО "Гринэкс") с учетом значимости = 100 x 0,60 = 60 (баллов)
2) ЦБ (ООО "ФинАспект")= 150 000,00 руб./165 200,00 руб. x 100 = 90,9 (баллов)
ЦБ (ЗАО "Гринэкс") с учетом значимости = 90,9 x 0,60 = 54,5 (баллов)
Таким образом, при подсчете получены следующие баллы: ООО "ФинАспект" - 54,5; ЗАО "Гринэкс" - 60.
Согласно пояснениям Заказчика, протокол рассмотрения и оценок заявок в Конкурсе формируется непосредственно на сайте, путем ввода соответствующей информации в личном кабинете Заказчика. Действующий функционал автоматически производит расчет баллов по соответствующим критериям, поэтому объяснить итоговый расчет баллов не представляется возможным.
На основании ранее изложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком нарушен порядок оценки по критерию "цена контракта" предусмотренный Конкурсной документацией. Количество баллов по критерию "цена контракта" комиссией Заказчика присвоено не в соответствии с формулой установленной пунктом 31.1 раздела V Конкурсной документации. Доказательств обратному Заказчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Также Комиссией установлено, что в соответствии с Конкурсной документацией, начальная цена контракта установлена только с учетом НДС, указание цены без НДС не предусмотрено. Расчеты и присвоение баллов производились Заказчиком по тем сведениям о цене, которые были указаны в заявках. При этом, ценовое предложение не всех участников включает НДС, в том числе предложение ЗАО "Гринэкс", которое применяет упрощенную систему налогообложения, вследствие чего его ценовое предложение является минимальным из всех предложений, сделанных участниками Конкурса.
Указанное обстоятельство объективно ведет к нарушению принципов равноправия, справедливости, и отсутствия необоснованного ограничения конкуренции, поскольку, учитывая безосновательные требования Конкурсной документации, не представляющей возможности для участников торгов учитывать цены без НДС, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, изначально будут находиться в более выгодном положении, чем плательщики НДС, поскольку предлагаемая ими цена всегда будет ниже, чем у плательщиков НДС. Ссылка заказчика на недопустимость представления плательщикам НДС преимуществ при участии в закупках о законности его действий не свидетельствует. Расчет и присвоение баллов исходя из цены, сформулированной за вычетом НДС в случае участия в закупке лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, представлением преимуществ не является, а направлено на представление равных возможностей для участия в закупке и оценке поданных заявок на общих основаниях.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений, обеспечения равной и объективной оценки заявок, а также в целях экономически эффективного расходования денежных средств и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика, сравнение предложений по критерию "Цена договора" должна проводится по цене без НДС.
Порядок оценки, используемый Заказчиком, ставит участников Конкурса в неравные условия и представляет преимущественные условия участникам Конкурса, применяющим упрошенную систему налогообложения, в части формирования ценового предложения.
Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя о нарушении порядка оценки по критерию "цена договора" обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 сентября 2014 г. N 1-00-1277/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016