Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 12 февраля 2015 г. N 12-15
Заместитель руководителя Ленинградского УФАС России, рассмотрев в присутствии законного представителя Муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" (доверенность N 144 от 20.11.2014) материалы дела об административном правонарушении N 8-05-Ш/15, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), возбужденное в отношении Муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" ИНН/КПП 4703005850/470301001 (188644, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Межевая, д. 6-а, далее - МП "ВПЭС"), установил:
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении N 8-05-Ш/15 явилось решение Комиссии Ленинградского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 970-05-4055-А/13 (Приложение - решение по делу N 970-05-4055-А/13, исх. N Р/05/156 от 16.04.2014), в результате рассмотрения которого Комиссия признала в действиях МП "ВПЭС", выразившихся в уклонении от заключения договоров технологического присоединения с заявителем гр. "<_>", нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Материалами дела N 8-05-Ш/15 и Протоколом по делу об административном правонарушении N 4 от 30.01.2015 установлено, что основанием для возбуждения дела N 970-05-4055-А/13 в отношении МП "ВПЭС" послужило заявление гр. "<_>" с жалобой на действия сетевой организации, выразившиеся в уклонении от заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилых домов, расположенных по адресу Ленинградская область, Всеволожский р-н, п. Токсово, ул. Пушкарская, участки: N 47, N 35, N 29, N 19, N 13, в соответствии с заявками на присоединение электроустановок к электрическим сетям МП "ВПЭС" от 19.02.2013.
Ленинградским УФАС в адрес МП "ВПЭС" было направлено (исх. N Пд/05/2488-27 от 08.07.2013) Предупреждение о прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в уклонении сетевой организации от заключения договоров технологического присоединения.
В ответ на полученное Предупреждение МП "ВПЭС" сообщило в Ленинградское УФАС России, что у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. "<_>", поэтому заявки в соответствии с положениями пункта 30.5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения) были переданы в Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго"), где зарегистрированы 03.04.2013.
ОАО "Ленэнерго" сообщило в МП "ВПЭС" о регистрации заявок.
Ленинградское УФАС России определило в действиях ОАО "Ленэнерго" признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании полученной информации от МП "ВПЭС" Ленинградским УФАС России в адрес ОАО "Ленэнерго" было направлено (исх. N Пд/05/3492-42 от 17.09.2013) Предупреждение о прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в уклонении сетевой организации ОАО "Ленэнерго" от заключения договоров технологического присоединения.
ОАО "Ленэнерго" сообщило в Ленинградское УФАС России об исполнении Предупреждения, информировав о том, что 03.06.2013 ОАО "Ленэнерго" подготовило проекты договоров на технологическое присоединение по полученным от МП "ВПЭС" заявкам на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов гр. "<_>" и, 24.06.2013 г. передало проекты договоров в МП "ВПЭС".
В Ленинградское УФАС России 30.08.2013 и 11.10.2013 поступили заявления гр. "<_>" с жалобой на продолжающееся уклонение МП "ВПЭС" от заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор присоединения) жилых домов, расположенных по адресу Ленинградская область, Всеволожский район, п. Токсово, ул. Пушкарская, участки N 47, N 35, N 29, N 19, N 13 в соответствии с заявками на присоединение электроустановок к электрической сети МП "ВПЭС" от 19.02.2013.
МП "ВПЭС" не исполнило требования Предупреждения о прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, не направило гр. "<_>" в период с 24.06.2013 г. по 05.11. 2013 г. (после получения от ОАО "Ленэнерго") проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с поданными заявками.
Бездействие МП "ВПЭС", выразившиеся ненаправлении гр. "<_>" проектов Договоров присоединения нарушают требования пункта 30.5 Правил присоединения, ущемляют интересы заявителя и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции.
МП "ВПЭС" - сетевая организация, оказывает услуги по распределению и передаче электрической энергии (мощности) потребителям по распределительным сетям в границах Муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.
Передача электрической энергии потребителям по сетям осуществляется в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
МП "ВПЭС" является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Всеволожского района Ленинградской области.
Положения статьи 10 Закона о защите конкуренции накладывают запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться ущемление интересов других лиц в т. ч. экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
По указанным признакам, в отношении МП "ВПЭС" приказом N 309 от 05.11.2013 г. Ленинградского УФАС России было возбуждено дело N 970-05-4055-А/13.
В ходе рассмотрения дела на заседаниях Комиссии установлены следующие обстоятельства.
Заявитель обратился в МП "ВПЭС" с заявками на технологическое присоединение электроустановок к электрической сети.
Согласно абз. 3 пункта 15 Правила присоединения: "В адрес заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х (двух) экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки" и пункта 30 указанных Правил: "В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту".
В заявлении от 05.06.2013 г. в Ленинградское УФАС России гр. "<_>" указал на то, что при подаче заявок в МП "ВПЭС" он выразил согласие на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Представители МП "ВПЭС" пояснили, что для осуществления технологического присоединения объектов необходимо обеспечить техническую возможность присоединения. Согласно п.п. "в" п. 28 Правил присоединения: "Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя". Пропускная способность объектов электросетевого хозяйства не позволяет увеличить нагрузку без реконструкции существующих сетей и сохранения условий электроснабжения для прочих потребителей. В установленный законодательством срок МП "ВПЭС" не направило Заявителю уведомление об отсутствии технической возможности технологического присоединения, или проекты Договоров присоединения.
Из вышесказанного следует, что техническая возможность технологического присоединения к электрическим сетям МП "ВПЭС" отсутствует в связи с необходимостью выполнения сетевой организацией мероприятий по строительству (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства для удовлетворения потребности заявителя "<_>"/
ОАО "Ленэнерго" является вышестоящей сетевой организацией по отношению к МП "ВПЭС", а значит для осуществления технологических присоединения энергопринмающих устройств заявителя, МП "ВПЭС", согласно пункту 30.5 Правил присоединения обязано направить заявку в вышестоящую сетевую организацию.
Заявка МП "ВПЭС" не была направлена в смежную вышестоящую сетевую организацию, как предусмотрено Правилами присоединения, а вместо этого, МП "ВПЭС" передало в ОАО "Ленэнерго" заявки гр. "<_>", что не предусмотрено Правилами присоединения.
Несмотря на действия МП "ВПЭС", не соответствующие пункту 30.5 Правил присоединения, ОАО "Ленэнерго" направило МП "ВПЭС" проекты Договоров присоединения к электрическим сетям. По указанным проектам у сторон возникли разногласия по поводу включения в текст конкретных технических параметров реконструируемого оборудования и сроков ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств, которые МП "ВПЭС" предложило устранить путем согласования разногласий. Со слов представителя ответчика, на указанные предложения МП "ВПЭС" действий от ОАО "Ленэнерго" не последовало.
В процессе рассмотрения дела, МП "ВПЭС" составило требуемые проекты Договоров присоединения и направило гр. "<_>".
Рассмотрев представленные материалы и объяснения сторон по делу N 970-05-4055-А/13 Комиссия пришла к следующим выводам.
У МП "ВПЭС" имелась возможность составить и направить соответствующие проекты договоров Заявителю, не нарушая установленные законодательством сроки, без обращения в ОАО "Ленэнерго".
Действия МП "ВПЭС" при заключении Договоров присоединения по заявкам гр. "<_>" не соответствуют требованиям пункта 30.5 Правил присоединения, ущемили интересы заявителя и содержат нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
Признать в действиях МП "ВПЭС", выразившихся в уклонении от заключения договоров технологического присоединения с заявителем"<_>", нарушение Закона о защите конкуренции.
Предписание МП "ВПЭС" не выдавать в связи с устранением нарушения в рамках рассмотрения дела N 970-05-4055-А/13.
Материалы дела N 970-05-4055-А/13 передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении МП "ВПЭС" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части статьи 14.31 КоАП.
Действия МП "ВПЭС", выраженные в неисполнении требований антимонопольного законодательства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В объяснениях по делу N 8-05-Ш/15, представленных в Ленинградское УФАС России (вх. N 592 от 29.01.2015), МП "ВПЭС" не признает своей вины. Производство по делу N 8-05-Ш/15 об административном правонарушении просит прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения по п.п 2 п.1 ст.24.5 КоАП.
Приведенные доводы не могут быть приняты в связи с нижеследующим.
Решение по делу N 970-058-4055-А/13 о нарушении МП "ВПЭС" антимонопольного законодательства, содержит в пункте 3 решения информацию о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.31 КоАП.
Решение по делу N 970-058-4055-А/13 было направлено в адрес сетевой организации (исх. N Р/05/156 от 16.04.2014), которое получено сетевой организацией и не оспорено в судебном порядке, в установленный законом срок.
Таким образом, МП "ВПЭС" признало свою вину в нарушении антимонопольного законодательства и ответственность за указанное правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 названной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ленинградским УФАС России установлено, что у МП "ВПЭСМ" имелась возможность для исполнения требований антимонопольного законодательства.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие и административную ответственность.
Совершенное МП "ВПЭС" правонарушение, выразившееся в ущемлении интересов заявителя, подавшего заявки на осуществление технологического присоединения создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, оснований для применения ст. 2.9 КоАП не имеется.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность МП "ВПЭС", не установлены.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность МП "ВПЭС", не установлены
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 3.5 КоАП при определении размера административного штрафа учитывается сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Потребители электрической энергии, расположенные на территории гп Токсово Всеволожского района Ленинградской области, обслуживаются МП "ВПЭС".
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) МП "ВПЭС" от передачи и технологического присоединения к электрическим сетям по низкому уровню напряжения (НН), полученная в географических границах гп Токсово, согласно представленной справке к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2013 г. (вх. N 542 от 29.01.2015, N 931 от 12.02.2015), составила 7 074 рублей.
Так как, согласно части 2 статьи 14.31 КоАП штраф за административное правонарушение назначается в размере от 0,003 до 0,03 величины суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, то, исходя из представленной МП "ВПЭС" суммы выручки для расчета административного штрафа 41 612 рублей, при применении в расчете максимальной доли (0,03) от размера выручки штраф составил бы менее 100 000 рублей. Соответственно, подлежит наложению минимальный штраф, предусмотренный в части 2 статьи 14.31 КоАП - 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП, постановил:
Назначить МП "ВПЭС" ИНН/КПП 4703005850/ 470301001(188644, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Межевая, д. 6-а) административное наказание по делу N 8-05-Ш/15 об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Реквизиты для уплаты штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.
Получатель:
ИНН 7840396953
КПП 784201001
УФК по Ленинградской области (Ленинградское УФАС России)
Банк получателя:
Отделение Ленинградское г. Санкт-Петербург л/с 04451872970
Сч. N 40101810200000010022
БИК 044106001
ОКТМО - 40911000
Код дохода (КБК):
161 1 16 02010 01 6000 140 - (денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти).
В платежном поручении необходимо указывать номер административного дела N 8-05-Ш/15, по которому осуществляется оплата штрафа.
После оплаты штрафа копию платежного поручения (или иного документа об оплате) рекомендуется незамедлительно направить в Ленинградское УФАС России (по факсу: 274-30-73, либо электронной почте: to47@fas.gov.ru), поскольку согласно статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу N 8-05-Ш/15.
Заместитель руководителя
Ленинградского УФАС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 февраля 2015 г. N 12-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016