Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N АБ 07-08-2014-417 (опубликовано 13 февраля 2015 г.)
На основании поступившей информации о наличии в действиях государственного заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (адрес юридического лица: 426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Свердлова, 22, ИНН 1833034221, далее - Заказчик), признаков нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон, Закон о контрактной системе) при проведении запроса котировок на оказание информационных услуг по размещению информационного материала в средствах массовой информации о деятельности ФКУ "ГБ МСЭ по Удмуртской Республике" Минтруда России (N 0313100000314000089, далее - Запрос котировок), а именно, статьи 8 Закона о контрактной системе, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.11.2014 года N 703 "О проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и создании Инспекции по проведению внеплановых проверок", приказом Удмуртского УФАС России от 12.12.2014 г. N 735 "О проведении внеплановой камеральной (документарной) проверки соблюдения ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд" Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции:. - начальник отдела контроля закупок,
заместитель руководителя Инспекции:. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
участники Инспекции:. - специалист-эксперт отдела контроля закупок; - специалист-эксперт отдела контроля закупок,. - специалист - эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден.
проведя внеплановую камеральную (документарную) проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, установила:
28.11.2014 г. ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации размещено извещение о проведении запроса котировок на осуществление закупки оказание информационных услуг по размещению информационного материала в средствах массовой информации о деятельности ФКУ "ГБ МСЭ по Удмуртской Республике" Минтруда России.
Начальная (максимальная) цена контракта - 71 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок для участия в Запросе котировок поступило 3 заявки: ИП Деркачев С.Б., ИП Беликов М.А., ООО "Оранжевая студия". Котировочная заявка ООО "Оранжевая студия" признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, так как, предложенная в котировочной заявке ООО "Оранжевая студия" цена услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Заявки ИП Деркачева С.Б., ИП Беликова М.А. признаны соответствующими требования извещения о проведении Запроса котировок, Закона о контрактной системе, победителем признан ИП Деркачев С.Б.
В отношении предмета настоящей проверки Заказчик представил пояснения письменно, в соответствии с которыми выбор печатных изданий, интернет-сайта, указанных в извещении о проведении Запроса котировок, обусловлен аудиторией перечисленных СМИ на территории Удмуртской Республики, распространение среди которой позволяет наиболее эффективно достичь цели распространения информационных материалов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 73 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В статье 33 установлен перечень правил, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, в том числе, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Извещение о проведении Запроса котировок содержит информацию о показателях, позволяющих определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям (приложение N 1 к извещению о проведении Запроса котировок "Техническое задание"), при этом, не содержит указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, также не содержит требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, определение условий контракта является правом заказчика, с учетом соблюдения запретов, установленных Законом о контрактной системе. Осуществление закупки направленно на удовлетворение существующей потребности Заказчика в соответствующих товарах, работах, услугах.
Техническое задание (приложение N 2 к извещению о проведении Запроса котировок) сформировано Заказчиком с учетом потребности, а именно, Заказчик осуществляет свою деятельность на территории Удмуртской Республики, СМИ, перечисленные в Техническом задании, подлежат распространению на территории Удмуртской Республики, освещают события социального характера, происходящие в Удмуртской Республике, доступны для широкой аудитории.
Кроме того, при проведении настоящей проверки не выявлено фактического ограничения количества участников закупки, так как, для участия в Запросе котировок подано 3 заявки.
Вместе с тем, с учетом положений Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с чем, Инспекция Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела в отдел контроля органов власти.
В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки в составе котировочной заявки.
Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается (часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок (приложение N 1) установлено требование о представлении участниками закупки в составе котировочной заявки сведений о телефоне, факсе, e-mail, контактном лице (ФИО полностью).
Перечень, предусмотренный частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, не содержит требования о предоставлении участниками закупки в составе котировочной заявки указанной информации.
Действия Заказчика в части установления требований о предоставлении участниками закупки информации иной, чем предусмотрена частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, являются нарушением части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Требования к содержанию контракта установлены в статье 34 Закона о контрактной системе.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Проект контракта, размещенный Заказчиком в соответствии с требованиями части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе, не содержит условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, что является нарушением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика в части размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru проекта контракта с нарушением требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса котировок должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки устанавливаются единые требования, предусмотренные пунктами 1,3,4,5,7,8,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок установлено требование к участникам закупки исключительно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В связи с тем, что на момент окончания настоящей проверки между Заказчиком и победителем Запроса котировок заключен государственный контракт, Инспекция Удмуртского УФАС России приняла решение не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений.
Инспекция на основании частей 15, 22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
Признать в действиях государственного заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нарушение части 5 статьи 31, части 13 статьи 34, части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по частям 1.4, 4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Передать материалы дела в отдел контроля органов власти для рассмотрения в части наличия в действия ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Настоящий акт может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель Инспекции
Заместитель руководителя Инспекции Участники Инспекции: |
____________ _
___________ _
____________ _
|
|
|
____________ _
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N АБ 07-08-2014-417 (опубликовано 13 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016