Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
N 112-ФАС52-10/15 (опубликовано 2 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2015 года
г. Нижний Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
С. |
- |
председателя комиссии, заместитель руководителя управления; |
Б. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
при участии:
М. |
- |
представителя Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов области (доверенность от 26.02.2015 г. N15), |
Л. |
- |
представителя Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов области (доверенность от 26.02.2015 г. N16), |
рассмотрела 26 февраля 2015 года в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения жалобу Юдина Н.Л. (далее - заявитель) на действия Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - организатор торгов) при проведении открытого аукциона открытого аукциона на право заключения договора водопользования для использования акватории участка Горьковского водохранилища на 2485,19 км от устья р.Волга по правому берегу, на траверзе 658,80-658,88 км по Атласу ЕГСЕЧ РФ том 5 изд. 2004 г., в г.Плес, Ивановской области, для размещения плавательных средств, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба Ю. (Вх.N1075 от 17.02.2015 г) на действия Верхне-Волжского бассейновое водного управления Федерального агентства водных ресурсов при проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования для использования акватории участка Горьковского водохранилища на 2485,19 км от устья р.Волга по правому берегу, на траверзе 658,80-658,88 км по Атласу ЕГСЕЧ РФ том 5 изд. 2004 г., в г.Плес, Ивановской области, для размещения плавательных средств.
В своей жалобе заявитель сообщает, что 24.10.2014 г. на сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение N241014/2598655/01 о проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования для использования акватории участка Горьковского водохранилища на 2485,19 км от устья р.Волга по правому берегу, на траверзе 658,80-658,88 км по Атласу ЕГСЕЧ РФ том 5 изд. 2004 г., в г.Плес, Ивановской области, для размещения плавательных средств.
По мнению заявителя, организатор торгов не вправе размещать указанное извещение, по следующим основаниям:
-по договору аренды N66/12 находящегося в государственной собственности земельного участка от 30.10.2012 г. заявитель имеет право пользования земельным участком, примыкающему к акватории, право на пользование, которой выставлено на спорные торги;
-в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) не требуется заключение договора для судоходства и плавания маломерных судов. Для использования акватории водных объектов в иных целях требуется заключение договора водопользования, для строительства причалов - решение о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 1 и 2 ст. 11 ВК РФ). В соответствии со ст. 25 ВК РФ утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах входит в компетенцию субъектов Федерации. Правила пользования водными объектами на территории Ивановской области утверждены Постановлением Правительства Ивановской области от 04.03.2008 г. N 33-п "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в ивановской области". Согласно данным правилам под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов понимается находящийся в пользовании юридических и физических лиц комплекс береговых и гидротехнических сооружений, а также других специальных объектов, расположенных на берегу и акватории поверхностного водного объекта или его части и предназначенных для стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов и других плавсредств (п. З.1.). Юридические и физические лица, использующие акваторию водного объекта и (или) земельный участок для размещения базы стоянок маломерных судов, должны иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование для размещения причалов (пирсов), судоподъемных, судоремонтных и иных сооружений, а также проектную документацию, утвержденную в соответствии с действующим законодательством, на строительство, размещение, реконструкцию, ввод в эксплуатацию имеющихся зданий, строений, документацию о предоставлении в пользование земельного участка на берегу этого же водного объекта (участка водного объекта). Таким образом, причал является сооружением, занимающим как береговую территорию, так и акваторию водного объекта. При этом для реализации права на приобретение водного объекта в пользование для целей строительства и эксплуатации причала владелец причала должен иметь в пользовании земельный участок, выделенный для этих целей.
В силу п. 2 ст. 11 ВК РФ указанный водный объект не мог быть выставлен на открытый аукцион, при этом он может быть предоставлен владельцу земельного участка (Юдину Николаю Леонидовичу) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, без проведения аукционной процедуры.
Жалоба заявителя соответствует нормам предусмотренным пунктом 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, следовательно, принята Управлением к рассмотрению 17.02.2015 года.
До рассмотрения жалобы по существу Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов направила в адрес антимонопольного ведомства возражения на жалобу Ю. (Исх.N01-11/105 от 24.02.2015), в котором сообщили, что не согласны с доводами Ю.
Рассмотрение жалобы Ю. по существу состоялось 26 февраля 2015 года.
Рассмотрение жалобы Ю. проходило в отсутствии заявителя (извещен надлежащим образом).
Представителям организаторов торгов председатель Комиссии разъяснил, что лица, участвующие в рассмотрении жалоб, имеют право знакомиться с имеющимися материалами, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в рассмотрении жалоб, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения жалоб вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в рассмотрении жалоб, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в рассмотрении жалоб, обжаловать решение антимонопольного органа, принятое по жалобам.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующим выводам.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из приведенной нормы права следует, что, прежде всего, правом обжалования в антимонопольный орган действий организатора торгов наделены лица, подавшие заявки на участие в торгах.
Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
Жалобы на торги в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральный антимонопольный орган вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.
Согласно Информационному извещению N241014/2598655/01 от 24.10.2014 г. размещенном на сайте http://torgi.gov.ru/, организатором торгов является Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Местом проведения аукциона, как и местом подачи заявок является отдел водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Ивановской области (153006, г.Иваново, пер.Заречный, д.6). Местоположение лота - Ивановская область, Приволжский район, г.Плес. В соответствии с п. 1.2. Аукционной документации организатором аукциона является Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Комиссия пришла к выводу о том, что Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, расположенное по адресу 603001, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 38, является надлежащим лицом в отношении которого ведется данное дело.
Указанный выше аукцион организован на основании Водного кодекса Российской Федерации, "Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе" (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.07г. N 230).
Доводы, изложенные в жалобе Ю., не принимаются Комиссией антимонопольного органа по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.16 Водного кодекса РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
В соответствии с ч.2 ст.16 Водного кодекса РФ Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждены Правила, которые определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования (далее-Правила), право на заключение которого приобретается на аукционе, а так же Правила которые определяют порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, нормы права, содержащиеся в постановление Правительства РФ от 14.04.2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона", являются специальными, по отношению к нормам, содержащимся в ВК РФ.
В соответствии с п.4 Правил, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, в случаях, указанных в пункте 2 Правил, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 указанных Правил.
18.08.2014 г. Ю. обратился в отдел водных ресурсов по Ивановской области Верхневолжского БВУ с заявлением о предоставлении в пользование акватории водного объекта, расположенной в акватории Горьковского водохранилища на 2485,19 км от устья р.Волга по правому берегу, на траверзе 658,80-658,88 км. с.х., по Атласу ЕГСЕЧ РФ том 5 изд. 2004 г., в г.Плес, Ивановской области, для размещения плавательных средств.
По результатам рассмотрения заявления было установлено, что договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона, в связи с чем, Верхне-Волжским БВУ были изданы Приказ от 01.09.2014 г. N288 "О проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования" и Приказ от 01.09.2014 N289 "Об утверждении состава комиссии по проведению открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в Верхне-Волжском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов", заявителю было направлено извещение о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
24.10.2014 г в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте http://torgi.gov.ru/ организатор торгов разместил извещение N241014/2598655/01 о проведение открытого аукциона. Предмет аукциона - право на заключение договора на водопользование, сроком на 3 года. Цель использования водного объекта - для размещения плавательных средств.
12.12.2014 г. представитель по доверенности Ю. - К. - представила организатору торгов заявку на участие в спорном аукционе.
11.12.2014 г. между организатором торгов и заявителем был подписан договор о задатке.
22.12.2014 г. был проведен открытой аукцион на право заключения договора водопользования для использования акватории участка Горьковского водохранилища на 2485,19 км от устья р.Волга по правому берегу, на траверзе 658,80-658,88 км по Атласу ЕГСЕЧ РФ том 5 изд. 2004 г., в г.Плес, Ивановской области, для размещения плавательных средств.
Комиссией установлено, что заявитель в адрес организатора торгов, с заявлением о предоставлении спорной акватории для строительства причала не обращался.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия организатора торгов - Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов при проведении открытого аукцион на право заключения договора водопользования для использования акватории участка Горьковского водохранилища на 2485,19 км от устья р.Волга по правому берегу, на траверзе 658,80-658,88 км по Атласу ЕГСЕЧ РФ том 5 изд. 2004 г., в г.Плес, Ивановской области, для размещения плавательных средств, не противоречат действующему законодательству РФ.
Иных нарушений в действиях Верхне-Волжское бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, его аукционной комиссии антимонопольным органом не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20) и Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Нижегородского УФАС России, решила:
Признать жалобу Ю. на действия Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Нижегородской области при проведении открытого аукцион на право заключения договора водопользования для использования акватории участка Горьковского водохранилища на 2485,19 км от устья р.Волга по правому берегу, на траверзе 658,80-658,88 км по Атласу ЕГСЕЧ РФ том 5 изд. 2004 г., в г.Плес, Ивановской области, для размещения плавательных средств - необоснованной.
Председатель комиссии |
|
С. |
|
|
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
Б. Ж. |
|
|
|
|
|
|
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области N 112-ФАС52-10/15 (опубликовано 2 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016