Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Кабардино-Балкария
от 13 февраля 2015 г. N 06/557
По результатам анализа заявления ИП, а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу о том, что в действиях ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" имеются признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном расчете сумм за газ исходя из мощности газопотребляющего оборудования, а не по показаниям узла учета газа.
На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР N366 от 10.10.2014 г. "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", в лице Кабардино-Балкарского филиала было возбуждено дело N06/39-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 17.10.2014 г. N06/5022 дело N06/39-14 было назначено к рассмотрению на 12.11.2014 г. К участию в рассмотрении дела N06/39-14 в качестве ответчика было привлечено ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", в лице Кабардино-Балкарского филиала (законный представитель Общества), в качестве заявителя - ИП В рамках указанного дела, Определением Управление запросило соответствующую информацию.
Комиссия Управления, рассмотрев материалы дела N06/39-14 установлено следующее.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте России 30.04.2014 N32168 (далее - Правила учета газа).
Пунктом 5 Правил поставки газа определено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Из материалов дела N06/39-14 следует, что между потребителем ИП и поставщиком газа ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" заключен договор на поставку газа N15-2-4315/14Д от 11.11.2013 г.
На объекте ИП стоит узел учета газа, состоящий из комплекта средств, а именно: счетчика газа RVG-G250 N28078864, корректора объема газа ЕК260 N80320115, датчика перепада давления на счетчике ДМ-004 N62, преобразователя давления РДСК 900 N8211269, преобразователя температуры ТПТ-17(PL-500) N8087.
В отношении ИП З.Х. 27.03.2014 г. поставщиком газа ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" проведена проверка газового счетчика RVG-G250, о чем свидетельствует акт на снятие пломб от 27.03.2014 г., где причиной снятия пломб указано "на калибровку".
По результатам калибровки счетчик газа RVG-G250 N28078864 признан соответствующим НТД, что подтверждается протоколами калибровки N201403274 от 27.03.2014 г. В соответствии с указанным протоколом калибровки сделан вывод "Метрологические характеристики соответствуют НТД".
Далее 24.07.2014 г. в отношении ИП поставщиком газа ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" проведена проверка состояния и использование средств измерений измерительного комплекса учета природного газа. В пункте 2 акта проверки состояния и использование средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 24.07.2014 г. указано, что состояние и условия эксплуатации средств измерений измерительного комплекса узла учета газа соответствуют требованиям технической документации. Также в пункте 8 указано, что в связи с тем обстоятельством, что фактический диапазон измерений стандартного объемного расхода газа составляет при Рабс=3,7кгс/см2, от 14,8 до 1480 нм/ч, расчет потребленного газа ГПО с расходами менее 14,8 м3/ч будет производиться в соответствии с его проектной мощностью исходя из времени в течении которого потреблялся газ.
Таким образом, потребителю ИП расчет за газ за июль 2014 года, производился по проектной мощности газопотребляюшего оборудования, что подтверждается актом расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.07.2014 г. В акте указано, что представитель потребителя от подписи отказался. Основанием начисления по проектной мощности газопотребляющего оборудования указано, что фактический диапазон измерений стандартного объемного расхода газа составляет при Рабс=3,7кгс/см2, от 14,8 до 1480 нм/ч, расчет потребленного газа ГПО с расходами менее 14,8 м3/ч будет производиться в соответствии с его проектной мощностью. ИП выставлен счет за потребленный газ в размере 164 591,42 руб. (счет-фактура N15-22611 от 31.07.2014 г.)
Далее 25.09.2014 г. в отношении ИП поставщиком газа ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" проведена очередная проверка, где в пункте 2 акта проверки использования средств измерений измерительного комплекса учета природного газа указано, что состояние и условия эксплуатации средств измерений измерительного комплекса узла учета газа соответствуют требованиям технической документации. В пункте 8 акта от 25.09.2014 г. указано, что произведено приборное обследование трубопроводным дефлектором VLOK DM2 в ходе которого нарушений не выявлено. Также указано, что диапазон измерения стандартного объема газа счетчика RVG-G250 при давлении Рабс-2,16 составляет 8,64=864 м3/2, что не соответствует диапазону измерений расхода использующего оборудования Ризб=1,2 перед счетным механизмом.
Таким образом, потребителю ИП. расчет за газ за сентябрь 2014 года, производился по проектной мощности газопотребляющего оборудования, что подтверждается актом расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.09.2014 г. В акте указано, что представитель потребителя от подписи отказался. Основанием начисления по проектной мощности газопотребляющего оборудования указано, что фактический диапазон измерений стандартного объемного расхода газа составляет при Рабс=3,7кгс/см2, от 14,8 до 1480 нм/ч, расчет потребленного газа ГПО с расходами менее 14,8 м3/ч будет производиться в соответствии с его проектной мощностью.
Также поставщиком газа составлен акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.10.2014 г., по которому произведен расчет исходя из проектной мощности оборудования и указаны идентичные выводы.
ООО "Газпром" письмом N15-4756-сс от 11.09.2014 г. пояснило ИП., что произведен расчет по проектной мощности газопотребляещего оборудования исходя из 24 часов их работы в сутки, в связи с тем что технические возможности установленного на объекте счетчика газа RVG-250 (заводской номер N28078864) не позволяют учитывать расходуемый частью оборудования газ, проектная мощность которых меньше 14,8 м3/ч. При этом ООО "Газпром" ссылается на пункт 3.9 Правил учета газа (зарегистрированного в Минюсте 30.04.2014 г. N32168).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 23 Правил поставки газа установлено, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов, объем потребленного газа принимается соответствующим проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. Аналогичные положения содержит пункт 3.9 Правил учета газа, согласно которому при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Из паспорта счетчика газа RVG-250 N28078864 следует, что очередная поверка должна производится 25.07.2014. Из свидетельства о поверке N2-1884 следует, что произведена поверка 25.07.2014., имеется отметка "Действителен до 25 июля 2018 г.". В свидетельстве о поверке N2-1885 корректора объема газа ЕК 260 N80320115, также указано "Действителен до 25 июля 2018 г.".
В актах проверки состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 24.07.2014, и от 25.08.2014 г. составленные поставщиком газа сроки поверки оборудования входящего в состав узла учета газа ИП, указано что сроки поверки не истекли. Указанные обстоятельства Обществом не оспариваются, претензий к срокам поверки поставщик газа не имеет.
Из указанных актов следует, что поставщик газа неисправностей и безучтенного потребления газа не выявил.
Приказом Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N125 от 18 июля 1994 г. "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений" утвержден Порядок проведения поверки средств измерений (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 1.1. Приказа, поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.
Пунктом 1.7. Приказа установлено, что результатом поверки является подтверждение пригодности средств измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
В соответствии с пунктами 2.8., 2.14 Приказа, результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.
Таким образом, на основании вышеизложенных норм необходимо сделать вывод, что внеочередная поверка требуется при наличии указанных в пункте 2.14 Приказа оснований для подтверждения возможности использования данного средства измерения в работе до истечения межповерочного интервала, в остальных случаях правильность работы и данных учета средством измерения подразумевается.
При этом необходимо отметить, что в силу положений пункта 23 Правил поставки газа с учетом пункта 2.7 Приказа, выявление по истечении межповерочного интервала неработоспособности средства измерения влечет за собой начисление объема полученного газа по данным измерительной аппаратуры поставщика либо по мощности потребления неопечатанных газопотребляющих устройств в период неисправности приборов, не исключая периода времени до даты предшествующей поверки.
Следовательно, если по результатам поверки средство измерения по истечении срока либо внеочередной поверки при наличии указанных в п. 2.14 Приказа оснований уполномоченным органом будет признано пригодным для использования, данное обстоятельство свидетельствует о правильности учета как до момента поверки, так и после до истечения межповерочного интервала.
Таким образом анализируя вышеуказанное, можно сделать вывод о том, что начисление по используемому газопотребляющему оборудованию наступает в зависимости от результатов проведенной поверки.
Комиссией Управления на рассмотрении дела установлено, что механических и каких либо иных неисправностей счетчиков, принадлежащих ИП Обществом не выявлено и в Управление не представлено.
В пункте 4.4. договора поставки газа N15-2-4315/14Д от 11.11.2013 г. стороны предусмотрели, что период времени в течении которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок Покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается:
- в случае отсутствия у Покупателя узла учета газа - с момента начала работы опломбированных потребляющих установок, а при невозможности определения времени начала работы оборудования, с момента последней проверки;
- в случае несоответствия узла учета газа Покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) с момента обнаружении несоответствия Поставщиком газа;
- в случае наличия неповеренного средства измерения узла учета газа, с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета;
- в случае неисправности любого из средств измерения, входящего в состав узла учета газа, отсутствие или нарушения пломб Поставщика - с момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности - с даты начала текущего расчетного периода;
- в случае недопущения представителей Поставщика к проверке узла учета, отсутствии регистрационной отметки поставщика на диаграммах - с даты текущего расчетного периода
- при не предоставлении Покупателем данных о ежесуточном расходе газа Поставщику на бумажном носителе (заверенные подписью и печатью Покупателя) за текущий период о количестве поданного газа при закрытии объемов месяца - начала текущего расчетного периода.
На рассмотрение дела ООО "Газпром" не представило сведений (материалов), которые позволяли бы производить расчет за газ ИП по проектной мощности по одной либо нескольким вышеуказанным причинам. Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что при наличии исправного узла учета газа, у поставщика газа отсутствовали основания для расчета за поставленный газ по мощности ГПО.
Кроме того, на рассмотрение дела представлен акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р8.740-2011 от 11.11.2014 г. узла учета газа установленного на объекте ИП Указанный акт составлен ФБУ "Кабардино-Балкарский ЦСМ", и позволяет сделать вывод, что узел учета газа ИП исправен и учитывает газ поставляемый поставщиком в соответствии с ГОСТ Р8.740-2011.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу, что при наличии исправного узла учета газа у ООО "Газпром" отсутствовали законные основания применять расчетный метод ИП за поставленный газ по мощности ГПО.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, 29.10.2014 г. вынесла Решение по делу N06/18-14 о признании действий ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", путем незаконного расчета сумм за поставленный газ с 22.01.2014 г по 31.01.2014 г. с применением расчетного метода по проектной мощности газопотребляемого оборудования ИП Пальчиковой М.В. в отсутствие на то оснований, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Административная ответственность за нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлена частью 1 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): "Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей".
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.31, 14.311 - 14.32 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1.2 статьи 28 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.31, 14.311 - 14.32 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа, решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решение Комиссии Кабардино-Балкарского УФАС России по делу N06/39-14 вступило в силу 19.12.2014 г., т.е. в день изготовления в полном объеме.
Событием данного административного правонарушения является злоупотребление доминирующим положением ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", путем незаконного расчета сумм за поставленный газ с применением расчетного метода по мощности ГПО ИП при наличии исправного узла учета газа, результатом чего явилось ущемление законных прав и интересов ИП
Местом совершения административного правонарушения является: ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42), Кабардино-Балкарский филиал ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" (КБР, г. Нальчик, ул. Осетинская, 148).
В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.48. КоАП РФ, в полномочия антимонопольных органов, входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31. КоАП РФ.
О составлении протокола об административном правонарушении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" и Филиал ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" в КБР были уведомлены надлежащим образом (Уведомление о составлении протокола N06/11 от 12.01.2015 г.; почтовое уведомление о вручении от 09.02.2015 г. N591904 и уведомление о вручении от 09.02.2015 г. N591942).
На составление протокола по делу N06а/11-15 об административном правонарушении представитель ответчика ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" не явился. Ходатайств об отложении составления протокола по делу N06а/11-15 об административном правонарушении в адрес Управления не поступало.
Таким образом, произведя незаконный расчет сумм за поставленный газ с применением расчетного метода по мощности ГПО ИП. при наличии исправного узла учета газа, результатом чего явилось ущемление законных прав и интересов ИП, является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", и в свою очередь присутствует состав предусмотренный частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, с учетом того, что в Управлении имеются доказательства надлежащего извещения лица о дате, месте и времени составлении протокола, и в связи с отсутствием ходатайств от ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" об отложении административного производства, настоящий протокол составляется в отсутствии представителя ответчика.
Рассмотрение дела N06а/11-15 об административном правонарушении состоится 10 марта 2015 г. в 16 часов 30 минут по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, каб. N4.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:
____________________________________________________________________ _______________________________________________________________
Права и обязанности разъяснены. /_______________/ /______________/
С протоколом ознакомлен. /______________/ /______________/
Подпись лица, в отношении которого
ведется производство об
административном правонарушении /______________/ /______________/
Лицо, в отношении которого ведется административное производство по делу N06а/11-15 об административном правонарушении, на составление настоящего протокола не явилось.
Заместитель начальника отдела Управления З.Х. Балкаров
Копию протокола получил "___"___________2015г.
Подпись лица, получившего протокол
об административном правонарушении /_____________/ /________________/
Копия протокола направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации юридического лица ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", в отношении которого ведется административное производство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Кабардино-Балкария от 13 февраля 2015 г. N 06/557
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016