Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 4 марта 2013 г. N 91
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия по рассмотрению жалобы) в составе: Председатель - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - Я.Ю.Бычковой, начальника отдела контроля за размещением заказов, Н.А. Мочаловой, главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, рассмотрев жалобу ООО "Северстрой" на действия муниципального заказчика - администрации Вороговского сельсовета Туруханского района Красноярского края, уполномоченного органа - администрации Туруханского района Красноярского края при проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуг по устройству автозимника до п. Сандакчес Туруханского района", размещенного на электронной площадке ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее по тексту - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Северстрой" на действия муниципального заказчика, уполномоченного органа (далее по тексту - жалоба).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов либо Закон) и подана в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению. В адрес муниципального заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Муниципальному заказчику, уполномоченному органу было также предложено представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы. Оператору электронной площадки было предложено приостановить заключение муниципального контракта.
Существо жалобы: документация об аукционе составлена с нарушением требований Закона о размещении заказов.
Из содержания жалобы ООО "Северстрой" следует, что "При проведении торгов заказчиком в аукционной документации не указан верный гост, тогда как при выполнении работ исполнитель должен руководствоваться ВСН 137-89. В требованиях к участнику размещения заказа заказчиком не установлено требование о наличии свидетельств СРО. При выполнении работ в разъяснениях заказчика указано на необходимость использования автомобиля "Дорожная служба" - это Урал - "Вахта"". Заказчиком не указаны все характеристики, которые необходимы для формирования заявки и подачи ценового предложения, отсутствует рабочий проект на выполняемые работы".
Муниципальный заказчик согласился с доводами жалобы, а также пояснил, что "Устройство автозимника по указанной местности проходит впервые. Проект на работы находится в стадии разработки. В проекте муниципального контракта согласно части 1.1. указано на то, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на оказание услуг по устройству автозимника до п. Сандакчес Туруханского район с момента подписания контракта по "20" марта 2013 года в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта и иными нормативными документами. Таким образом, участники размещения заказа могут использовать соответствующие нормы ВСН 137-89. Проектные документы находится в стадии разработки".
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
В связи с возникшей потребностью в оказании услуг по устройству автозимника до п. Сандакчес Туруханского района администрацией Туруханского района Красноярского края были совершены действия по размещению муниципального заказа в форме открытого аукциона в электронной форме.
1. Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов: целями правового регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, являются: обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказав, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе разрабатывается и утверждается муниципальным заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного закона.
В частях 1, 2, 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов указано следующее. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Основным документом, в котором заказчиком излагаются требования, предъявляемые к предмету закупок и его выполнению, является аукционная документация. Согласно пункту 1.1 проекта муниципального контракта в составе аукционной документации указано следующее Качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93. При этом, указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, тогда как предметом торгов является устройство автозимника.
В соответствии с ВСН 137-89 "Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и северо-востока СССР" к зимним автомобильным дорогам - автозимникам - относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта.
Таким образом, муниципальному заказчику в аукционной документации следует указать именно те нормы, которые непосредственно регулируют строительство такого вида дорог.
2. В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона.
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 указанного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме (часть 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов).
Согласно части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, а именно: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Исходя из анализа документа, регулирующего строительство автозимника - ВСН 137-89, а также учитывая, разъяснения заказчика, размещенного на официальном сайте, следует, что устройство автозимника является строительством автомобильной дороги.
Пунктом 25 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, работы по устройству автомобильных дорог отнесены к числу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, и требующих наличия выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к таким видам работ.
Следовательно, для проведения устройства автозимника (строительства дороги) требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.
Положениями документации об аукционе не установлены требования к составу заявки, а именно требования к представлению документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, в том числе какими свидетельствами саморегулируемой организации о допуске к таким работам подтверждается соответствие участника размещения заказа требованиям законодательства, что является нарушением части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказав не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу частей 3,5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. Разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Согласно разъяснениям муниципального заказчика, размещенным на официальном сайте, указано следующее: "Работа автомобиля Дорожная служба" - это Урал - "Вахта", где стоит буржуйка, ночует персонал во время пробивки дороги, питается, сушится. Без сопровождения этой машины возникает ряд проблем, так как пробивка дороги происходит в условиях низких температур".
Комиссия Красноярского УФАС России, заслушав пояснения заказчика, установила, что выполнение работ согласно предмету контракта с использованием автомобиля "Дорожная служба" - это Урал - "Вахта" является рекомендацией и не обязывает участников размещения заказа выполнять это условие.
При этом, исходя из анализа установленных требований в аукционной документации, следует, что указанное условие установлено с императивным характером, что является недопустимым при размещении заказа.
4. В соответствии с пунктом 2 раздела I Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" автомобильные дороги являются линейными объектами - одним из видов объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно- строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Согласно п.5.1. ВСН 137-89 "Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-востока СССР" автозимники строят согласно утвержденным рабочим проектам, составленным на основании экономических и инженерных изысканий и содержащим указания по организации и технологии производства строительных работ (сроки начала и окончания каждого вида работ, расчеты потребности в рабочих, машинах и механизмах и т.д.).
Вместе с тем, исходя из пояснений и разъяснений муниципального заказчика, следует, что План - схему устройства автозимника с привязкой к местности (переправы, болота, опасные участники, населенные пункты, другие ориентиры) у муниципального заказа предоставить нет возможности. Регистрация существующего зимника находится в стадии оформления.
Кроме того, муниципальный заказчик не отрицал тот факт, что в аукционной документации недостаточно сведений для того, чтобы сформировать заявку на участие в торгах и подать соответствующее ценовое предложение.
Таким образом, выполнение работ согласно предмету аукциона должна осуществляться на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполненных работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению муниципального контракта, что, по мнению комиссии Красноярского УФАС России, является нарушением части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что подтверждается письмом ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19712 (проектно-сметная документация в случае размещения заказа на выполнение строительных работ является неотъемлемой частью документации об аукционе, которую в силу законодательства Российской Федерации о размещении заказов необходимо размещать на официальном сайте в сети Интернет).
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 6 статьи 60, частями 4, 5, 9 статьи 17 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.41, 3.42 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" Комиссия Красноярского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Северстрой" обоснованной.
Признать заказчика нарушившим требования статьи 41.6 Федерального Закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", права и законные интересы участников размещения заказа
Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.А. Мочалова |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
- |
Администрация Туруханского района Красноярского края 663230, Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. Шадрина А.Е., 15
Администрация Вороговского сельсовета Туруханского района Красноярского края 663248, Красноярский край, Туруханский р-н, Ворогово с, Андреевой, 15
ООО "Северстрой" 663230, 663230, Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. Фестивальная, 1г-1
ЭТП ММВБ "Госзакупки" 125009, г. Москва, пер. Большой Кисловский, 13
Заказ N0119300048413000015
|
Предписание N 91
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
в сфере размещения заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа
4 марта 2013 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председатель комиссии - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, заместитель руководителя управления, члены Комиссии - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт Н.А. Мочалова, на основании решения Комиссия N 91 от 04.03.2013, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Северстрой" на действия муниципального заказчика - администрации Вороговского сельсовета Туруханского района Красноярского края, уполномоченного органа - администрации Туруханского района Красноярского края при проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуг по устройству автозимника до п. Сандакчес Туруханского района", размещенного на электронной площадке ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее по тексту - аукцион), предписывает заказчику совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, с этой целью:
1. Внести в порядке статьи 41.7 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) изменения в аукционную документацию в электронной форме путем приведения ее в соответствие с требованиями статьи 41.6 указанного закона, с учетом замечаний и выводов, указанных в Решении N 91.
2. Продлить срок подачи заявок не менее чем на 7 дней с момента опубликования данных изменений на официальном сайте.
3. Уведомить участников размещения заказа о внесенных изменениях в документацию и о возможности отозвать ранее поданные заявки с целью приведения их (заявок) в соответствии с внесенными изменениями в документацию об аукционе в электронной форме.
4. Аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе размещения муниципального заказа.
5. Оператору электронной торговой площадки отменить протокол проведения открытого аукциона в электронной форме от 04.03.2013.
Об исполнении предписания сообщить в адрес управления в 20-дневный срок с представлением документальных доказательств.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии Я.Ю. Бычкова
Н.А. Мочалова
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 марта 2013 г. N 91
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016