Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 08/783 (опубликовано 23 января 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по контролю за действиями (бездействием) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в следующем составе:
Соколова И.П. |
-
|
заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии; |
Петрова А.С. |
- |
начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии; |
Гурнакова Л.Н. |
- |
главный государственный инспектор отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии. |
с участием следующих представителей:
от Организатора торгов (Заказчика) ОАО Банк ВТБ:
- Степанов Игорь Вячеславович - представитель по доверенности б/н от 10.12.2012,
- Андреева Ирина Николаевна - представитель по доверенности б/н от 10.12.2012,
от Заявителя Некоммерческое медицинское частное учреждение "Медико-оздоровительный центр "Венус":
- Петряева Марина Александровна - директор,
- Козлов Алексей Александрович - представитель по доверенности б/н от 25.03.2012,
- Матюшенко Андрей Михайлович - представитель по доверенности б/н от 25.03.2012,
рассмотрев жалобу (исх.Ю1/1 от 09.01.2013, вх.N77н от 09.01.2013) Некоммерческого медицинского частного учреждения "Медико-оздоровительный центр "Венус" (далее - Заявитель, Учреждение) на действия ОАО "Банк ВТБ" - заказчика, организатора торгов при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказания услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) кандидатов в работники/работников Северо-Западного регионального центра и филиалов ОАО Банк ВТБ в г.Санкт-Петербурге, заслушав пояснения представителей сторон, в соответствии с ч. 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
1. На официальном сайте http://zakupki.gov.ru сети Интернет размещены Извещение N31200040919 (NСЗРЦ-047) (далее - Извещение), документация к Извещению, протокол NСЗРЦ-047-в вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, протокол NСЗРЦ-047-о заседания Комиссии по рассмотрению и оценке заявок и выбору контрагента.
Положение о закупках, утвержденное Наблюдательным советом ОАО Банк ВТБ (протокол N3 от 17.02.2012) (далее - Положение о закупках), размещено на сайте Заказчика http://www.vtb.ru/group/purchases и www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Заявитель обжалует следующие действия Организатора торгов:
Участник должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим медицинскую экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболеваний с профессией, оказанию услуг, являющихся предметом закупки. Подтверждением является лицензия, предоставленная в установленном порядке уполномоченным лицензирующим органом. ООО "МЦ Эко-безопасность" не представило подтверждения того, что соответствует требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим медицинскую экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболеваний с профессией. В связи с чем, у Заказчика отсутствовали основания как для допуска, так и для последующего признания ООО "МЦ Эко-безопасность" победителем открытого конкурса.
Представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились, пояснив, что ООО "Медицинский центр "Эко-безопасность" предоставлена лицензия N78-01-002764 от 17.05.2012 серия ЛО-1 N000399 на осуществление медицинской деятельности, согласно приложению N1 к которой ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" предоставлено право осуществлять, в том числе: медицинский осмотр (предварительный, периодический) и экспертизу профпригодности. Экспертиза связи заболеваний с профессией не является предметом договора.
2. Представленные документы, пояснения представителей Организатора торгов и Заявителя свидетельствуют о том, что доводы Заявителя являются необоснованными в связи со следующим.
Закупка услуг ОАО Банк ВТБ производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223).
Частью 5 ст. 3 Закона N223 установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением и закупке. Часть 10 ст. 4 Закона N223 определяет перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке. Согласно пп.9 ч.10 ст.4, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должны быть перечислены в документации о закупке.
Положение о закупках товаров, работ, услуг в ОАО Банк ВТБ утверждено Наблюдательным советом ОАО Банк ВТБ (Протокол N3 от 17.02.2012). Частью 4.1 Положения о закупках установлены требования к участникам процедур закупок.
Так, Участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе обладать лицензиями или иными документами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Извещения предусмотрен перечень документов, подтверждающий соответствие требованиям, предъявленных Заказчиком.
Пунктом 17 документации к Извещению предусмотрены требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в том числе, участник процедуры закупки должен обладать лицензиями, допусками и иными документами, необходимыми для оказания услуг, являющихся предметом договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представители Заявителя пояснили, что консультационное сопровождение, которое необходимо Заказчику, невозможно осуществлять без наличия лицензии на экспертизу связи заболеваний с профессией. В свою очередь, представители ответчика сообщили, что консультационное сопровождение Заказчику требуется исключительно по результатам медицинских осмотров, то есть не связанное с вопросами связи заболеваний с профессией.
Предметом закупки согласно Извещению является оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) кандидатов в работники/работников СЗРЦ и филиалов ОАО Банк ВТБ в Санкт-Петербурге в соответствии с условиями проекта договора.
В соответствии с проектом договора Заказчик поручает, а Исполнителю осуществляет проведение обязательных предварительных и периодических осмотров (обследований) кандидатов в работники/работников "Заказчика", выдает "Заказчику" индивидуальные заключения о профпригодности работников и заключительный акт.
Согласно ст.63 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ. Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.
На основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") медицинские осмотры (предварительные и периодические), экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией являются самостоятельными видами деятельности и являются работами (услугами), составляющими медицинскую деятельность, подлежащими отдельному лицензированию.
ООО "Медицинский центр "Эко-безопасность" предоставлена лицензия N78-01-002764 от 17.05.2012 серия ЛО-1 N000399 на осуществление медицинской деятельности, согласно приложению N1 к которой (исполнено на бланке серия ЛО-1 N007694) ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" предоставлено право осуществлять, в том числе: медицинский осмотр (предварительный, периодический) и экспертизу профпригодности.
Пунктом 4 Приложения N3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приложение N3 к Приказу) установлено, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Кроме того, согласно п.39 Приложения N3 к Приказу центры профпатологии и другие медицинские организации, имеющие право на проведение периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, при проведении периодического осмотра могут привлекать медицинские организации, которые имеют право в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на проведение предварительных и периодических осмотров и экспертизы профессиональной пригодности. В соответствии с п.40 данного Приложения в случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Следовательно, медицинская организация при выявлении связи заболевания с профессией вправе направить работника в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией.
На основании изложенного, ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" обладало лицензией, необходимой для оказания медицинских услуг, являющихся предметом заключаемого договора.
3. Вместе с тем, при рассмотрении жалобы установлены следующие обстоятельства.
3.1. Пунктом 4.1.1. Положения о закупках установлено, что участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе обладать лицензиями или иными документами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данное требование Положения о закупках корреспондируется с п.17 документации к Извещению.
Пунктом 17 документации к Извещению предусмотрено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим медицинскую экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболеваний с профессией, оказанию услуг, являющихся предметом закупки, в том числе обладать лицензиями, допусками или иными документами, необходимыми для оказания услуг, являющихся предметом договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что предметом договора не является экспертиза связи заболеваний с профессией, требование заказчика о наличии лицензии на данный вид услуг противоречит п.4.1.1. Положения о закупках.
3.2. Согласно п.6.5.5. Положения о закупках при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник процедуры закупки не допускается Комиссией к участию в конкурсе в случаях:
- отсутствия обязательных предусмотренных конкурсной документацией документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, либо оформления обязательных документов в нарушение требований законодательства Российской Федерации, Положения и конкурсной документации;
- несоответствия требования п.4.1. Положения о закупках;
- несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Из пункта 18.2 документации к Извещению следует, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участника требованиям Заказчика, должны быть представлены документы, указанные в п.18.3.1 - 18.3.3 документации:
-п.18.3.1. Выписка из ЕГРЮЛ (должна быть заверена органом, выдавшим документ (или должна быть представлена нотариально заверенная копия);
-п.18.3.2. Общие документы финансовой отчетности (анкета участника; справка, подтверждающая, что организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства; отчет организации за прошедший год, за истекший период прошедшего года, включая копии бухгалтерских балансов, отчет о прибылях и убытках).
-п.18.3.3. Документы о государственной регистрации, учредительные документы и лицензии (документ, подтверждающий полномочия представителя участника - юридического лица на осуществление действий от имени участника).
Пунктом 18 документации к Извещению установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе. Весь комплект документов, входящих в заявку, подается в запечатанном конверте с пометкой "Для участия в открытом конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) кандидатов в работники/работников СЗРЦ и филиалов ОАО Банк ВТБ в г.Санкт-Петербурге по извещению NСЗРЦ-047". Заявка представляется вместе с сопроводительным письмом, содержащим опись документов, входящих в состав заявки (с указанием исходящего номера и даты письма; прилагается к запечатанному конверту).
Согласно Протоколу NСЗРЦ-047-в от 13.12.2012 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе ООО ""Медицинский центр Эко-безопасность" (далее - Протокол от 13.12.2012) представило следующие документы:
Коммерческое предложение - на 2 л.;
Анкета Участника - на 4 л.;
Проект Договора - на 4 л.;
Лицензия на осуществление медицинской деятельности N78-01-002764 от 17.05.2012 - на 8 л.
Из Протокола от 13.12.2012 следует, что заявка ООО ""Медицинский центр Эко-безопасность" не содержала Выписку из ЕГРЮЛ, общие документы финансовой отчетности и документ, подтверждающий полномочия представителя участника - юридического лица на осуществление действий от имени участника. В соответствии с Протоколом NСЗРЦ-047-о заседания Комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе и выбору контрагента от 17.12.2012 (далее - Протокол от 17.12.2012) заявка данной организации допущена к участию в конкурсе.
Однако, Комиссия Заказчика, допустив ООО ""Медицинский центр Эко-безопасность" к участию в конкурсе, нарушила п.6.5.5. Положения о закупках, так как заявка общества не содержала документов, обязательных к представлению в составе заявки.
Из Протокола от 17.12.2012 также следует, что ООО "Поликлиники частных охранников и детективов" не допущено к участию в конкурсе, так как не соответствует требованиям Заказчика, установленным в Документации - отсутствует необходимый врач (гинеколог) и аппарат для прохождения флюорографии. ООО "АЛЬМЕД" - не допущено к участию в конкурсе, так как не соответствует требованиям Заказчика, установленным в Документации - отсутствует аппарат для прохождения флюорографии.
Извещением, документацией к Извещению не установлены требования к наличию определенных врачей и аппарата для прохождения флюорографии.
Пункт 3 документации к Извещению предусматривает соответствие предлагаемых участником конкурса услуг требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Перечень документов, подтверждающих соответствие участника конкурса установленным требованиям, не предполагает представления в составе заявки документов о кадровом составе учреждения и наличии в собственности определенного медицинского оборудования (аппарат для прохождения флюорографии).
Таким образом, основания для отклонения заявок ООО "АЛЬМЕД" и ООО "Поликлиника частных охранников и детективов" у Комиссии Заказчика отсутствовали.
4. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.06.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N223, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N223 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч.2 ст. 2 Закона N223 Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, несоблюдение Организатором торгов порядка проведения процедуры конкурса, установленной Положением о закупках, является нарушением части 1 статьи 2 Закона N223-ФЗ.
5. По результатам рассматриваемого конкурса ОАО Банк ВТБ заключен договор NДА-216-2012 от 28.12.2012 возмездного оказания услуг по проведению предварительных и обязательных периодических медицинских осмотров с победителем конкурса ООО "Медицинский центр Эко-безопасность".
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
Признать жалобу Некоммерческого медицинского частного учреждения "Медико-оздоровительный центр "Венус" необоснованной.
Признать в действиях ОАО Банк ВТБ нарушение ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.06.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в несоблюдении порядка проведения закупки, установленного Положением о закупках при проведении конкурса на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) кандидатов в работники/работников СЗРЦ и филиалов ОАО Банк ВТБ в Санкт-Петербурге, в связи с установлением требования к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг, не являющихся предметом договора, что нарушает п. 4.1.1. Положения о закупках, допуском ООО "Медицинский центр Эко-безопасность", заявка которого не содержала документы, обязательные к представлению и неправомерным отказом в допуске ООО "АЛЬМЕД" и ООО "Поликлиника частных охранников и детективов" при отсутствии оснований для отклонения данных заявок, что является нарушением п.6.5.5 Положения о закупках.
В связи с заключением ОАО Банк ВТБ договора NДА-216-2012 от 28.12.2012 возмездного оказания услуг по проведению предварительных и обязательных периодических медицинских осмотров с победителем конкурса ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" предписание не выдавать.
Председатель Комиссии И.П. Соколова
Члены Комиссии А.С.Петрова
Л.Н.Гурнакова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 08/783 (опубликовано 23 января 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016