Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 03-10.1/41-2015 (опубликовано 24 февраля 2015 г.)
Решение N 03-10.1/41-2015 о признании жалобы частично обоснованной 18 февраля 2015 г. г. Омск Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии; Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии; Веретельник М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев жалобу ООО "МГБ" на действия единой комиссии уполномоченного органа - Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области (далее - уполномоченный орган, единая комиссия) при проведении запроса котировок на ремонт административного здания заказчика - МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области (далее - заказчик) (извещение N 0152300008315000002) (далее - запрос котировок), в присутствии представителей: заявителя - , заказчика - , в отсутствие представителя заказчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, У С Т А Н О В И Л А: 1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 1342 от 11.02.2015) на действия уполномоченного органа и его единой комиссии при проведении запроса котировок. 13.02.2015 в Омское УФАС России поступили дополнения к жалобе (вх. N 1422). Как следует из поступивших жалобы и дополнений к ней, заявитель обжалует как положения извещения о проведении запроса котировок, так и действия единой комиссии уполномоченного органа. Вместе с тем, в силу части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) жалоба принята Омским УФАС России исключительно в части обжалования действий единой комиссии уполномоченного органа, поскольку жалоба на положения документации о закупке подана заявителем после окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. По мнению заявителя, действия единой комиссии уполномоченного органа являются неправомерными и незаконными, учитывая следующие обстоятельства: "Перед вскрытием конвертов представитель ООО "МГБ" попросил свой конверт для проверки, рассмотрев который обнаружил, что на данном конверте были видны признаки его вскрытия, о чем было сказано одному из членов единой комиссии, которая не числится в составе членов единой комиссии, проигнорировавшей эти доводы. Из трех человек указанных в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок принимал участие только секретарь единой комиссии Лиханов Максим Александрович (начальник экономического отдела), который руководил работой комиссии, что в свою очередь свидетельствует о том, что работа комиссии является неправомерной; Лиханов Максим Александрович после вскрытия конвертов и озвучивания цены предлагаемых услуг прекратил работу комиссии, пояснив, что ее работа закончена. Наш представитель организации задал вопрос о том, что необходимо проверить соответствие заявок извещению и предъявленных к ним требованиям. Был получен ответ, что это нас не касается. Данный вывод сотрудника считаем незаконны". Кроме того, в жалобе заявитель указывает на неправомерные действия единой комиссии признавшей заявку победителя запроса котировок ООО "Ремстрой" соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. По данному доводу заявитель поясняет, что при вскрытии конвертов на участие в запросе котировок представитель Общества попросил ознакомиться с котировочной заявкой ООО "Ремстрой", рассмотрев которую Общество установило, что котировочная заявка ООО "Ремстрой" не соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию признать работу единой комиссии незаконной, нарушающей положения Федерального закона о контрактной системе. 2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-1332 от 12.02.2015) уполномоченным органом были представлены материалы запроса котировок (вх. N 1491 от 16.02.2015), а также пояснения на доводы жалобы заявителя (исх. N 01-22/184 от 16.02.2015). Из представленных материалов, а также информации размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 01.02.2015 в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе были размещены извещение о проведении запроса котировок N 0152300008315000002 с начальной (максимальной) ценой контракта 250000 рублей. Как следует из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 09.02.2015, на участие в запросе котировок поступило три заявки, поданные участниками закупки в письменной форме в запечатанных конвертах. Рассмотрев и оценив поступившие заявки, единая комиссия приняла решение о признании всех заявок соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Победителем запроса котировок признано ООО "Ремстрой" с предложенной ценой контракта 200000 рублей. Участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий признано ООО "МГБ". В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-1332 от 12.02.2015) осуществление закупки приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу (письмо уполномоченного органа от 16.02.2015 N 01-22/184). В своих пояснениях на жалобу заявителя уполномоченный орган указывает на то, что процедура вскрытия, рассмотрения и оценки заявок происходила в строгом соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе. 3. В результате рассмотрения жалобы ООО "МГБ", пояснений представителей заявителя и уполномоченного органа, представленных материалов и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее: 3.1. В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок. Согласно части 4 статьи 77 Федерального закона о контрактной системе заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Частью 1 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе, в частности установлено, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Согласно части 5 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия данного доступа. В соответствии с частью 8 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. В своей жалобе, а также непосредственно на заседании Комиссии заявитель указал на то, что считает работу единой комиссии уполномоченного органа незаконной, поскольку: - во-первых, на конверте Общества, в котором содержалась заявка на участие в запросе котировок, были видны признаки его вскрытия; - во-вторых, из перечисленных в протоколе членов единой комиссии при вскрытии конвертов присутствовал только секретарь единой комиссии Лиханов М.А. и некая сотрудница Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, которая не числится в составе единой комиссии; - в-третьих, заявитель считает, что единая комиссия неправомерно после вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок закончила свою работу, не рассмотрев сразу же в присутствии участников закупки заявки на участие в запросе котировок всех участников закупки.
В свою очередь, не соглашаясь с данным доводом заявителя, представители уполномоченного органа пояснили Комиссии, что конверт с заявкой на участие в запросе котировок ООО "МГБ" заранее не вскрывался, какие-либо признаки вскрытия данного конверта отсутствуют. Что касается правомочности работы единой комиссии, представители уполномоченного органа пояснили, что все члены единой комиссии, указанные в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок от 09.02.2015 присутствовали при вскрытии конвертов. Относительно присутствия при вскрытии конвертов с заявками на участие в запросе котировок иного лица, не указанного в вышеуказанном протоколе, представители уполномоченного органа пояснили, что при вскрытии присутствовала сотрудница Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, которая не участвовала в рассмотрении заявок на участие в запросе котировок. Проанализировав информацию, размещенную на официальном сайте, а также представленную уполномоченным органом, Комиссия установила, что составленный и подписанный протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 09.02.2015 содержал сведения о следующих членах комиссии: Щербаков В.А. - председатель комиссии, Шкиль А.А. - член комиссии, Лиханов М.А. -секретарь комиссии. В соответствии с частью 28 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок. Учитывая, что одним из доводов жалобы заявителя являлся довод о незаконности работы единой комиссии, Омским УФАС России в адрес уполномоченного органа был направлен запрос (исх. N 03-1332 от 12.02.2015) о представлении в адрес Омского УФАС России, в том числе надлежаще заверенных копий положения о комиссии уполномоченного органа - Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по осуществлению закупок, приказа о создании комиссии. На указанный запрос уполномоченным органом представлена заверенная копия постановления главы Нижнеомского муниципального района Омской области от 26.11.2013 N 773-п "О создании единой комиссии по осуществлению закупок администрации Нижнеомского муниципального района Омской области" (далее - постановление N 773-п от 26.11.2013). Приложением N 1 к постановлению N 773-п от 26.11.2013 утверждено положение о единой комиссии по осуществлению закупок администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, приложением N 2 к указанному постановлению утвержден состав единой комиссии по осуществлению закупок Согласно приложению N 2 к постановлению N 773-п от 26.11.2013 в состав единой комиссии по осуществлению закупок администрации Нижнеомского муниципального района Омской области входят следующие лица: Щербаков В.А. - заместитель главы Нижнеомского муниципального района Омской области, председатель единой комиссии; Лиханов М.А. - начальник экономического отдела администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, секретарь единой комиссии; Члены комиссии: Ушаков Д.И. - главный специалист отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеомского муниципального района Омской области; Саляева Н.А. - начальник управления правового обеспечения администрации Нижнеомского муниципального района Омской области; Исаева Л.А. - специалист 1 категории правового отдела управления правового обеспечения администрации Нижнеомского муниципального района Омской области. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 09.02.2015 содержал сведения о члене единой комиссии Шкиль А.А., который не входит в состав единой комиссии, утвержденной приложением N 2 к постановлению N 773-п от 26.11.2013. На заседании комиссии представители уполномоченного органа пояснили, что в постановление N 773-п от 26.11.2013 вносились изменения и в состав единой комиссии был включен член комиссии Шкиль А.А. Однако в нарушение части 28 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе уполномоченным органом не представлено документов, подтверждающих то обстоятельство, что в состав единой комиссии включен Шкиль А.А. (как на запрос Омского УФАС России, так и на за-седание Комиссии). Учитывая изложенное, на момент принятия решения Комиссия не могла оценить является ли Шкиль А.А. членом единой комиссии уполномоченного органа.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе в жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе к жалобе заявитель не приложил каких-либо доказательств (видеозапись и т.п.), подтверждающих его утверждение о том, что конверт Общества, содержащий заявку на участие в запросе котировок, был вскрыт уполномоченным органом до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, а также то обстоятельство, что из перечисленных в протоколе членов единой комиссии при вскрытии конвертов присутствовал только секретарь единой комиссии Лиханов М.А. и некая сотрудница Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, которая не числится в составе единой комиссии. Заслушав на заседании Комиссии аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, представленную уполномоченным органом на запрос Омского УФАС России, Комиссия не смогла оценить, кто из членов единой комиссии присутствовал при вскрытии конвертов, поскольку состав членов единой комиссии при вскрытии конвертов не объявлялся. При таких обстоятельствах Комиссия признала данный довод жалобы заявителя необоснованным. Комиссия также признала необоснованным довод жалобы заявителя о том, что единая комиссия неправомерно после вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок закончила свою работу, не рассмотрев сразу же в присутствии участников закупки заявки на участие в запросе котировок всех участников закупки, поскольку в силу части 2 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников лишь присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. 3.2. Комиссия признала обоснованным довод жалобы заявителя о неправомерном признании единой комиссией уполномоченного органа заявки на участие в запросе котировок ООО "Ремстрой", соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе извещение о проведении запроса котировок должно содержать форму заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа. Частью 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе перечислен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок. В частности пунктом 4 части 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок. В силу части 7 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Пунктом 14 печатной формы извещения о проведении запроса котировок, прикрепленной уполномоченным органом на официальном сайте, установлено, что заявка на участие в запросе котировок заполняется по форме, установленной заказчиком, являющейся неотъемлемым приложением к извещению о проведении запроса котировок. Форму заявки на участие в запросе котировок уполномоченный орган установил в приложении N 1 к извещению о проведении запроса котировок. В частности, данной формой установлен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок. Проанализировав представленный уполномоченным органом оригинал заявки на участие в запросе котировок ООО "Ремстрой", Комиссия установила, что заявка данного Общества не соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно ее форме. В частности, заявка на участие в запросе котировок данного участника закупки не содержала сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника и т.д. При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях единой комиссии нарушение части 7 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе. 4. В результате внеплановой проверки Комиссия установила также следующие нарушения: 4.1.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1-6 статьи 42 настоящего Федерального закона. В частности пунктом 6 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. Согласно части 7 статьи 74 Федерального закона о контрактной системе прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. В извещении о проведении запроса котировок N 0152300008315000002 уполномоченный орган установил следующие сроки подачи котировочных заявок: "Дата и время окончания подачи заявок - 06.02.2015 в 09:00 час.", "Дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 09.02.2015 в 10:00 час.". Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований части 7 статьи 74 Федерального закона о контрактной системе, поскольку в извещении о проведении запроса котировок заказчик установил срок окончания подачи котировочных заявок ранее даты вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок. 4.2. Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального за-кона. Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок: 1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; 2) организациям инвалидов; 3) субъектам малого предпринимательства; 4) социально ориентированным некоммерческим организациям. Частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при опреде-лении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона; Проанализировав материалы осуществления закупки, Комиссия установила, что в извещении о проведении запроса котировок заказчик, уполномоченный орган установили преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в указанном извещении о проведении запроса котировок заказчик, уполномоченный орган в графе "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ)" указали "Не установлено".
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе. 4.3. В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона. В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе в пункте 2.3 раздела 2 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта контракта заказчик и уполномоченный орган установили следующее требование, касающееся оплаты выполненных работ: "Оплата выполненных работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 60 календарных дней со дня подписания акта выполненных работ, на основании справок о стоимости выполненных работ и счетов-фактур, выставленных Подрядчиком, без предоплаты. Допускается на основании промежуточных актов выполненных работ производить промежуточное финансирование отдельных этапов работ. При этом стоимость каждого этапа в соответствии с графиком производства работ (предоставляется подрядчиком) Заказчик оплачивает в течение десяти дней после подписания сторонами акта о приёмке выпол-ненных работ по каждому этапу". При этом Комиссия отмечает, что извещение о проведении запроса котировок не содержит этапов выполнения работ, графика производства работ. 4.4. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. Согласно пункту 1 части 2 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона. Положения о начальной (максимальной) цене контракта, методах ее определения регламентированы статьей 22 Федерального закона о контрактной системе. В силу части 1 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод. В соответствии с частью 9.1 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений. Как следует из извещения о проведении запроса котировок обоснованием начальной (максимальной) цены контракта являлся локальный сметный расчет (приложение N 4 к извещению), т.е. заказчик, уполномоченный орган применили проектно-сметный метод. Комиссия установила, что стоимость работ по сметному расчету на ремонт кабинетов первого этажа здания Администрации составляет 251250,40 рублей. Вместе с тем, заказчик, уполномоченный орган установили начальную (максимальную) цену контракта 250000 рублей.
Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта используемого заказ-чиком, уполномоченным органом проектно-сметного метода составляет 251250,40 рублей, а непо-средственного сама начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении о проведении запроса котировок составляет 250000 рублей. Комиссия считает, что установленная заказчиком начальная (максимальная) цена контракта в размере 250000 рублей не соответствует обоснованию начальной (максимальной) цены контракта. Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушение требований частей 1 и 9.1 статьи 22, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе. 4.5. В соответствии с частью 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: 1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара; 2) предложение о цене контракта; 3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов; 4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок; 5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В силу части 4 указанной статьи Федерального закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается. Комиссия установила, что в форме заявки на участие в запросе котировок (приложение N 1 к извещению) заказчик, уполномоченный орган предусмотрели указание идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок без учета изменений внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ в части указания слов (при наличии). Более того, в указанной форме заявки на участие в запросе котировок заказчик, уполномоченный орган установили требования к предоставлению участниками закупки сведений и документов, не предусмотренных частью 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе (например, "код причины постановки на учет"; "паспортные данные"; "наименование и характеристики поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (указываются функциональные характеристики (потребительские) свойства, качественные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с техническим заданием"; "сведения о включенных или не включенных, в предлагаемую цену товара, работы или услуги, расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи):В цену товара, работы или услуги включены расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных по-шлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи /ИЛИ/ В цену товара, работы или услуги не включены расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи (оставить необходимое)"; "информацию о документе, подтверждающем полномочия лица на осуществление действий от имени участника запроса котировок - юридического лица (указать N и дату решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника запроса котировок без доверенности); "должность уполномоченного лица" и т.п.). В пункте 14 печатной формы извещения о проведении запроса котировок заказчик, уполномоченный орган установили требование о том, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать декларацию о принадлежности участника запроса котировок исключительно к субъектам малого предпринимательства, в то время как в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе заявка должна содержать "декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе".
Кроме того, заказчик, уполномоченный орган в извещении о проведении запроса котировок предусмотрели инструкцию по подготовке и подаче котировочной заявки, которая содержит требования к подаче заявки на участие в запросе котировок, не основанные на нормах Федерального закона о контрактной системе для подачи заявки на участие в запросе котировок, а именно "в случае, если котировочная заявка насчитывает более одного листа, все листы должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью участника запроса котировок на прошивке (для юридических лиц) и заверены подписью уполномоченного лица участника закупки". Учитывая изложенное, Комиссия считает, что заказчик, уполномоченный орган в целом допустили нарушение части 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе, поскольку установили требования к содержанию заявки на участие в запросе котировок, противоречащие данной норме Федерального закона. 4.6. В силу части 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Частью 5 указанной статьи, в частности, предусмотрено, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Постановление N 1063). Согласно пункту 3 настоящих Правил размер штрафа устанавливается условиями контрак-та в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе. Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. Пунктами 8.3 раздела 8 "Ответственность сторон" проекта контракта заказчик, уполномоченный орган предусмотрели следующее: "Подрядчик в соответствии с требованием Заказчика уплачивает штраф: - в случае неустранения дефектов и (или) недостатков в порядке и сроки, установленные настоящим контрактом - неустойку в размере 25 000 рублей; - в случае отказа Подрядчика от выполнения работ, являющихся предметом настоящего кон-тракта, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, - штраф в размере 25 000 рублей".
Комиссия считает, в нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган не установили в проекте контракта размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливаемый контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, Комиссия считает, что установив в проекте контракта размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств в размере 25000 рублей заказчик, уполномоченный орган нарушили требования части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, поскольку не установили возможность указания фиксированной суммы штрафа. В данном случае цена контракта, предложенная участниками закупки, могла составлять и менее 250000 рублей, следовательно, 10% от данной цены контракта будут составлять менее 25000 рублей. 4.7. В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Согласно части 3 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытием доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Частью 8 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Заслушав на заседании Комиссии аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, представленную уполномоченным органом на запрос Омского УФАС России, Комиссия установила, что при вскрытии конвертов с заявками на участие в запросе котировок единой комиссии допущены нарушения частей 1 и 3 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе Федерального закона о контрактной системе, поскольку: - во-первых, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок единая комиссия не объявила участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками - во-вторых, не был назван месяц и год вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
- в-третьих, не было названо наименование юридического лица с указанием на его организационно-правовую форму одного из участников закупки (ООО "СибГидроЭлектроСтрой"); не полностью назван почтовый адрес ООО "Ремстрой", поскольку была указана только улица. Более того, единая комиссия, не рассмотрев заявки на участие в запросе котировок на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, озвучила, что победителем запроса котировок признан участник, предложивший меньшую цену кон-тракта. Также Комиссия отмечает, что в нарушение части 8 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 09.02.2015 не содержал полное наименование участников закупки ООО "Ремстрой" и ООО "СибГидроЭлектроСтрой". Комиссия отмечает, что нарушения, допущенные заказчиком, уполномоченным органом и указанные в пункте 4 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия Р Е Ш И Л А: 1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "МГБ" на действия единой комиссии уполномоченного органа - Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области при проведении запроса котировок на ремонт административного здания заказчика - МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области (извещение N 0152300008315000002), признав обоснованным довод жалобы заявителя о неправомерном признании единой комиссией заявки на участие в запросе котировок ООО "Ремстрой", соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. 2. Признать в действиях МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области, Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области и ее единой комиссии нарушение требований частей 1 и 9.1 статьи 22, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 73, части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73, частей 5 и 8 статьи 34, части 3 статьи 73, части 7 статьи 74, частей 1, 3, 7 и 8 статьи 78, части 28 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе. 3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области, Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области и ее единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы запроса котировок (извещение N 0152300008315000002) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель Комиссии Т.П.Шмакова Члены Комиссии: А.П. Алексина М.С. Веретельник ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/41-2015 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок 18 февраля 2015 г. г. Омск Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии; Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комис-сии; Веретельник М.С.
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комис-сии, рассмотрев жалобу ООО "МГБ" на действия единой комиссии уполномоченного органа - Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области при проведении запроса котировок на ремонт административного здания заказчика - МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области (извещение N 0152300008315000002) (далее - запрос котировок), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области, Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области и ее единой комиссии нарушение требований частей 1 и 9.1 статьи 22, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 73, части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73, частей 5 и 8 статьи 34, части 3 статьи 73, части 7 статьи 74, частей 1, 3, 7 и 8 статьи 78, части 28 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, на основании своего Решения от 18.02.2015 N 03-10.1/41-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области и ее единой комиссии, МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 04.03.2015 отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 09.02.2015 и аннулировать запрос котировок на ремонт административного здания заказчика - МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области (извещение N 0152300008315000002). 2. Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, МКУ "Центр хозяйственного обеспечения" Нижнеомского муниципального района Омской области об исполнении пункта 1 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 05.03.2015 с приложением подтверждающих документов. Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Алексину А.П. Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 03-10.1/41-2015 (опубликовано 24 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016