Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 21 января 2013 г. N 21/13-Г3/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <_>
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 N 113) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ОАО "Смоленск-Фармация" на действия государственного заказчика - Департамента Смоленской области по здравоохранению и уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по приемке ЛП и ИМН от поставщиков ЛП и ИМН и (или) от ОГАУЗ "Смоленский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств"; хранению, комплектованию и доставке ЛП и ИМН в аптечные организации; отпуску ЛП и ИМН льготополучателям по рецептам врачей (фельдшеров) через аптечные организации; обеспечению качества ЛП и ИМН; обеспечению режима обмена информацией о наличии и поставках ЛП и ИМН. (извещение N 0163200000312005366), установила:
В жалобе ОАО "Смоленск-Фармация" (далее - Заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) представителем Заявителя указано следующее.
По результатам подведения итогов рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме ОАО "Смоленск-Фармация" как единственный участник аукциона, заявка которого соответствует требованиям законодательства и документации, признано аукционной комиссией лицом, с которым должен быть заключен государственный контракт.
Однако, 24.12.2012 государственным заказчиком был опубликован отказ от заключения контракта с Обществом на основании пункта 3 части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Представитель Заявителя полагает, что действия государственного заказчика являются незаконными в связи со следующим.
В документации об открытом аукционе в электронной форме определено место оказания услуг: территория г. Смоленска и Смоленской области. При этом в приложениях N3 и N4 к информационной карте содержатся таблицы следующего содержания.
Приложение N 3 к Информационной карте
Наименование территории оказания услуги |
Минимальное количество аптечных организаций |
Наименование аптечной организации |
Местонахождение аптечной организации |
Велижский район |
1 |
|
|
Вяземский район |
1 |
|
|
Гагаринский район |
1 |
|
|
Глинковский район |
1 |
|
|
Демидовский район |
1 |
|
|
г. Десногорск |
1 |
|
|
г. Духовщина |
1 |
|
|
п. Озерный |
1 |
|
|
Дорогобужский район |
1 |
|
|
Ельненский район |
1 |
|
|
Ершичский район |
1 |
|
|
Кардымовский район |
1 |
|
|
Краснинский район |
1 |
|
|
Монастырщинский район |
1 |
|
|
Новодугинский район |
1 |
|
|
п. Починок |
1 |
|
|
с. Стодолище |
1 |
|
|
Рославльский район |
1 |
|
|
Руднянский район |
1 |
|
|
Сафоновский район |
1 |
|
|
г. Смоленск |
6 |
|
|
Сычевский район |
1 |
|
|
Угранский район |
1 |
|
|
Хиславичиский район |
1 |
|
|
Темкинский район |
1 |
|
|
Холм-Жирковский район |
1 |
|
|
Шумячский район |
1 |
|
|
Ярцевский район |
1 |
|
|
Приложение N 4 к Информационной карте
Местонахождение склада |
|
Кроме того, в приложении N1 к информационной карте установлено требование об указании адреса и номера аптеки согласно приложению N2.
По мнению представителя Заявителя, вышеуказанные требования документации о предоставлении участником размещения заказа информации об адресах и наименовании аптечных организаций не соответствуют содержанию и составу первой и второй частей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, указанных в статье 41.8 Закона о размещении заказов.
Представитель Заявителя также считает, что предъявление вышеуказанных требований к участнику размещения заказа (наличии сети конкретных аптечных организаций либо наличие договоров с такими организациями) нарушает положения части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Представитель Заявителя пояснила, что исходя из требований статей 41.5 и 41.6 Закона о размещении заказов, место оказания услуг определяется заказчиком и должно быть указано в документации. Заказчиком был установлены административные районы и количество аптечных организаций в каждом районе, что является местом оказания услуг. Таким образом, требование государственного заказчика о предоставлении дополнительных сведений об аптечных организациях, в которых будут оказываться услуги, противоречит законодательству о размещении заказов.
На основании изложенного, представитель Заявителя просит Комиссию признать отказ государственного заказчика от заключения контракта с ОАО "Смоленск-Фармация" незаконным, обязать заказчика устранить нарушения законодательства о размещении заказов.
Представители ответчиков не согласились с доводами представителя Заявителя и по сути жалобы пояснили следующее.
24 и 25 декабря 2012 года в адрес государственного заказчика поступили письма ОАО "Фармация-Починок", ОАО "Фармация-Рославль", в которых указано, что контракты с Обществом на оказание услуг по отпуску лекарственных средств льготным категориям граждан в 2013 году не заключались и заключаться не будут, кроме того, ряд пунктов отпуска лекарственных средств в настоящее время закрыт.
Учитывая, что указанные в данных письмах пункты отпуска лекарственных средств (аптечные организации) были заявлены Обществом в первой части заявки как места оказания услуг, заказчик имел полное право полагать, что ОАО "Смоленск-Фармация" были представлены заведомо ложные сведения в отношении места оказания услуг.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный заказчик отказался от заключения контракта с Заявителем.
На основании изложенного, представители ответчиков просят Комиссию в удовлетворении заявленных требований ОАО "Смоленск-Фармация" отказать.
Представитель Заявителя возразила, что при подаче заявки Общества, сведения из которой были впоследствии взяты заказчиком при заполнении Приложения N2 к государственному контракту (сведения об адресах и наименованиях аптечных организаций), ОАО "Смоленск-Фармация" были использованы данные об аптечных организациях, с которыми на момент подачи заявки были заключены контракты на оказание услуг по отпуску лекарственных средств. Таким образом, указанные сведения не могут являться заведомо ложными.
В ходе рассмотрения жалобы ОАО "Смоленск-Фармация" на действия государственного заказчика - Департамента Смоленской области по здравоохранению и уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по приемке ЛП и ИМН от поставщиков ЛП и ИМН и (или) от ОГАУЗ "Смоленский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств"; хранению, комплектованию и доставке ЛП и ИМН в аптечные организации; отпуску ЛП и ИМН льготополучателям по рецептам врачей (фельдшеров) через аптечные организации; обеспечению качества ЛП и ИМН; обеспечению режима обмена информацией о наличии и поставках ЛП и ИМН. (извещение N 0163200000312005366), и проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
27.11.2012 извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0163200000312005366 и аукционная документация размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 12.12.2012 участник размещения заказа с порядковым номером 1 (ОАО "Смоленск-Фармация") признан аукционной комиссией лицом, с которым должен быть заключен государственный контракт на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, по начальной (максимальной) цене государственного контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме.
24.12.2012 в адрес государственного заказчика поступило письмо ОАО "Фармация-Починок", в котором указано, что контракты с Обществом на оказание услуг по отпуску лекарственных средств льготным категориям граждан в 2013 году не заключались и заключаться не будут, кроме того, аптека N14 (216330, Смоленская область, Ельнинский район, г. Ельня, ул. Пролетарская, д. 44), аптека N44 (216130, Смоленская область, Монастырщинский район, п. Монастырщина, ул. Советская, д. 43) закрыты.
Как следует из показаний представителя государственного заказчика, заказчик на основании данного письма сделал вывод о недостоверности представленных в заявке сведений в части оказания Обществом услуг по отпуску лекарственных средств в вышеуказанных аптеках, а также о том, что эти сведения являются заведомо ложными (учитывая тот факт, что Общество не могло не знать о том, что указанные пункты отпуска закрыты).
Руководствуясь пунктом 3 части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный заказчик отказался от заключения с ОАО "Смоленск-Фармация" государственного контракта, о чем составил и разместил на официальном сайте соответствующий протокол от 24.12.2012.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов, после определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов.
Комиссия установила, что указанные в приведенной выше норме положения Закона о размещении заказов определяют требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе и аукционе.
Таким образом, нормы части 3 статьи 25, части 2 статьи 35 не регулируют состав и содержание первой и второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, следовательно, отказ государственного заказчика от заключения контракта с Обществом по основаниям, указанным в пункте 3 части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов неправомерен.
В то же время, согласно части 4 статьи 12 Закона о размещении заказов, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 данного закона, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
На основании изложенного, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о том, что в заявке Общества, а также приложении к контракту, составленному на ее основании государственным заказчиком, содержались недостоверные сведения, касающиеся места оказания услуг - нефункционирующих пунктов отпуска лекарственных средств (аптека N14 (216330, Смоленская область, Ельнинский район, г. Ельня, ул. Пролетарская, д. 44), аптека N44 (216130, Смоленская область, Монастырщинский район, п. Монастырщина, ул. Советская, д. 43). Следовательно, заказчик, получив на этапе заключения контракта с Обществом, доказательства недостоверности вышеуказанных сведений был обязан отстранить данного участника от участия в открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об обоснованности отказа государственного заказчика от заключения контракта с ОАО "Смоленск-Фармация".
Доводы жалобы о нарушении государственным заказчиком норм законодательства о размещении заказов при составлении документации об открытом аукционе в электронной форме Комиссией не рассматривались, так как установленный в части 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов срок обжалования положений документации на момент подачи жалобы Общества истек.
В результате камеральной проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 информационной карты участник размещения заказа должен представить в составе первой части заявки согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Пунктом 5 информационной карты представлены следующие требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме:
1. Фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц) (рекомендательная форма).
2. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товара, являющегося предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, являются крупной сделкой (если начальная (максимальная) цена контракта превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке).
3. Копия действующей лицензии, выданной участнику размещения заказа, на осуществление фармацевтической деятельности, либо копия лицензии на производство лекарственных средств, в случае, если участник размещения заказа является производителем таких лекарственных средств.
Таким образом, требования о предоставлении в заявке адресов и наименований аптечных организаций, через которые участник размещения заказа планирует осуществлять отпуск лекарственных средств, в указанных пунктах информационной карты отсутствуют.
В то же время, в приложении N1 к информационной карте установлено требование к оказанию услуг: обеспечение льготополучателей ЛП и ИМН через аптечные организации на территории г. Смоленска и Смоленской области с указанием количества аптечных организаций с указанием адреса и номера аптеки (при наличии).
В приложении N3 к информационной карте и приложении N2 к проекту государственного контракта установлена форма предоставления сведений о наименовании и местонахождении вышеуказанных аптечных организаций.
Таким образом, в случае неуказания в заявке победителя рассматриваемого аукциона данных сведений, заполнение приложения N2 к государственному контракту, направляемому заказчиком победителю аукциона, невозможно.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов закреплено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Вторая часть заявки на участие в аукционе, согласно части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, должна содержать документы и сведения об участнике размещения заказов, в том числе подтверждающие его соответствие требованиям, предъявляемым документацией и законодательством.
Также, в силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта - требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Кроме того, согласно части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 данного закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенных норм, Комиссия пришла к выводу о том, что государственным заказчиком, уполномоченным органом неправомерно включено в состав документации требование о предоставлении участником размещения заказа в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме сведений о наименовании аптечных организаций и месте их расположения. Данные сведения не могут быть истребованы в составе заявки на участие в аукционе в силу частей 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, и не должны вноситься в контракт при его составлении согласно части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа нарушений положений пункта 1 части 3 статьи 41.6, части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Иных нарушений законодательства о размещении заказов Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов не выявлено.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
Признать жалобу ОАО "Смоленск-Фармация" на действия государственного заказчика - Департамента Смоленской области по здравоохранению и уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по приемке ЛП и ИМН от поставщиков ЛП и ИМН и (или) от ОГАУЗ "Смоленский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств"; хранению, комплектованию и доставке ЛП и ИМН в аптечные организации; отпуску ЛП и ИМН льготополучателям по рецептам врачей (фельдшеров) через аптечные организации; обеспечению качества ЛП и ИМН; обеспечению режима обмена информацией о наличии и поставках ЛП и ИМН. (извещение N 0163200000312005366), необоснованной.
Признать в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа нарушений пункта 1 части 3 статьи 41.6, части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Выдать государственному заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Передать уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
предписание N 7/21-ГЗ/Ж-12
о прекращении нарушения законодательства
в сфере размещения заказов
21 января 2013 года |
г. Смоленск |
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <_>
на основании своего решения от 21 января 2013 года по делу 21/13-ГЗ/Ж о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов, принятого по итогам рассмотрения поступившей в адрес Смоленского УФАС России жалобы ОАО "Смоленск-Фармация" на действия государственного заказчика - Департамента Смоленской области по здравоохранению и уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по приемке ЛП и ИМН от поставщиков ЛП и ИМН и (или) от ОГАУЗ "Смоленский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств"; хранению, комплектованию и доставке ЛП и ИМН в аптечные организации; отпуску ЛП и ИМН льготополучателям по рецептам врачей (фельдшеров) через аптечные организации; обеспечению качества ЛП и ИМН; обеспечению режима обмена информацией о наличии и поставках ЛП и ИМН (извещение N 0163200000312005366), руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
Государственному заказчику - Департаменту Смоленской области по здравоохранению (ОГРН: 1026701426069, ИНН: 6730009960) (далее - Государственный заказчик), уполномоченному органу - Главному управлению государственного заказа Смоленской области (ОГРН: 1086731007362, ИНН: 6730076910) (далее - Уполномоченный орган) отменить открытый аукцион в электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по приемке ЛП и ИМН от поставщиков ЛП и ИМН и (или) от ОГАУЗ "Смоленский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств"; хранению, комплектованию и доставке ЛП и ИМН в аптечные организации; отпуску ЛП и ИМН льготополучателям по рецептам врачей (фельдшеров) через аптечные организации; обеспечению качества ЛП и ИМН; обеспечению режима обмена информацией о наличии и поставках ЛП и ИМН (извещение N 0163200000312005366) (далее - Аукцион).
Оператору электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" (ОГРН: 1097746299353, ИНН: 7707704692) (далее - Оператор электронной площадки) обеспечить возможность отмены Государственным заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона, разместить на электронной площадке информацию об отмене Аукциона.
Уполномоченному органу, Государственному заказчику, Оператору электронной площадки в срок до 30.01.2013 исполнить настоящее предписание и представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 21 января 2013 г. N 21/13-Г3/Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016