Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 47-ФАС22(АМ)12-12 (опубликовано 29 января 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
Члены Комиссии:
<_> <_> <_>
рассмотрев дело N 47-ФАС22(АМ)12-12 по признакам нарушения ООО "Барнаульская сетевая компания" (<_>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский", находящегося по адресу: <_> в отношении ООО "Барнаульская сетевая компания", по поводу неправомерных действий, выразившихся в изменении при составлении нового акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей эксплуатационной ответственности N 03-02.12.1150 от 17.09.2012 г. границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский", установленных актом N 854 от 02.09.2002.
Из заявления следует, что ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский", в связи с приобретением по договору купли-продажи б/н от 26.04.2012 г. у ОАО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" объектов электросетевого хозяйства: вводно-распределительного устройства, щита учета электроэнергии, электрического кабеля 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров), обратилось в ООО "Барнаульская сетевая компания" с целью переоформления акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Из пояснений заявителя следует, что ООО "Барнаульская сетевая компания" составлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей эксплуатационной ответственности N 03-02.12.1150 от 17.09.2012 г. без учета того, что ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский", по договору купли-продажи б/н от 26.04.2012 г., приобрело у ОАО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" электрический кабель 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров). В соответствии с вышеуказанным актом граница балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности устанавливается: в ВРУ-2 (мастерские) на наконечниках электрических кабелей отходящих от ТП-164.
До смены законного владельца объектов электросетевого хозяйства, согласно акту N 854 от 02.09.2002, составленному ОАО "Барнаульская горэлектросеть" граница балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности устанавливалась: в РУ 0,4 кВ ТП-164 на наконечниках электрического кабеля 0,4 кВ, отходящее в ВРУ здания мастерской по пр. Комсомольский, 128. Согласно акту N 854 от 02.09.2002 ОАО "Барнаульская горэлектросеть" принадлежит ТП-164, ОАО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" - электрический кабель 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров) от ТП-164 до ВРУ здания мастерской по пр. Комсомольский, <_>
Из объяснений ответчика, следует, что электрический кабель 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров), приобретенный ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский", является объектом недвижимости, соответственно право собственности на вышеуказанный кабель возникает с момента государственной регистрации. ООО "Барнаульская сетевая компания" составило акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон в данной редакции, в связи с тем, что ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" не предоставило документ (свидетельство о государственной регистрации права собственности, установленной формы), подтверждающий право собственности на электрический кабель 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров).
В соответствии с ч. 4 ст. 26 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые раннее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения повторное технологическое присоединение не требуется и раннее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Из документов и материалов, представленных сторонами в управление ФАС по Алтайскому краю установлено, что ООО "Барнаульская сетевая компания" составлен акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон N 03-02.12.1150 от 17.09.2012 между ООО "Барнаульская сетевая компания" и ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский".
ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" отказалось от подписи акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон N 03-02.12.1150 от 17.09.2012, составленного ООО "Барнаульская сетевая компания", в связи с тем, что в нем неверно указана граница балансовой принадлежности т.к. не отражено наличие в собственности у общества электрического кабеля 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров), соединяющего ВРУ с ТП-164. В подтверждение права собственности на кабельную линию 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров) ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" была представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 01, счет-фактура 0000004 от 30.04.2012 г. и договор купли-продажи электрических сетей от 26.04.2012 г. Однако, ООО "Барнаульская сетевая компания", посчитало, что электрический кабель 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров) является объектом недвижимости и соответственно право на вышеуказанный кабель подлежит регистрации (п.1 ст.131 ГК РФ).
Кабельная линия относится к линейным объектам. Линейными объектами исходя из положений статей 1, 41 и 48 Градостроительного кодекса РФ являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Исходя из смысла части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты относятся к различным видам объектов капитального строительства. Действующее законодательство не отождествляет понятия "объект капитального строительства" и "недвижимое имущество" определения которых даны в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" к линейно-кабельным сооружениям связи (которые являются объектами недвижимости), относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
Согласно пункту 5 вышеуказанного Постановления Правительства к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности:
кабельная канализация;
наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
кабельные переходы через водные преграды;
закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Сама по себе кабельная линия не является прочно связанной с землей, перемещение ее возможно без несоразмерного ущерба ее назначению. Сам по себе факт нахождения кабельной линии на глубине подземной укладки не свидетельствует о том, что перемещение кабеля невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Объектом недвижимости является не сама линия связи, а сооружение, состоящее из кабеля и усиленной кабельной канализации использованной для его размещения. Такой вывод можно сделать из содержания статьи 8 Федерального закона "О связи" и пункта 3, 5 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68.
Согласно журналу прокладки кабелей N 12 от 22 июня 2010 г. и акта осмотра кабельной канализации в траншеях и каналах перед закрытием от 22 июня 2010 г., электрический кабель 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров) уложен в траншею и подсыпан слоем песка. Никаких соединительных муфт, специальных сооружений регенерационных и усилительных пунктов, а также фундаментов при укладке кабеля не монтировалось. Более того, данная кабельная линия функционирует с 2002 года, что подтверждается актом N854 от 02.09.2002 г., а в 2010 г. были произведены работы по перекладке электрического кабеля, соответственно, кабельная линия не является прочно связанной с землей, перемещение ее возможно без несоразмерного ущерба ее назначению.
Следовательно, у ООО "Барнаульская сетевая компания" не было оснований отнесения вышеуказанной кабельной линии к объектам недвижимости.
ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" представило все необходимые документы для переоформления акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
В силу положений ч. 4 ст. 26 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация по требованию собственника энергопринимающих устройств обязана составить документы подтверждающие разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и ответственности сторон, при условии, что виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуется изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения повторное технологическое присоединение не требуется и раннее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
ООО "Барнаульская сетевая компания" признает, что смена владельца объектов электросетевого хозяйства в рассматриваемом случае не повлекла за собой изменения вида производственной деятельности, осуществляемой новым собственником, не влечет за собой пересмотра величины присоединенной мощности и не требует изменение схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения.
Таким образом у ООО "Барнаульская сетевая компания" отсутствуют законные основания для изменения границы балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский", которые были определены актом N 854 от 02.09.2002.
ООО "Барнаульская сетевая компания" внесено приказом антимонопольного органа от 18.12.2006 N 152 в Реестр хозяйствующих субъектов Алтайского края, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в связи с чем, общество занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей города Барнаула Алтайского края.
Действия ООО "Барнаульская сетевая компания", выразившиеся в изменении при составлении нового акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей эксплуатационной ответственности N 03-02.12.1150 от 17.09.2012 г. границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский", установленной актом N 854 от 02.09.2002, противоречат требованиям п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", и нарушают требования части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Признать действия ООО "Барнаульская сетевая компания" (<_>), выразившиеся в изменении при составлении нового акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей эксплуатационной ответственности N 03-02.12.1150 от 17.09.2012 г. границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" и ООО "Барнаульская сетевая компания", установленных актом N 854 от 02.09.2002, и без учета документального подтверждения вещного права на электрический кабель 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров), соединяющего ВРУ-2(мастерские) с ТП-164, противоречащими п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ущемляющими интересы ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ООО "Барнаульская сетевая компания" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: составить ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский" акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей эксплуатационной ответственности, между ООО "Барнаульская сетевая компания" и ООО "Парк культуры и отдыха "Октябрьский", с учетом границ балансовой принадлежности электроустановок установленных актом N854 от 02.09.2002 г., с учетом документального подтверждения вещного права на электрический кабель 0,4 кВ (АВВГ 4x95 длина 220 метров), соединяющего ВРУ-2(мастерские) с ТП-164.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_> <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 47-ФАС22(АМ)12-12 (опубликовано 29 января 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016