Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 20 февраля 2015 г.
Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <_> рассмотрев протокол N 02-22/2015-05 от 28.01.2015 года и другие материалы дела N 02-22/2015-05 об административном правонарушении, возбужденного в отношении открытого акционерного общества хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы" (<_>) по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие представителя (защитника) ОАО ХБК "Шуйские ситцы", установил:
28.01.2015 в отношении ОАО ХБК "Шуйские ситцы" посредством составления протокола возбуждено дело 02-22/2015-05 об административном правонарушении по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Поводом к составлению протокола послужило решение Комиссии по делу N02-24/2014-002 от 03.09.2014.
Решением установлено, что ОАО ХБК "Шуйские ситцы" имеет в собственности здание котельной с оборудованием, предназначенным для производства тепловой энергии в пос. Филино Шуйского района Ивановской области, согласно свидетельству о регистрации права от 05.04.2000 серии А N 221031.
Между ОАО ХБК "Шуйские ситцы" и МП ЖКХ г. Шуи заключен договор теплоснабжения от 24.09.2009 N 23, согласно которому посредством котельной ткацкой фабрики N 2, ОАО ХБК "Шуйские ситцы" осуществляет в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, поставку тепловой энергии в адрес МП ЖКХ г. Шуи, которое, в свою очередь, поставляет тепловую энергию населению и учреждениям социальной сферы пос. Филино Шуйского района.
Согласно пункту 1.1 договора теплоснабжения N 23 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" обязано отпускать МП ЖКХ г. Шуи тепловую энергию и горячую воду для отопления, горячего водоснабжения, а МП ЖКХ г. Шуи - принять и оплатить потребленную энергию.
Согласно пункту 4.2 договора теплоснабжения N 23 Абонент обязан оплачивать тепловую энергию в сроки, установленные настоящим Договором.
Пунктами 3.2.2 и 3.2.3 договора теплоснабжения N 23 предусмотрено, что расчет за потребляемую тепловую энергию производится ежемесячно на основании показаний приборов учета тепловой энергии (при их отсутствия на основании расчетов) по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ивановской области.
Пунктом 6.1 договора теплоснабжения N 23 предусмотрено прекращение отпуска тепловой энергии полностью, в том числе в случае неоплаты потребителем потребленной тепловой энергии в установленные сроки.
Дополнительным соглашением к договору теплоснабжения N 23 от марта 2011 были внесены изменения, касающиеся характеристик зданий Абонента - МП ЖКХ г. Шуи, присоединенных к тепловым сетям Поставщика - ОАО ХБК "Шуйские ситцы". Указанные здания Абонента, являются его субабонентами и плательщиками коммунальных услуг.
ОАО ХБК "Шуйские ситцы" начисление и сбор за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения многоквартирных домов пос. Филино Шуйского района Ивановской области не производят, эта обязанность возложена на МП ЖКХ г. Шуи.
Таким образом, ОАО ХБК "Шуйские ситцы" исполнителем коммунальных услуг не является. Исполнителем коммунальных услуг выступает МП ЖКХ г. Шуи.
Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление от 26.09.2013 N 144 "Об определении единой теплоснабжающей организации Семейкинского сельского поселения". Данной организацией, в соответствии с Постановлением N 144, является ОАО ХБК "Шуйские ситцы".
23.09.2013 года Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление N 137 о начале отопительного сезона на территории Семейкинского сельского поселения с 01.10.2013.
ОАО ХБК "Шуйские ситцы" в установленный Постановлением N 137 срок не произвело подачу тепловой энергии МП ЖКХ г. Шуи, которое в свою очередь, не обеспечило поставку тепловой энергии потребителям, расположенным в пос. Филино Семейкинского сельского поселения Шуйского района Ивановской области.
Причиной срыва отопительного сезона явилось отсутствие изоляции тепловых сетей и задолженность МП ЖКХ г. Шуи перед ОАО ХБК "Шуйские ситцы" в размере 4 175 585, 93 руб.
Факт нарушения сроков поставки тепловой энергии потребителям пос. Филино Шуйского района с 01.10.2013 установлен Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 30.12.2013 (дело N 2-1679/2013) и Определением Ивановского областного суда от 26.05.2014 N 33-1078. Судебные акты вступили в законную силу.
Услуги по передаче тепловой энергии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Ивановского УФАС России от 06.09.2002 N 113 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции "производство и передача тепловой энергии" с долей более 65 процентов, в географических границах - зона обслуживания потребителей в административных границах "Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи".
Таким образом, ОАО ХБК "Шуйские ситцы" занимает доминирующее положение на товарном рынке "Услуг по производству передаче тепловой энергии" в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах "Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи".
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил N 808).
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Пунктом 96 Правил N 808 предусмотрено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с Жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил N 354, условием предоставления коммунальной услуги потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является, предоставление её потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 (допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от + 12° С до нормальной температуры, указанной в пункте 15 настоящего Приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха от + 10° С до + 12° С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от + 8° С до + 10° С).
Согласно пункту 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Такого основания прекращения поставки тепловой энергии, как наличие у теплоснабжающей организации задолженности перед третьими лицами по оплате отпущенных топливно-энергетических ресурсов, действующим законодательством не предусмотрено.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции содержит запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Решением Комиссии Ивановского УФАС России по делу N 02-24/2014-002 от 03.09.2014 действия ОАО ХБК "Шуйские ситцы", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке "Услуг по производству, передаче тепловой энергии" в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах "Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи", при нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи, ущемили интересы потребителей тепловой энергии, признаны нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей (часть 2 статьи 14.31 КоАП РФ).
Письмом с уведомлением Ивановского УФАС России от 03.12.2014 N 02-14/4378 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" было приглашено на составление и подписание протокола об административном правонарушении (номер уведомления 15300081100586).
В письме содержится информация о месте и времени составления указанного протокола.
Копия протокола об административном правонарушении по делу N 02-14/2014-22 от 28.01.2015 вручена представителю (защитнику) ОАО ХБК "Шуйские ситцы" по доверенности, юристу ОАО ХБК "Шуйские ситцы" - <_> В протоколе содержатся сведения о времени и месте рассмотрения административного дела N 02-22/2015-05.
На рассмотрение дела N 02-22/2015-05 представитель (защитник) ОАО ХБК "Шуйские ситцы" не явился. Письмом от 17.02.2015 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" ходатайствовало о рассмотрении дела об административном правонарушении N 02-22/2015-05 в отсутствии представителя (защитника) ОАО ХБК "Шуйские ситцы", в связи с производственной необходимостью.
На основании статьи 25.4 КоАП РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие представителя (защитника) ОАО ХБК "Шуйские ситцы".
Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, считаю, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:
Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, направленные на соблюдение и обеспечение конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, свободы экономической деятельности в Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении открытым акционерным обществом хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы" сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Субъект административного правонарушения - открытое акционерное общество хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы".
Субъективная сторона. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ).
При этом из анализа обстоятельств дела N 02-24/2014-002, закрепленных в решении от 03.09.2014, в совокупности с исследованными в рамках производства по делу об административном правонарушении доказательствами, следует, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ОАО ХБК "Шуйские ситцы" требований законодательства, не выявлено.
Предприятие, как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке "Услуг по производству передаче тепловой энергии" в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах "Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи", имело возможность не допустить совершение указанного нарушения, однако, при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований закона.
Таким образом, ОАО ХБК "Шуйские ситцы" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке "Услуг по производству, передаче тепловой энергии" в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах "Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи", выразившееся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи.
Дата обнаружения административного правонарушения - 03.09.2014 (дата изготовления в полном объеме решения Комиссии Ивановского УФАС России по делу N 02-24/2014-002).
Место совершения административного правонарушения - <_> (место нахождения котельной ОАО ХБК "Шуйские ситцы").
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Виновность ОАО ХБК "Шуйские ситцы" подтверждается решением Шуйского городского суда Ивановской области от 30.12.2013 дело N 2-1679/2013 и Определением Ивановского областного суда от 26.05.2014 N 33-1078, решением Ивановского УФАС России по делу N 02-24/2014-002 от 03.09.2014, протоколом об административном правонарушении по делу N 02-14/2014-22 от 28.01.2015.
При рассмотрении административного дела факт административного правонарушения и вина ОАО ХБК "Шуйские ситцы" в совершенном правонарушении признаны представителем (защитником) ОАО ХБК "Шуйские ситцы" по доверенности <_> в полном объеме, что подтверждается письмом ОАО ХБК "Шуйские ситцы" от 16.01.2015.
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность являются:
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, впервые;
2. Оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (ОАО ХБК "Шуйские ситцы" оказывало содействие в ходе рассмотрения административного дела, своевременно и в полном объеме давало пояснения, предоставляло запрашиваемую информацию, необходимую для объективного рассмотрения дела).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность формулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств дела.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащемся в пункт 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что при квалификации правонарушения малозначительным необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10, введенный постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60).
Установлено, что действия ОАО ХБК "Шуйские ситцы", выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи устранены. Поставка тепловой энергии Абоненту (МП ЖКХ г. Шуи) на нужды отопления и ГВС пос. Филино была возобновлена с 02.10.2013, после заполнения Абонентом тепловых сетей теплоносителем. Кроме того, данные действия не причинили вред жизни и здоровью потребителей - граждан, проживающих в пос. Филино и социального учреждения - МБОДОУ "Скворушка".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, характер и степень общественной опасности вменяемого муниципальному унитарному предприятию правонарушения, прихожу к выводу о том, что рассматриваемое деяние при формальном наличии всех признаков состава правонарушения в действиях ОАО ХБК "Шуйские ситцы" может быть признано малозначительным, поскольку не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства.
Руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать открытое акционерное общество "Ивановский завод керамических изделий" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, в связи с малозначительностью совершенного деяния, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освободить ОАО ХБК "Шуйские ситцы" от административной ответственности, ограничиться объявлением устного замечания.
2. Производство по делу N 02-22/2015-05 прекратить.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления_______________________________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016