Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 24 января 2013 г. N 535-12-А3
Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 24 января 2013 г.
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей ответчика - муниципального района "Прохоровский район" Белгородской области - <_> (доверенность от 14.01.2013 N 108), <_> (доверенность от 14.01.2013 N 107), рассмотрев дело N 535-12-АЗ по признакам нарушения администрацией муниципального района "Прохоровский район" Белгородской области (администрацией Прохоровского района Белгородской области, далее - Администрация, ответчик) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012, далее - Закон о Защите конкуренции), установила:
В ходе выездной плановой проверки, проведённой инспекцией Белгородского УФАС России 21.11.2012 в соответствии с приказом руководителя Белгородского УФАС России N 372 от 16.11.2012, на предмет соблюдения Администрацией антимонопольного законодательства было проанализировано постановление главы Администрации от 26.11.2010 N 911 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Газоны Прохоровки" (далее - Акт). В соответствии с данным Актом Администрация предоставила обществу с ограниченной ответственностью "Газоны Прохоровки" (далее - Общество) в аренду на срок менее года земельный участок примерной площадью 50000 кв. м из земель населённых пунктов, с адресными ориентирами: Прохоровский район, Прелестненское с/п, юго-западнее с. Юдинка, для размещения производства рулонного газона.
Преамбула Акта содержит ссылки на заявление директора Общества, на пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающий полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; на статью 29 Земельного кодекса РФ (далее - Кодекс), регулирующую полномочия органов местного самоуправления по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При анализе Акта было установлено, что в нем содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 13.12.2012 N 411 в отношении Администрации возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 34 Кодекса требует от органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу вышеуказанных требований Кодекса об обязательном заблаговременном публичном информировании населения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, этого претендента необходимо определить из числа всех имеющихся, обратившихся в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Предварительное информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных юридических лиц и граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, чем создаёт предпосылки конкуренции.
Из содержания Акта не усматривается, что при предоставлении земельного участка Обществу были соблюдены требования части 1 статьи 34 Кодекса о предоставлении в аренду земельного участка с проведением обязательных публичных процедур. Документов, свидетельствующих о проведении обязательных публичных процедур, к Акту не приложено.
Принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении в аренду земельного участка без проведения обязательных публичных процедур в соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Кодекса, влечёт исключение конкуренции хозяйствующих субъектов за право аренды данного земельного участка, что означает недопущение конкуренции и нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На заседании Комиссии представители ответчика пояснили устно и представили письменное пояснение (без номера и даты) о том, что:
- предоставление в аренду ООО "Газоны Прохоровки" земельного участка для размещения производства рулонного газона обосновано пунктом 10 статьи 3, статьями 29, 30, 31 Федерального закона N 137-ФЗ;
- информирование населения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка произведено путём размещения сообщения в газете "Истоки" от 16.10.2010;
- о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 50000 кв.м из земель населённых пунктов, с адресными ориентирами: Прохоровский район, Прелестненское с/п, юго-западнее с. Юдинка, для размещения производства рулонного газона поступило только одно заявление от ООО "Газоны Прохоровки".
В качестве доказательств представителями ответчика для приобщения к делу представлены (в ксерокопиях):
- заявление директора ООО "Газоны Прохоровки" о выделении земельного участка на территории Прелестненского поселения близ с. Юдинка площадью 5 га для организации производства рулонного газона, вх. N от 01.10.2010;
- протокол N 1 заседания комиссии по проведению конкурсов от 08.10.2010 с решением:
1. подготовить информационное сообщение в газете о предстоящем предоставлении земельного участка;
2. провести работы по формированию участка и его постановке на кадастровый учёт
- акт выбора земельного участка от 11.10.2010;
- выписка из газеты от 16.10.2010 с информационным сообщением о предстоящем предоставлении земельного участка;
- протокол N 2 заседания комиссии по проведению конкурсов от 22.11.2010 с решением: в связи с поступившей одной заявкой ООО "Газоны Прохоровки" о предоставлении земельного участка передать земельный участок заявителю в аренду без проведения торгов;
- договор аренды земельного участка N 963 от 26.11.2010 между Администрацией и ООО "Газоны Прохоровки".
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей ответчика, пришла к следующим выводам.
Представленные ответчиком на заседании Комиссии вышеуказанные документы свидетельствуют о том, что при предоставлении земельного участка Обществу Администрацией были соблюдены требования части 1 статьи 34 Кодекса о предоставлении в аренду земельного участка с проведением обязательных публичных процедур.
Следовательно, Акт был принят в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012) и не содержит признаков недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Учитывая изложенное, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела N 535-12-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 20.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012), решила:
Прекратить рассмотрение дела N 535-12-АЗ в отношении администрации муниципального района "Прохоровский район" Белгородской области (администрации Прохоровского района Белгородской области) ввиду отсутствия в рассматриваемых действиях нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 24 января 2013 г. N 535-12-А3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016