Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 16 января 2013 г. N 12/13-Г3/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <_>
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 03.10.2011 N 155) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Сафоновский мясокомбинат" на действия котировочной комиссии, состоящей из представителей муниципального заказчика - МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей N 12 "Улыбка" города Сафоново при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (мясопродукты) для нужд муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей N 12 "Улыбка" г. Сафоново в 2013 году (извещение N 0363300093912000004), установила:
В жалобе ООО "Сафоновский мясокомбинат" (далее - Заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) представителем Общества, указано следующее.
12.12.2012 извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0363300093912000004 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
Общество подало в установленном законом порядке заявку на участие в указанном запросе котировок.
По результатам оценки и сопоставления котировочных заявок котировочной комиссией победителем запроса котировок был признан индивидуальный предприниматель Юдин Юрий Анатольевич.
При этом, согласно пункту 16 извещения о проведении запроса котировок, размещение заказа у субъектов малого предпринимательства не предусмотрено.
Таким образом, представитель Общества считает, что в действиях котировочной комиссии по признанию ИП Юдина Ю.А., являющегося субъектом малого предпринимательства, победителем запроса котировок содержится нарушение части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов. По мнению представителя Общества, котировочная заявка ИП Юдина Ю.А. не может соответствовать в силу вышеуказанного всем требованиям извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок (далее - Извещение), следовательно, подлежит отклонению и не должна рассматриваться котировочной комиссией.
Представитель Заявителя отметил, что 25.12.2012 Обществом в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 47 Закона о размещении заказов, был направлен запрос (исх. N417) о разъяснении результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок в адрес уполномоченного органа, ответ на который в настоящий момент не получен.
На основании изложенного представители Заявителя просят Комиссию признать в действиях котировочной комиссии нарушение части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, в действиях заказчика, уполномоченного органа - нарушение части 5 статьи 47 Закона о размещении заказов, отменить результаты запроса котировок.
Представители уполномоченного органа не согласились с доводами представителей Заявителя и пояснили Комиссии по сути жалобы следующее.
В пункте 16 извещения о проведении запроса котировок на право заключить муниципальный контракт на поставку продуктов питания (мясопродукты) в 2013 году текст пояснений "не предусмотрено" означает, что данный заказ размещается не только для субъектов малого предпринимательства согласно статье 15 Закона о размещении заказов, а на общих основаниях и в запросе котировок могут принимать участие любые юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, деятельность которых не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Таким образом, признав победителем в запросе котировок индивидуального предпринимателя Юдина Ю.А., Комиссией не были нарушены требования, изложенные в документации запросов котировок.
Разъяснение в адрес ООО "Сафоновский мясокомбинат" было отправлено 26.12.2012 года в 8 часов 52 минуты на адрес электронной почты, указанный в запросе ООО "Сафоновский мясокомбинат" от 25.12.2012 года N 417.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Сафоновский мясокомбинат" на действия котировочной комиссии, состоящей из представителей муниципального заказчика - МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей N 12 "Улыбка" города Сафоново при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (мясопродукты) для нужд муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей N 12 "Улыбка" г. Сафоново в 2013 году (извещение N 0363300093912000004), и проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения запроса котировок на сумму, не превышающую 500 000 рублей, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
12.12.2012 извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0363300093912000004 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
Пунктом 16 Извещения установлено, размещение заказа у субъектов малого предпринимательства не предусмотрено.
Согласно протоколу оценки и рассмотрения котировочных заявок от 24.12.2012 победителем запроса котировок признан участник размещения заказа ИП Юдин Ю.А.
По вопросу правомерности признания котировочной комиссией вышеуказанного предпринимателя победителем запроса котировок Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Статьей 15 Закона о размещении заказов закреплено, что Заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства путем проведения запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты (часть 1), при этом информация о проведении такого запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении запроса котировок (часть 3).
Также частью 4 вышеуказанной статьи предусмотрено, что при размещении заказа путем запросов котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
В то же время, согласно статье 8 Закона о размещении заказов, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (часть 1), участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о размещении заказов и иными федеральными законами (часть 2).
Таким образом, Законом о размещении заказов установлен особый порядок размещения заказов исключительно у субъектов малого предпринимательства. Как указано выше, информация о проведении таких запросов котировок указывается в извещениях.
Иные запросы котировок проводятся в общем порядке для участников размещения заказа, указанных в статье 8 Закона о размещении заказов.
Как указано в пункте 16 извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок, размещение заказа у субъектов малого предпринимательства не предусмотрено.
Таким образом, участником запроса котировок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Следовательно, довод жалобы о необоснованности признания котировочной комиссией вышеуказанного предпринимателя победителем запроса котировок не нашел подтверждения.
В отношении довода жалобы о нарушении муниципальным заказчиком, уполномоченным органом сроков ответа на запрос разъяснений, направленный в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 47 Закона о размещении заказов, Комиссия установила следующее.
Разъяснение результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок было отправлено 26.12.2012 года на адрес электронной почты, указанный в запросе ООО "Сафоновский мясокомбинат" от 25.12.2012 года N 417 (lenche78@rambler.ru), что подтверждается представленными Комиссии скриншотами почтового клиента уполномоченного органа.
Следовательно, уполномоченный орган исполнил возложенную на него частью 5 статьи 47 Закона о размещении заказов обязанность в надлежащий срок (не более двух рабочих дней со дня получения запроса).
Таким образом, вышеуказанный довод жалобы также не нашел подтверждения.
В результате камеральной проверки Комиссия установила следующее.
12.12.2012 извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0363300093912000004 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
Пунктом 12 "Форма котировочной заявки" Извещения установлено, что котировочная заявка должна быть представлена в письменной форме и подписана участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа; в связи с тем, что комитет по образованию Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области не имеет возможности осуществлять сбор котировочных заявок на участие в данном запросе котировок цен в форме электронных документов, прием котировочных заявок в форме электронных документов невозможен; в случае если котировочная заявка насчитывает более одного листа, все листы котировочной заявки должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью участника размещения заказа (при наличии печати) и заверены подписью участника размещения заказа.
В силу части 1 статьи 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно части 2 статьи 45 закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 данного закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В силу части 2 статьи 46 Закона о размещении заказов котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Требования, предъявляемые к содержанию котировочной заявки, указаны в статье 44 Закона о размещении заказов:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Перечень данных требований сформулирован исчерпывающим образом, и в нем не указано, что все листы котировочной заявки должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью участника размещения заказа (при наличии печати) и заверены подписью участника размещения заказа.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях муниципального заказчика нарушения части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, выразившегося в установлении в извещении о проведении запроса котировок требований к содержанию котировочной заявки, не предусмотренных статьями 43, 44 Закона о размещении заказов, а также части 2 статьи 46 Закона о размещении заказов, выразившегося в устранении возможности подачи котировочной заявки в форме электронного документа.
На участие в запросе котировок было подано 4 котировочных заявки, каждая из которых соответствует требованиям Извещения, Закона о размещении заказов.
Таким образом, иных нарушений законодательства в сфере размещения заказов Комиссией установлено не было.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
Признать жалобу ООО "Сафоновский мясокомбинат" на действия котировочной комиссии, состоящей из представителей муниципального заказчика - МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей N 12 "Улыбка" города Сафоново при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (мясопродукты) для нужд муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей N 12 "Улыбка" г. Сафоново в 2013 году (извещение N 0363300093912000004), необоснованной.
Признать в действиях муниципального заказчика и уполномоченного органа, нарушения статьи 43, части 2 статьи 45, части 2 статьи 46 Закона о размещении заказов.
Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов не выдавать, так как муниципальный контракт заключен и в силу вступили гражданско-правовые отношения.
Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 16 января 2013 г. N 12/13-Г3/Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016