Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 15 октября 2014 г. N 394-15К
Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2014 г. г. Воронеж
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:
председатель Комиссии: <_>
члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 394-15к, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") в отношении Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Управление главного архитектора" (далее - МКП "Управление главного архитектора") в части утверждения положения о закупках, в котором предусмотрены случаи заключения прямых договоров с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), ограничивающие конкуренцию,
в присутствии представителей МКП "Управление главного архитектора": - <_> представителя по доверенности от 09.01.2014 N3/2014 - <_> в присутствии прокурора - <_> установила:
22.08.2014 г. в Воронежское УФАС России поступило обращение из прокуратуры города Воронежа, в котором содержится информация о том, что 06.02.2014 г. МКП "Управлением главного архитектора" утверждено положение о закупках, в котором предусмотрены случаи заключения прямых договоров с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), ограничивающие конкуренцию.
В результате проверки, проведенной прокуратурой города Воронежа было установлено следующее: пунктами 9.3.14,9.3.16, 9.3.34 Положения "О закупках товаров, работ, услуг МКП "УГА" предусмотрено, что решение о заключении договора купли-продажи, договоров на выполнение работ, оказания услуг с единственным поставщиком принимается комиссией без учета стоимости закупок в случаях, если приобретаются услуги по заправке автомобилей на АЗС, по уборке помещений предприятия, а также услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений предприятия и т. д.
Приказом N 105 от 26.08.2014, Воронежским УФАС России было возбуждено дело N 394-15к по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в отношении МКП "Управление главного архитектора" в части утверждения директором МКП "Управление главного архитектора" положения о закупках, в котором предусмотрены случаи заключения прямых договоров с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), ограничивающие конкуренцию.
Определением от 26.08.2014 г. дело назначено к рассмотрению на 02.09.2014 г. на 10 часов 15 минут.
В заседании комиссии по рассмотрению дела дважды объявлялся перерыв: до 09 часов 30 минут 09.09.2014 г. и до 09 часов 00 минут 15.09.2014 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дела определением от 15.09.2014 г. было отложено и назначено к рассмотрению на 01.10.2014 г. на 10 часов 00 минут.
Директор МКП "Управление главного архитектора" считает, что МКП "Управление главного архитектора" не относится к субъектам, деятельность которых является предметом регулирования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как, согласно разделу II устава предприятия не выполняет функции органов, указанных в ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующему выводу.
МКП "Управлением главного архитектора" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг (введено в действие Приказом от 06.02.2014 г. N 11-О).
Пунктами 9.3.14,9.3.16, 9.3.34 Положения "О закупках товаров, работ, услуг МКП "УГА" предусмотрено, что решение о заключении договора купли-продажи, договоров на выполнение работ, оказании услуг с единственным поставщиком принимается комиссией без учета стоимости закупок в случаях, если приобретаются услуги по заправке автомобилей на АЗС, по уборке помещений предприятия, а также услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений предприятия и т. д.
Так, МКП "Управление главного архитектора" предусмотрело в Положение о закупках более 30 случаев закупки товаров, работ, услуг у единственных поставщиков, исполнителей, подрядчиков (раздел 9 Положения о закупках), что обуславливает заключение преимущественно прямых договоров и не создает благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции при проведении закупок.
Как пояснил директор МКП "Управление главного архитектора", за 2014 год предприятием проведен один открытый аукцион. В настоящее время, как следует из пояснений директора, происходит расширение практики проведения открытых конкурсов и аукционов.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1).
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3).
Таким образом, специальная норма Закона N223-ФЗ предоставляет заказчику право указать в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Исходя из содержания указанной нормы, субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции, в том числе являются организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Такими организациями, по мнению ФАС России (разъяснение от 24.01.2014 г. по вопросам правоприменительной практики статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части разъяснений квалификации субъектного состава"), в соответствии с положениями Закона о государственных и муниципальных услугах являются подведомственные государственному органу или органу местного самоуправления организации - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, а также иные организации, предоставляющие услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг, включенные в перечни услуг, установленные в части 1 статьи 9 Закона о государственных и муниципальных услугах.
Кроме того, отдельные лица могут быть признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в качестве организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, лишь в тех случаях, когда такое нарушение было совершено непосредственно при осуществлении ими функций, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг, в иных случаях указанные лица рассматриваются в качестве соответствующих субъектов правонарушений, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно п. 2.2 Устава МКП "Управление главного архитектора" предметом деятельности предприятия является выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования городского округа город Воронеж, а также нужд юридических и физических лиц в области градостроительства, архитектуры, геодезии, картографии, земельных отношений, инженерной и транспортной инфраструктуры городского округа.
МКП "Управление главного архитектора" представило справку о том, что финансирование предприятия из бюджета городского округа г. Воронеж не производится (N 1475 от 01.09.2014).
В соответствии со статьей 12 Закона о государственных и муниципальных услугах, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
МКП "Управление главного архитектора" не включено ни в один административный регламент по оказанию муниципальных услуг на территории городского округа город Воронеж.
В силу положений ст. 41 Закона о защите конкуренции, в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства должны содержатся выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела.
В связи с тем, что, МКП "Управление главного архитектора" не является организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, оно не может быть признано лицом, совершившим нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, непосредственно при осуществлении им функций, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг.
Таким образом, МКП "Управление главного архитектора" не может быть субъектом нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 49, ст. 48, ч. 1-6 ст. 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Производство по делу N 394-15к о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Управление главного архитектора" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст.52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 октября 2014 г. N 394-15К
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016