Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 26 февраля 2015 г. N 04-05/1720
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2015 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
"_"
при участии на заседании ответчика - ОАО "Промтрактор":
- "_"
при участии на заседании заявителя "_"
- представителя заявителя- "_", по доверенности от 02.12.2014 N 21 АА 0574148,
рассмотрев материалы дела N 46/04-АМЗ-2014, возбужденного в отношении ОАО "Промтрактор" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в препятствовании транспортировки воды по водопроводной сети, установила:
В Чувашское УФАС России поступила жалоба "_" на действия ОАО "Промтрактор" о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в препятствовании транспортировки воды по водопроводной сети о следующем. Заявителю на праве собственности принадлежат нежилые здания (производственное здание арочного типа и контейнерная автозаправочная станция) по адресу: г. Чебоксары, пр.Тракторостроителей, д.101, корп.26 и земельный участок кадастровый N 21:01:030306:308 по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей (на котором расположены вышеуказанные здания).
Указанные нежилые здания являются объектами капитального строительства, водоснабжение которых происходит через технологически подсоединенную водопроводную сеть, проходящую по территории земельных участков, принадлежащих на праве собственности ОАО "Промтрактор". Водопроводная сеть, к которой технологически подсоединена водопроводная сеть заявителя принадлежит на праве собственности ОАО "Промтрактор".
12 августа 2014 г. заявителем был заключен договор водоснабжения и водоотведения с ОАО "Водоканал". В ходе заключения договора заявителем был разработан и согласован с ОАО "Водоканал" проект водоснабжения. Также в соответствии с проектом был установлен в точке ввода водомерный узел, который был опломбирован представителями ОАО "Водоканал".
Однако водоснабжение нежилых зданий отсутствует в связи с тем, что ОАО "Промтрактор" в нарушение требований части 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" препятствует транспортировке воды по водопроводной сети, принадлежащей ОАО "Промтрактор" тем, что отказывается открыть вентиль подачи воды в водопроводную сеть.
На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 10.11.2014 N 289 возбуждено дело N 46/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении открытого акционерного общества "Промтрактор" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представитель ОАО "Промтрактор" нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что "_" является собственником земельного участка, с расположенными на нем объектами недвижимости, водоснабжение которых планируется осуществлять. Собственником сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства "_", является ОАО "Промтрактор". Ранее ОАО "Промтрактор" был заключен договор N 42852 от 28.12.2013 с ООО "АвтоЗапчастьТрэйдинг" на водоснабжение здания, расположенного на земельном участке, принадлежащем "_" По письму ООО "АвтоЗапчастьТрэйдинг" исх. N 35 от 29.07.2014-м прекращена подача воды на данное здание, 13.08.2014 договор расторгнут по соглашению сторон. "_" обратился в ОАО "Промтрактор" и ООО "Промтрактор-Промлит" с письмом от 19.09.2014 с просьбой осуществить включение подачи воды к принадлежащим ему объектам. Однако, необходимо отметить, что "_" осуществлено строительство нового здания, в котором в настоящее время размещен водомерный узел.
Технические условия на техническое присоединение вновь возведенного здания "_" не выдавались и не согласовывались.
Процедура выдачи технических условий на технологическое подключение объектов капитального строительства, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения, регламентирована пунктами 7-9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 N 83). Однако в нарушение установленного порядка "_" с соответствующим запросом в ОАО "Промтрактор" не обращался.
В настоящее время "_" водомерный узел размещен во вновь возведенном здании, технические условия на присоединение которого, не выдавались.
Ввиду отсутствия запроса от "_" с приложением необходимых документов ОАО Промтрактор" не анализировалась техническая возможность для подключения (технологического присоединения) и наличия свободных мощностей для такого подключения, т.к. объем потребляемых ресурсов и соответственно нагрузка на сети с подключением нового объекта возрастает.
В связи с тем, что на сегодняшний день, "_" не представлены документы для подключения (технологического присоединения) принадлежащих ему объектов капитального строительства к сетям ОАО "Промтрактор", обеспечение доступа "_" к указанным сетям, по мнению ОАО "Промтрактор" не представляется возможным.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее- Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 4 Закона о защите конкуренции содержит основные понятия, используемые в настоящем Законе:
товарный рынок- сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее- определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
монополистическая деятельность- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 указанного Закона.
Учитывая это, следует иметь ввиду, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
3. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ (далее- Закон о водоснабжении) государственная политика в сфере в водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе следующих целей: сохранение охраны здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, горячие водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно статье 2 Закона о водоснабжении, водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы (ст. 7 Закона о водоснабжении).
Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей (стать 11 Закона о водоснабжении").
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст.8 Закона о водоснабжении, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 13 Закона о водоснабжении по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (п. 1). К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (п. 2 ст. 13). Договор водоснабжения является публичным договором (п. 3 ст. 13).
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором (п. 1-3 ст. 14 Закона о водоснабжении).
В случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения. К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (ст. 15 Закона о водоснабжении).
4. Договором купли-продажи недвижимого имущества от 28.12.2005 ОАО "Промтрактор-Сервис" (продавец) продало принадлежащее ему на праве собственности, а покупатель ("_") купил в собственность контейнерную автозаправочную станцию- одноэтажное кирпичное здание (литера Б), расположенное по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 15.02.2006 "_" принадлежит контейнерная автозаправочная станция: назначение- нежилое; площадь- 54 кв.м; инвентарный номер- 01-238; литер- Б; этажность-1; адрес: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26. Кадастровый (или условный) номер: 21-21-01/093/2005-319 (основание- договор купли-продажи недвижимого имущества от 28.12.2005).
Договором купли-продажи недвижимого имущества N 148-96/06 от 12.05.2006 ОАО "Промтрактор-Сервис" (продавец) продало принадлежащее ему на праве собственности, а покупатель ("_") купил в собственность производственное здание арочного типа (литера А), расположенное по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 31.07.2006 "_" принадлежит производственное здание арочного типа: назначение- нежилое; площадь- 803,5 кв.м.; инвентарный номер- 01-238:2; литер- А; этажность-1, антресоль; адрес: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26. Кадастровый (или условный) номер: 21-21-01/059/2006-091 (основание- договор купли-продажи недвижимого имущества N 148-96/06 от 12.05.2006).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 29.11.2013 "_" принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений (участок N 14), общая площадь 5 304 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Чувашская Республика-Чувашия, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей. Кадастровый (или условный) номер: 21:01:030306:308 (основание- договор N 29421 купли-продажи земельного участка, площадью 6204 кв.м., расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей от 28.05.2008).
Указанные нежилые здания являются объектами капитального строительства, водоснабжение которых происходит через технологически подсоединенную водопроводную сеть, проходящую по территории земельных участков, принадлежащих на праве собственности ОАО "Промтрактор". Водопроводная сеть, к которой технологически подсоединена водопроводная сеть заявителя, по имеющемся у сведениям, находится в управлении ООО "Промтрактор-Промлит" и принадлежит на праве собственности ОАО "Промтрактор", что не отрицается самим ответчиком по настоящему делу.
Границы раздела эксплуатационной ответственности были определены между ОАО "Промтрактор" и ООО "Промтрактор-Сервис", у которого эти здания были заявителем приобретены по договору купли-продажи, при строительстве и сдаче "старых" зданий в эксплуатацию.
5. Согласно договора аренды недвижимого имущества от 01.08.2012, заключенного между ИП Громовым Н.А. и ООО "Автон", арендодатель (ИП Громов Н.А.) передает, а арендатор (ООО "Автон") принимает во временное владение и пользование в предпринимательских целях для организации хозяйственной деятельности контейнерную автозаправочную станцию: назначение- нежилое, площадью- 54 кв.м., инвентарный номер- 01-238, литер- Б, этажность-1, расположенную по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26; производственное здание арочного типа: назначение-нежилое, площадью- 803,5 кв.м., инвентарный номер-01-238:2, литер- А, этажность- 1, антресоль, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26; земельный участок, общей площадью 6204 кв.м., на котором находятся контейнерная автозаправочная станция и производственное здание, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира каменное нежилое строение, расположенное в границах участка, проспект Тракторостроителей, кадастровый номер 21:01:03 03 06:0052.
Договором энергоснабжения от 28.09.12 N 40240, заключенным между ОАО "Промтрактор" и ООО "Автон", поставщик (ОАО "Промтрактор") обязуется поставлять энергоресурсы потребителю (ООО "Автон"), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить совместное обслуживание энергоустановок и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергоресурсами потребителя, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретенные энергоресурсы. Приложение N 2 к названному договору были утверждены договорные величины отпуска энергоресурсов на 2012 год с помесячной детализаций, в том числе и вода (вода (хим. очищенная), вода хозпитьевая, сточная вода).
Границей раздела эксплуатационной ответственности между ООО "Автон" и ООО "Промтрактор-Промлит" служит: сварной шов второго ответного фланца отключающей арматуры (ТС-Вп-1) и сварной шов первого ответного фланца отключающей арматуры (ТС-Во-2) на трубопроводах сетевой воды по ходу движения теплоносителя.
Согласно договора аренды недвижимого имущества от 01.09.2013, заключенного между ИП Громовым Н.А. и ООО "АЗТ"", арендодатель (ИП Громов Н.А.) передает, а арендатор (ООО "АЗТ") принимает во временное владение и пользование в предпринимательских целях для организации хозяйственной деятельности контейнерную автозаправочную станцию: назначение- нежилое, площадью- 54 кв.м., инвентарный номер- 01-238, литер- Б, этажность-1, расположенную по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26; производственное здание арочного типа: назначение-нежилое, площадью- 803,5 кв.м., инвентарный номер-01-238:2, литер- А, этажность- 1, антресоль, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26; земельный участок, общей площадью 6204 кв.м., на котором находятся контейнерная автозаправочная станция и производственное здание, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира каменное нежилое строение, расположенное в границах участка, проспект Тракторостроителей, кадастровый номер 21:01:03 03 06:0052.
Договором энергоснабжения от 28.12.13 N 428852, заключенным между ОАО "Промтрактор" и ООО "АЗТ", поставщик (ОАО "Промтрактор") обязуется поставлять энергоресурсы потребителю (ООО "АЗТ"), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить совместное обслуживание энергоустановок и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергоресурсами потребителя, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретенные энергоресурсы. Приложение N 2 к названному договору были утверждены договорные величины отпуска энергоресурсов на 2014 год с помесячной детализаций, в том числе и вода (вода (хим. очищенная), вода хозпитьевая, сточная вода).
Таким образом, границы эксплуатационной ответственности фиксировались в приложениях к договорам снабжения коммунальными услугами между арендаторами и ОАО "Промтрактор" (граница эксплуатационной ответственности проходила по границе земельного участка).
29.07.2014 ООО "АЗТ" обратилось в адрес ОАО "Промтрактор" с просьбой о расторжении договора энергоснабжения от 28.12.2013 N 42852. ОАО "Промтрактор" прекратил водоснабжение после расторжения договора с ООО "АвтоЗапчастьТрейдинг" 13.08.2014, что подтверждается самим ОАО "Промтрактор".
На основании изложенного, ранее принадлежащими заявителю зданиями пользовался арендатор ООО "Автон" в соответствии с договором аренды. При этом водоснабжение арендатора также осуществлялось через водопроводную сеть ОАО "Промтрактор" на основании договора N 40240 от 28.09.2012 между арендатором ООО "Автон" и ОАО "Промтрактор", что подтверждает факт, что водопроводная сеть заявителя технологически присоединена к водопроводной сети ОАО "Промтрактор", и что имеется техническая возможность транспортировки воды в водопроводную сеть заявителя через водопроводную сеть ОАО "Промтрактор". Позднее здания заявителя арендовал ООО "АвтоЗапчастьТрейдинг" (ООО "АЗТ"), у которого также был договор энергосбережения (N 42852 от 28.12.2013) по которому ОАО "Промтрактор" предоставлял ОО "АвтоЗапчастьТрейдинг" услуги по водоснабжению и приему сточных вод.
Таким образом, водоснабжение помещений, принадлежащих "_" осуществлялось непосредственно через сети, принадлежащие ОАО "Промтрактор".
Определить общий лимит потребления воды, выделенный на собственную сеть водоснабжения заявителя, присоединенную к сети водоснабжения ОАО "Промтрактор" можно по лимитам потребления, зафиксированным в договорах снабжения коммунальных услуг, заключенных между ОАО "Промтрактор" и арендаторами зданий.
6. 23.07.2014 "_" обратился в ОАО "Водоканал" с просьбой о заключении договора на водоснабжение и водоотведение помещений по адресу пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26.
12 августа 2014 г. заявителем был заключен договор водоснабжения и водоотведения N 3592 с ОАО "Водоканал" (сроком действия с 01.08.2014). В ходе заключения договора заявителем был разработан и согласован с ОАО "Водоканал" проект водоснабжения. Также в соответствии с проектом был установлен в точке ввода водомерный узел, который был опломбирован представителями ОАО "Водоканал".
02 сентября 2014 года "_" обратился в ОАО "Водоканал" с заявлением об отсутствии (отключении) водоснабжения, принадлежащих ему помещений со стороны ОАО "Промтрактор". Как указано заявителем, отключение водоснабжения вызвано действиями ОАО "Промтрактор": прекращена подача воды в помещения путем закрытия задвижки на водопроводной сети.
ОАО "Водоканал" письмом от 03.09.2014 N 2501/3 в адрес ОАО "Промтрактор" и ООО "Промтрактор-Промлит" сообщило, что 12.08.2014 между ОАО "Водоканал" и "_" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения. Прекращение и (или) ограничение водоснабжения и (или) водоотведения в отношении "_" является нарушением статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и антимонопольного законодательства. ОАО "Промтрактор" обязано транспортировать холодную воду и сточные воды абонентов, присоединенных к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Оснований для введения ограничения и (или) прекращения водоснабжения и (или) водоотведения нет. ОАО "Водоканал" просит восстановить водоснабжение объектов "_" по пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26, г. Чебоксары.
15.09.2014 Комиссией в составе начальника отдела по работе с абонентами ОАО "Водоканал", главного специалиста по ГХ и СТС СИЭЗ ООО "Промтрактор"-Промлит", "_" и его представителей составлен акт об отсутствии водоснабжения, которым установлено, что водоснабжение помещений, расположенных по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей д. 101 корпус 26 возможно только через сети ОАО "Промтрактор". Водоснабжение помещений отсутствует по причине отключения их со стороны ОАО "Промтрактор".
Из пояснений ОАО "Водоканал", в соответствии с договором холодного водоснабжения и водоотведения N 3592 от 12.08.2014 гарантированный объем подачи холодной воды на комплекс автосервиса, принадлежащий "_", составляет 1м3/сут. Мощность водопроводных сетей позволяет подать запрашиваемый объем холодной воды на объекты "_" на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030306:308, а ОАО "Промтрактор" - транспортировать данный объем холодной воды до объектов "_"
Нагрузка на сети не увеличилась. Существующая мощность позволяет обеспечить комплекс автосервиса на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030306:308, запрошенным объемом холодной воды.
Оснований для введения ограничения и (или) прекращения водоснабжения и (или) водоотведения со стороны ОАО "Промтрактор" в отношении "_" нет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к естественно монопольным сферам деятельности относятся услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке.
Услуга по передаче водоснабжения и водоотведения носит естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена иной.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически и технологически обоснованные сокращения или прекращения производство товара, если на тот товар имеется спрос или имеются заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства (п. 4).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Препятствование транспортировки холодной воды, не предусмотренной законом, либо с нарушением действующего законодательства нарушает права "_"
Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ОАО "Промтрактор" действий, нарушающих пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.
ОАО "Промтрактор", несмотря на изложенные выше обстоятельства, не возобновило транспортировку (подачу) воды на помещения, принадлежащие "_"
В связи с тем, что ОАО "Промтрактор" нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Промтрактор" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать открытому акционерному обществу "Промтрактор" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Предписание
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
по делу N 46/04-АМЗ-2014
"26" февраля 2015 года г. Чебоксары
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 46/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
"_" |
|
|
|
|
|
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 26.02.2015 по делу N 46/04-АМЗ-2014 о нарушении открытым акционерным обществом "Промтрактор" пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Промтрактор" в срок до 19 марта 2015 года прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем транспортировки (подачи) воды по водопроводной сети, принадлежащей ОАО "Промтрактор" на объекты, принадлежащие на праве собственности "_"
2. Открытому акционерному обществу "Промтрактор" об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 24 марта 2015 года.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 26 февраля 2015 г. N 04-05/1720
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016