Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 11 февраля 2013 г. N 20/2013-3/2
Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2013 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, созданная приказами Рязанского УФАС России N 22 от 11.02.2011 г., N 33 от 05.04.2012 г. и N 69 от 09.07.2012 г. (далее - Комиссия), в составе: Ерошиной Я.А., заместителя руководителя управления, заместителя председателя Комиссии, Агафонова А.А., начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии: Евсикова А.А., заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа, Дорофеева А.Н., специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, Мелешкова М.А., специалиста 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа, при участии представителей: Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области <_> Министерства социальной защиты населения Рязанской области <_> <_> <__> в отсутствие представителя ООО "Малибу", извещённого надлежащим образом (уведомление от 05.02.2013 г. N 281), рассмотрев жалобу б/д и б/н (вх. от 05.02.2013 г. N 441) участника размещения заказа ООО "Малибу" (защищённый номер заявки 4309576) (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку санаторно-курортных путёвок гражданам (детям-инвалидам), проживающим на территории Рязанской области, включённым в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2013 году (профиль лечения: многопрофильный - заболевания органов дыхания, опорно-двигательной, нервной системы) (реестровый номер торгов - 0159200001213000042), и, проведя проверку представленных документов. установила:
Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - Уполномоченный орган) была организована процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0159200001213000042 на поставку санаторно-курортных путёвок гражданам (детям-инвалидам), проживающим на территории Рязанской области, включённым в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2013 году (профиль лечения: многопрофильный - заболевания органов дыхания, опорно-двигательной, нервной системы) (далее - открытый аукцион).
Заказчиком открытого аукциона выступило Министерство социальной защиты населения Рязанской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 950 270,00 рублей.
18 января 2013 года извещение о проведении аукциона и документация об открытом аукционе были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Для участия в аукционе подали заявки 4 участника размещения заказа, 2-м из которых было отказано в допуске к участию в аукционе (протокол N 0159200001212000042-р/1 от 31.01.2013 г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме).
31 января 2013 года аукционная комиссия провела рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе, отказав Заявителю в допуске к участию в нём, со следующим обоснованием в протоколе от 31.01.2013 г. N 0159200001212000042-р/1: "Несоответствие сведений, представленных в первой части заявки, требованиям пункта 3.2. раздела 3 документации об аукционе (п. 2 ч. 4 ст. 41.9. Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а именно: участник предлагает для поставки товар, не указывая конкретные показатели в описании характеристик в п. N 4, используя фразу "должно осуществляться".
При подведении итогов открытого аукциона (протокол N 0159200001213000042-р/2 от 07.02.2013 г.) аукционная комиссия признала победителем открытого аукциона ЗАО "Санаторий "Зорька" с ценовым предложением 1 862 507 рублей, которое ниже начальной (максимальной) цены контракта на сумму около 88 тысяч рублей.
По мнению Заявителя, ему неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе за непредставление в первой части заявки конкретного показателя в описании характеристик в п. N 4, вместо конкретного показателя им использована фраза "должно осуществляться".
Заявитель считает, что наречие "должно" используется при описании оказываемых услуг, а не товара.
По мнению Заявителя, все необходимые конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак, (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара им были указаны, а наречие "должно" используется в качестве несогласованного определения, в соответствие с его лексическим значением "как следует, как необходимо" (данное значение предусмотрено в словаре русского языка С.И. Ожегова) и относится к подлежащему "размещению граждан".
В отзыве на жалобу (письмо от 06.02.2013 г. N 166/К) аукционная комиссия считает её необоснованной, отказ в допуске к участию в аукционе правомерным, по основаниям, отражённым в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
В отзыве на жалобу от 06.02.2013 года N ВГ/13-934 Заказчик поддерживает позицию аукционной комиссии, указывая, что требования, установленные им в документации об аукционе, предусматривают поставку товара (путёвок), а не услуги.
В ходе заседания Комиссии представители аукционной комиссии, Заказчика и Уполномоченного органа поддержали мнение, изложенное в отзывах на жалобу.
При этом, представитель Заказчика пояснила, что:
- в предыдущие годы предметом закупок являлось оказание санаторно-курортных услуг, никаких проблем при этом не возникало;
- причиной изменения предмета аукциона - поставка санаторно-курортных путёвок, вместо оказания санаторно-курортных услуг, явилась необходимость производить 100% предоплату путёвок при их получении;
- предмет аукциона "Поставка санаторно-курортных путёвок_" не позволил Заказчику установить в документации об аукционе (раздел 2 "Требования к участникам размещения заказа") требование к участникам размещения заказа иметь лицензию на данный вид деятельности и в соответствии с разделом 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" представить в составе второй части заявки копию этой лицензии, в то время как в пункте 3 Технического задания предусмотрено:
"Организация (учреждение), оказывающая санаторно-курортное лечение, имеющая лицензию по вышеуказанному профилю заболевания_" - выражение требования к претенденту на заключение государственного контракта иметь лицензию.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения представителей аукционной комиссии, Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия отклонила доводы Заявителя, руководствуясь следующим.
1. Пунктом 3.2 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" предусмотрено: "Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара".
2. В пункте 3 и 4 Технического задания, Заказчик, соответственно установил следующие требования: "Организация (учреждение), оказывающая санаторно-курортное лечение, имеющая лицензию по вышеуказанному профилю заболевания, должна быть расположена на территории РФ на Черноморском побережье_"; "Путёвка должна включать в себя_", "Размещение граждан в случае необходимости и лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность 1 группы, и детей инвалидов должно осуществляться_", "4 разовое питание в день, диетическое и лечебное питание должно быть предоставлено в соответствии с медицинскими показаниями, при этом организация лечебного питания в санаторно-курортной организации (учреждении) должна осуществляться в соответствии с приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 г. N 330_", "Медицинская документация на поступающих на санаторно-курортное лечение граждан должна быть по установленным формам Минздрава РФ".
3. В силу требований документации об аукционе, в том числе её Технического задания, Заявитель был обязан выразить волеизъявление в утвердительной форме по каждому показателю товара, в том числе услуг, входящих в этот товар (путёвку). В подпункте 6 пункта 4 Заявитель указал: "Размещение граждан, а в случае необходимости и лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность 1 группы, и детей инвалидов должно осуществляться в двухместном номере_", не выразив тем самым волеизъявление в утвердительной форме по данному показателю. Все остальные показатели были представлены Заявителем в утвердительной форме.
4. В силу части 1 статьи 41.9. Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе не на соответствие требованиям Закона о размещении заказов, а на соответствие требованиям документации об аукционе.
Комиссия признала действия аукционной комиссии, отказавшей в допуске к участию в аукционе Заявителю, правомерными, поскольку в её задачи не входит обязанность домысливать за участника размещения заказа - будут ли размещены дети инвалиды и лица их сопровождающие в соответствии с требованиями документации об аукционе, поскольку письменных гарантий по этому вопросу Заявителем не было представлено.
При этом Комиссия отметила, что в соответствии с частью 7 статьи 41.7. Закона о размещении заказов, Заявитель имел возможность направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе, а в соответствии с требованиями части 2.1. статьи 57 данного закона обжаловать положения документации об открытом аукционе до окончания срока подачи заявок на участие в нём - таким образом, бремя ответственности за изучение документации об аукционе и подачу заявок на участие в нём в соответствии с требованиями документации об аукционе возлагается на участников размещения заказа.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, выявила нарушение Заказчиком пункта 4 части 4 статьи 41.5. данного закона, выражающееся в следующем.
Письмом от 24.12.2012 года N НИ/13-10775 Заказчик просит Уполномоченный орган рассмотреть и утвердить документацию по данному размещению заказа согласно коду классификации по ОКДП: 8514110; в извещении о проведении открытого аукциона указана классификация услуг "8514110 Проживание, лечение и обслуживание (входящее в стоимость путёвки)".
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, утверждённым Приказом Росстандарта от 22.11.2011 г. N 569-ст, подкод 8514110 обозначает "Проживание, лечение и обслуживание (входящее в стоимость путёвки)" кода 8514000 "Услуги санаториев и прочих оздоровительных учреждений", то есть Заказчиком, некорректно утверждён предмет открытого аукциона - поставка санаторно-курортных путёвок, вместо предусмотренного по коду - оказание услуг санаториев.
Нарушение пункта 4 части 4 статьи 41.5. Закона о размещении заказов допущено и Уполномоченным органом, поскольку в силу пункта 4 "Положения о порядке взаимодействия Уполномоченного органа на осуществление функции по размещению заказов для государственных заказчиков Рязанской области и государственных заказчиков Рязанской области с государственными заказчиками Рязанской области и государственными бюджетными учреждениями Рязанской области", утверждённого Постановлением Правительства Рязанской области от 04.10.2012 г. N 282, Уполномоченный орган не должен согласовывать документацию об аукционе, противоречащую законодательству о размещении заказов, а возвращать её Заказчику.
Внеплановая проверка выявила также предоставление недостоверных (противоречивых) сведений, представленных ЗАО "Санаторий "Зорька" в составе заявки - в выписке из ЕГРЮЛ от 11.01.2013 г. N 10 указан почтовый индекс - 252831, без указания номера дома, в Уставе участника и общих сведениях об участнике указан почтовый индекс - 352841 и номер дома - 1, в лицензии на осуществление медицинской деятельности указан индекс - 352831, номер дома - 1. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов Заказчик обязан проверить эти сведения на предмет достоверности.
Поскольку предметом открытого аукциона предусмотрена поставка санаторно-курортных путёвок, являющихся одним из бланков строгой отчётности, по смыслу пункта 1 части 4 статьи 41.6. Закона о размещении заказов, Заказчик мог установить следующие требования к путёвкам:
- наименование документа, шестизначный номер и серия;
- наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица), имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности;
-идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платёжной карты;
- дата осуществления расчёта и составления документа;
- должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность её оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Кроме того, по смыслу данной нормы закона, Заказчик должен установить минимальные и (или) максимальные значения показателей и показатели, которые не должны изменяться (в том числе размер путёвки, плотность бумаги, из которой она изготовлена, цвет и т.д.).
При этом, исходя из смысла Технического задания - стоимость одного дня пребывания в санатории - не более 928,7 руб.; предельная стоимость одной путёвки - 19502,7 руб., сроки заездов по путёвкам - июнь-сентябрь 2013 года, продолжительность курса санаторно-курортного лечения - 21 день, и т.д., могут быть установлены в случае, когда предметом аукциона является оказание услуг санаторно-курортного лечения, а не приобретение путёвок.
Этот довод находит подтверждение и исходя из анализа порядка формирования цены контракта, предусмотренной пунктом 1 Информационной карты: "В цену контракта включены стоимость путёвок, предусматривающих проживание, питание, санаторно-курортное лечение, организацию досуга, доставку граждан от железнодорожного вокзала до места лечения и обратно, расходы на страхование, уплату пошлин, налогов и других обязательных платежей, которые в соответствии с действующим законодательством РФ подлежат оплате" - то есть стоимость путёвки является лишь одной из составляющих цены контракта на оказание услуг санаторно-курортного лечения.
Противоречие усматривается и в том, что Заказчик, в нарушение требований Закона о размещении заказов, не требует представления копии лицензии, в то время как Техническое задание свидетельствует о том, что услуги может оказать только организация (учреждение) имеющая лицензию.
Комиссия отметила, что это нарушение и несоответствие Технического задания предмету аукциона, могли ввести в заблуждение участников размещения заказа.
В нарушение части 12 статьи 9 Закона о размещении заказов Заказчиком в проект государственного контракта не включено обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приёмки оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объёма и качества требованиям, установленным в контракте.
Аналогичное нарушение допущено и Уполномоченным органом при согласовании данной документации об открытом аукционе.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой - инструкция - свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.
В связи с этим, Комиссия отметила, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит исключительно формальный характер - из неё не представляется возможным понять - какие конкретные показатели, из требуемых Техническим заданием, должен представить участник размещения заказа и в каком виде.
Комиссия отклонила довод представителя Заказчика о невозможности 100% предоплаты, в случае если предметом аукциона является оказание услуг, поскольку подпунктом 1 пункта 2 Закона Рязанской области от 21.12.2012 г. N 99-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрены авансовые платежи в размере 100% суммы договора (государственного контракта) путёвок на санаторно-курортное лечение, и в размере 30% суммы договора (государственного контракта), в случае если предметом договора (государственного контракта) является оказание услуг, длительность производственного цикла оказания которых составляет более одного года.
На основании изложенного, руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "Малибу" необоснованной.
2. Признать Министерство социальной защиты населения Рязанской области нарушившим часть 12 статьи 9 и пункт 4 части 4 статьи 41.5. Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Признать Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области нарушившим часть 12 статьи 9 и пункт 4 части 4 статьи 41.5. Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, допущенных Заказчиком и Уполномоченным органом.
5. Выдать Министерству социальной защиты населения Рязанской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
6. В соответствии с пунктом 3.2. Протокола заседания Совета при Губернаторе Рязанской области по противодействию коррупции от 28 ноября 2012 года N 6 направить информацию о результатах рассмотрения жалобы Губернатору Рязанской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 20/2013-З/2
11 февраля 2013 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, созданная приказами Рязанского УФАС России N 22 от 11.02.2011 г., N 33 от 05.04.2012 г. и N 69 от 09.07.2012 г. (далее - Комиссия), в составе Ерошиной Я.А., заместителя руководителя управления, заместителя председателя Комиссии, Агафонова А.А., начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии: Евсикова А.А., заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа, Дорофеева А.Н., специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, Мелешкова М.А., специалиста 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа, на основании своего решения от 11.02.2013 г. по делу N 20/2013-З/2, предписывает Министерству социальной защиты населения Рязанской области:
1. Аннулировать размещение заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0159200001213000042 на право заключения государственного контракта на поставку санаторно-курортных путёвок гражданам (детям-инвалидам), проживающим на территории Рязанской области, включённым в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2013 году (профиль лечения: многопрофильный - заболевания органов дыхания, опорно-двигательной, нервной системы) - до 15.02.2013 года.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить Рязанскому УФАС России до 19.02.2013 года и представить доказательства его исполнения.
Невыполнение в установленный срок предписания Рязанского УФАС России влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 20/2013-З/2
11 февраля 2013 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, созданная приказами Рязанского УФАС России N 22 от 11.02.2011 г., N 33 от 05.04.2012 г. и N 69 от 09.07.2012 г. (далее - Комиссия), в составе: Ерошиной Я.А., заместителя руководителя управления, заместителя председателя Комиссии, Агафонова А.А., начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя председателя Комиссии, членов Комиссии: Евсикова А.А., заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа, Дорофеева А.Н., специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, Мелешкова М.А., специалиста 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа, на основании своего решения от 11.02.2013 г. по делу N 20/2013-З/2, предписывает аукционной комиссии Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области:
1. Отменить до 15.02.2013 года протоколы от 07.02.2013 г. N 0159200001213000042-р/2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме и от 31.01.2013 г. N. 0159200001213000042-р/1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить Рязанскому УФАС России до 19.02.2013 года и представить доказательства его исполнения.
Невыполнение в установленный срок предписания Рязанского УФАС России влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 11 февраля 2013 г. N 20/2013-3/2
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016