Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 16 октября 2014 г. N ТГ08-02/2014-111
Резолютивная часть оглашена 02 октября 2014 года г. Ижевск
В полном объёме решение изготовлено 16 октября 2014 года
Комиссия Удмуртского УФАС России в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти (_), члены Комиссии - (_) - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, (_) -ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, (_) - специалист-эксперт отдела контроля органов власти (отсутствует), рассмотрев дело N ТГ08-02/2014-111 по признакам нарушения ОАО "Ижавиа" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии на заседании Комиссии:
генерального директора ООО "Грузовое агентство" - (_) согласно приказу N 1 от 24.12.2011 г.,
представителей ООО "Грузовое агентство" - (_) по доверенности N 08 от 17.09.2014 г., (_) по доверенности N 06 от 05.09.2014 г.,
представителей ОАО "Ижавиа" - (_) по доверенности N 183/1 от 12.05.2014 г., (_) по доверенности N 241 от 01.10.2014 г.,
представителя ЗАО "Ю-Ти-Джи-Экспресс" - (_) по доверенности N Е24 от 01.01.2014 г.,
в отсутствии представителя ЗАО "ГК "Максима", уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении N 42600978108546 от 19.09.2014 г.), установила:
23.06.2014 г. Удмуртским УФАС России было рассмотрено дело по жалобе ООО "Грузовое агентство" на действия Заказчика - ОАО "Ижавиа", закупочной комиссии при проведении закупки у единственного поставщика на право заключить договор на оказание услуг агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок (Московская область) (далее - закупка у единственного поставщика). Решением Комиссии рассмотрение дела было прекращено в связи с отсутствием правовых оснований рассмотрения жалобы, поскольку договор N 612/14/з о назначении Генерального Агента по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок был заключен между ОАО "Ижавиа" и ЗАО "Ю-Ти-Джи-Экспресс" 23.05.2014 г., а жалоба поступила в Удмуртское УФАС России 16.06.2014 г. за пределами сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении жалобы и в своем заявлении ООО "Грузовое агентство" также ссылалось на то, что в действиях ОАО "Ижавиа" содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку общество не проводило закупку способом запроса котировок на оказание услуг агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок, а также не размещало на сайте www.zakupki.gov.ru информацию о заключении договора с единственным поставщиком. По мнению заявителя, указанные действия ОАО "Ижавиа" могли привести к ограничению или устранению конкуренции.
Приказом Удмуртского УФАС России N 421 от 23.07.2014 г. в отношении ОАО "Ижавиа" было возбуждено дело N ТГ08-02/2014-111 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела N ТГ08-02/2014-111 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.07.2014 г. рассмотрение дела было назначено на 17.09.2014 г. в 13 часов 00 минут.
Определением от 09.09.2014 г. рассмотрение дела N ТГ08-02/2014-111 было отложено на 02.10.2014 г. в 13 часов 00 минут.
На заседании Комиссии 02.10.2014 г. представители ООО "Грузовое агентство" поддержали доводы, изложенные письменно исх. N 289 от 05.09.2014 г., а также пояснили, что ОАО "Ижавиа" вразрез собственному Положению о закупках и Плану закупок товаров, работ, услуг ОАО "Ижавиа" на 2014 год (далее - План закупок на 2014 г.) заключило договор на оказание услуг по перевозке грузовых и почтовых перевозок с ЗАО "Ю-Ти-Джи-Экспресс". Уклонившись от проведения запроса котировок, ОАО "Ижавиа" создало преимущественные условия в предпринимательской деятельности для ЗАО "Ю-Ти-Джи-Экспресс".
Представители ОАО "Ижавиа" также поддержали доводы, изложенные письменно исх. N 06-18/5265 от 04.08.2014 г., и пояснили, что 23.05.2014 г. ОАО "Ижавиа" заключило с ЗАО "Ю-Ти-Джи-Экспресс" договор о назначении Генерального Агента по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок, как с единственным поставщиком. Однако соглашением от 30.09.2014 г. указанный договор был расторгнут по соглашению сторон.
Представитель ЗАО "Ю-Ти-Джи-Экспресс" на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные письменно от 09.09.2014 г.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев представленные документы и информацию, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
ОАО "Ижавиа" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Протоколом заседания Совета директоров ОАО "Ижавиа" N 37 от 29.03.2012 года утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Ижавиа" и опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. 24.09.2012 года.
На момент проведения ОАО "Ижавиа" закупки у единственного поставщика на оказание услуг агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок 23.05.2014 г. Положение о закупках действовало с изменениями, размещенными на сайте www.zakupki.gov.ru от 28.03.2013 г.
На основании пункта 2 статьи 4 Закона о закупках, заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5.1 раздела 5 Положения о закупках установлено, что основанием для подготовки условий и требований к закупке является утвержденный план закупки товаров, работ, услуг на календарный год или распорядительный документ Заказчика о проведении закупки.
Генеральный директор ОАО "Ижавиа" утвердил План закупок товаров (работ, услуг) ОАО "Ижавиа" на 2014 год 25.12.2013 г.
Согласно пункту 144 Плана закупок на 2014 год с изменениями от 23.04.2014 г., ОАО "Ижавиа" планировало провести закупку на право заключения договора на оказание услуг агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок (Московская область) способом запроса котировок. Планируемая дата или период размещения извещения апрель 2014 г. Начальная (максимальная) цена договора 2 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 Положения о закупках - запрос котировок относится к конкурентным способам закупки и Заказчик проводит запрос котировок в случае, если начальная max цена договора (цена закупки, включая стоимость всех лотов в рамках одной закупки) составляет от 100 000 руб. (Сто тысяч рублей 00 копеек), но не превышает 2 000 000 руб.
Однако 23.05.2014 г. ОАО "Ижавиа" заключило договор N 612/14/з о назначении Генерального Агента по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок с ЗАО "Ю-Ти-Джи-Экспресс" по результатам закупки у единственного поставщика, то есть способом, не предусмотренным Планом закупок на 2014 г. для указанного предмета договора.
Следовательно, потенциальные участники закупки - хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок были введены ОАО "Ижавиа" в заблуждение относительно способа закупки, поскольку готовились к проведению запроса котировок, отслеживали информацию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, но отсутствие конкурентных процедур не позволило, в том числе заявителю - ООО "Грузовое агентство" в полной мере реализовать своё право на участие в закупке.
Пунктом 2.3 Положения о закупках установлено, что на официальном сайте заказчика и (или) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru подлежит размещению следующая информация:
- извещение о закупке и вносимые в него изменения;
- документация о закупке и вносимые в нее изменения;
- проект договора, заключаемого по итогам процедуры закупки;
- разъяснения закупочной документации;
- протоколы, составляемые в ходе проведения закупок;
- иная информация, предусмотренная Положением.
Вместе с тем, хозяйствующие субъекты не обладали информацией о проведении Заказчиком закупки способом закупки у единственного поставщика, поскольку ОАО "Ижавиа" в нарушение требований части 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, пункта 2.3 Положения о закупках (в ред. 28.03.2013 г.) не разместило на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru информацию о закупке, как закупку у единственного поставщика на право заключить договор на оказание услуг агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок, в том числе:
- извещение о закупке;
- документацию о закупке;
- проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
- изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию;
- разъяснения такой документации;
- протоколы, составляемые в ходе закупки;
- иную информацию, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках товаров.
Комиссия Удмуртского УФАС России считает необоснованным довод ОАО "Ижавиа" о том, что закупка у единственного поставщика не была размещена на сайте www.zakupki.gov.ru, поскольку в договоре N 612/14/з от 23.05.2014 г. не указана цена и общество не обязано размещать информацию о закупке на сайте, пока цена договора не достигнет 100 000 рублей, исходя из следующего.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения N 1 к договору N 612/14/з о назначении Генерального Агента по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок от 23.05.2014 г. (далее - договор N 612/14/з от 23.05.2014 г.) Генагент (ЗАО "Ю-Ти-Джи-Экспресс") гарантирует ежемесячный объем продаж грузовых перевозок на рейсы Перевозчика (ОАО "Ижавиа") по направлению Москва (Домодедово) - Ижевск в размере 20 тонн оплачиваемого веса ежемесячно. Расчеты за перевозки обычных грузов, осуществленные внутри и сверх вышеуказанного гарантированного объема продаж, выполняются по базовому тарифу 45,00 рублей (включая НДС и агентское вознаграждение 9 %) за 1 кг нормального габаритного груза.
Согласно представленной ОАО "Ижавиа" информации, с 23.05.2014 г. по 07.08.2014 г., включительно, количество рейсов на авиалинии Ижевск-Москва (Домодедово) - Ижевск составляет 210 рейсов, из них количество регулярных рейсов - 209.
Договор N 612/14/з от 23.05.2014 г. заключен на срок с 26.05.2014 г. по 31.12.2014 г., в договоре установлен гарантированный ежемесячный объем продаж грузовых перевозок в размере 20 тонн (45 руб. х 20 000 кг = 90 000 руб. - гарантированный ежемесячный объем). Поскольку договор должен был действовать в течении 7 месяцев (90 000 руб. х 7 = 630 000 руб.), следовательно, ОАО "Ижавиа" при проведении закупки обладало информацией о том, что цена договора превысит 100 000 руб.
Факт превышения размера агентского вознаграждения по договору N 612/14/з от 23.05.2014 г. суммы 100 000 рублей подтверждается счетами фактур, представленными ОАО "Ижавиа" в материалы данного дела.
Таким образом, поскольку предполагаемая начальная цена договора превышала 100 000 руб., общество должно было в силу Закона о закупках разместить информацию о проводимой закупке на сайте www.zakupki.gov.ru. Более того, ОАО "Ижавиа" должно было провести закупку конкурентным способом - запросом котировок, что и было предусмотрено Планом закупок на 2014 г.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
В План закупок на 2014 г. ОАО "Ижавиа" не внесло изменений о способе закупки при проведении закупки на право заключить договор на оказание услуг по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок, проведя закупку у единственного поставщика.
Следовательно, информационная открытость закупки не была соблюдена ОАО "Ижавиа" при проведении закупки у единственного поставщика. ОАО "Ижавиа" выбрало способ закупки - закупку у единственного поставщика, не предусмотренный Планом закупок на 2014 г. для указанного предмета договора, не разместило информацию о закупке на сайте www.zakupki.gov.ru, тем самым ограничила хозяйствующих субъектов, заинтересованных в оказании услуг агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок, в доступе к информации о закупках, проводимых ОАО "Ижавиа".
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком - ОАО "Ижавиа" требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в проведении закупки на право заключить договор на оказание услуг агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок (Московская область) способом у единственного поставщика отличным от конкурентного, предусмотренного Планом закупок товаров (работ, услуг) ОАО "Ижавиа" на 2014 г., что могло привести к ограничению или устранению конкуренции и является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В связи с установлением в действиях ОАО "Ижавиа" нарушений при осуществлении указанной закупки, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов Заявителя, неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО "Ижавиа" предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьями 17, 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать ОАО "Ижавиа" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части проведения ОАО "Ижавиа" закупки на право заключения договора на оказание услуг агентов по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых перевозок способом отличным от конкурентного, предусмотренного Планом закупок товаров (работ, услуг) ОАО "Ижавиа" на 2014 г., у единственного поставщика, что привело или могло привести к ограничению или устранению конкуренции.
Выдать ОАО "Ижавиа" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии (_)
Члены Комиссии (_)
(_)
Решение и предписание могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их принятия в арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 16 октября 2014 г. N ТГ08-02/2014-111
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016