Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 4 марта 2013 г. N 02-9/16-2012
Резолютивная часть решения оглашена "21" февраля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "4" марта 2013 г.
Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотре-нию дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: _ - руководитель управления;
Члены Комиссии:
_ - начальник отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти управления;
_ - главный специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти управления,
с участием представителя администрации муниципального образования "Сусуманский район _ - руководителя правового управления администрации Сусуманского района (доверенность от 05.12.2012),
рассмотрев дело N 02-9/16-2012 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования "Сусуманский район" (Магаданская область, г. Сусуман, ул. Советская, 17) пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19, статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту принятия Распоряжения N 85-р от 22.08.2011"О выделении средств" и перечисления денежных средств в размере 700 тыс. рублей ООО "Сусуман", установила:
В Магаданское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Сусуманского района Магаданской области от 29.10.2012 по факту выделения администрацией муниципального образования "Сусуманский район" денежных средств ООО "Сусуман" на основе приятых Распоряжений, в том числе на основании Распоряжения N 85-р от 22.08.2011 "О выделении средств" в размере 700,0 тыс. руб. ООО "Сусуман".
Заявитель полагает, что денежные средства в размере 700, 0 тыс. руб. выделены ООО "Сусуман" из резервного фонда администрации муниципального образования на цели, не предусмотренные Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, утвержденным Постановлением администрации Сусуманского района от 15.12.2008 N 374, а именно: для "оформления лицензий на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов и выполнения ремонтных работ в целях своевременной подготовки котельного оборудования к работе в зимний период 2011-2012г.г.".
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, в нарушение указанной статьи Бюджетного кодекса РФ, цели на которые администрацией Сусуманского района выделены ООО "Сусуман" денежные средства не связаны с непредвиденными обстоятельствами, в том числе стихийными бедствиями либо чрезвычайными ситуациями, на ликвидацию которых могут быть, в силу закона, направлены средства резервного фонда.
Вышеизложенное, как полагает заявитель, указывает на предоставление администрацией Сусуманского района необоснованных преимуществ ООО "Сусуман" в осуществлении предпринимательской деятельности, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и указывает на нарушения статей 15, 16, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" а также на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14,9 КоАП РФ.
Рассмотрев приложенные к обращению документы, а также документы, полученные по запросу управления, в том числе отчет о расходовании бюджетных средств, выделенных администрацией муниципального образования "Сусуманский район" в соответствии с Распоряжением N 85-р от 22.08.2011, Комиссия установила:
ООО "Сусуман" было направлено ходатайство в адрес администрации муниципального образования "Сусуманский район" от 18.08 2011 исх. N 1651 с просьбой оказать финансовую помощь в сумме 700 тыс. рублей для оформления лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, своевременной подготовки котельного оборудования к работе в зимний период 2011-2012 г.г.: монтаж экранных и кипятильных труб котла N 1 ДКВР 20/13 в центральной котельной.
Администрацией города Сусумана в адрес администрации муниципального образования "Сусуманский район" письмом от 19.08.2011 исх. N 972 также была направлена просьба о выделении денежных средств ООО "Сусуман" в сумме 700 тыс. рублей для своевременной подготовки котельного оборудования к работе в зимний период 2011-2012 г.г.
Администрацией муниципального образования "Сусуманский район" было издано Распоряжение N 85-р от 22.08.2011 "О выделении средств", которым предусмотрено выделить ООО "Сусуман" денежные средства в сумме 700 тыс. руб. для оформления лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, своевременной подготовки котельного оборудования к работе в зимний период 2011-2012 г.г. за счет резервного фонда местной администрации.
На основании Распоряжения N 85-р администрацией муниципального образования "Сусуманский район" платежным поручением N 226456 от 31.08.2011 перечислены ООО "Сусуман" денежные средства в размере 700,0 тыс. руб. (семьсот тысяч рублей).
Согласно отчету о расходовании денежных средств, выделенных ООО "Сусуман" на основании Распоряжения N 85-р, денежные средства в сумме 700 тыс. рублей были израсходованы обществом на выполнение ремонтных работ котельного оборудования.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот - является муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 названного Закона о защите конкуренции, за исключением случаев, установленных частью 4 статьи 20 названного закона.
Глава 5 Закона о защите конкуренции регламентирует предоставление государственных и муниципальных преференций.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, правового акта Президента российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;
4) в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными или межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции предусмотрен статьей 20 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной Федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с Распоряжением N 85-р от 22.08.2011 выделено 700 тыс. руб. ООО "Сусуман", что подтверждается платежным поручением N 226456 от 31.08.2011, при этом заявление на дачу предварительного согласия в Магаданское УФАС от администрации муниципального образования не поступало.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в действующей редакции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
В действиях администрации Сусуманского района по факту принятия Распоряжения N 85-р от 22.08.2011 "О выделении средств" и перечисления денежных средств в размере 700 тыс. рублей ООО "Сусуман" Магаданское УФАС России усмотрело признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19, статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с чем, приказом от 26.11.2012 N 01-12/142 было возбуждено дело N 02-9/16-2012.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела представитель администрации муниципального образования "Сусуманский район" пояснил, что нарушений законодательства не допущено по следующим основаниям.
Целью Закона О защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии с Решением Собрания представителей от 27.12.2010 N 30 "О бюджете муниципального образования "Сусуманский район" на 2011 год" в распределении ассигнований из бюджета утвержден резервный фонд местной администрации в размере 18000 000 рублей.
Ходатайства ООО "Сусуман" от 18.08 2011 исх. N 1651 и администрации городского поселения "Город Сусуман" от 19.08.2011 исх. N 972 об оказании финансовой поддержки на нужды ЖКХ для подготовки котельного оборудования для работы в зимний период были удовлетворены на основании Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации. Денежные средства в сумме 700 тыс. руб. были направлены ООО "Сусуман" из резервного фонда администрации Сусуманского района. Отчет о расходовании денежных средств имеется.
В соответствии со статьей 4 Закона О конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Никаких иных хозяйствующих субъектов, соперничающих с ООО "Сусуман" не существует.
ООО "Сусуман" включено в реестр хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35%, является монополистом в своей сфере деятельности, следовательно данному субъекту не может быть предоставлено никакое преимущество. Общество обладает более чем 50%-ной долей рынка в своем муниципальном образовании по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), холодному водоснабжению, удалению отходов, сбору и обработке сточных вод.
Выделение субсидии, оформленное Распоряжением N 85-р, представляет собой межмуниципальные отношения, ограничивающиеся Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ и муниципальным актом о резервном фонде.
Статья 19 Закона О защите конкуренции оговаривает цели предоставления муниципальных преференций, а также действия, которые не представляют собой муниципальной преференции. Не может быть отнесена к преференции предусмотренная региональным или местным актом поддержка в виде субсидии, выделяемая из резервного фонда, т.е. такая поддержка, которая была оказана ООО "Сусуман" в соответствии с Распоряжением N 85-р.
Исследовав материалы дела и представленные документы, заслушав мнение представителя администрации Сусуманского района, Комиссия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, правового акта Президента российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;
4) в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными или межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением администрации Сусуманского района, утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации от 15.12.2008 N 374 с изменениями и дополнениями внесенными Постановлениями от 27.12.2010 N 450, от 23.11.2012 N 455 (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что в числе оснований использования бюджетных ассигнований резервного фонда, предусмотрено выделение денежных средств для внепланового, капитального ремонта объектов ЖКХ, оказание единовременной финансовой поддержки юридическим лицам, на иные расходы, возникшие в очередном году вследствие непредвиденных обстоятельств и др.
Денежные средства в размере 700, 0 тыс. руб. выделены ООО "Сусуман" из резервного фонда администрации на цели, предусмотренные Порядком, а именно: внепланового ремонта объектов ЖКХ (выполнение работ по подготовке котельного оборудования к работе в зимний период 2011-2012г.г.), оказание единовременной финансовой поддержки.
Согласно отчету о расходовании денежных средств, выделенных ООО "Сусуман" на основании Распоряжения N 85-р, денежные средства в сумме 700 тыс. рублей были израсходованы обществом на выполнение ремонтных работ котельного оборудования на основе заключенных с хозяйствующими субъектами договоров подряда от 15.05.2011 N 39-11/п и от 01.09.2011 N 60-11/п.
Кроме того, при исследовании рынка по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), холодному водоснабжению, удалению отходов, сбору и обработке сточных вод в географических границах муниципального поселения "Город Сусуман" ООО "Сусуман" занимает доминирующее положение (является единственной организацией) на указанном рынке работ (услуг). На основании приказа от 31.03.2011 N 01-12/32/49 ООО "Сусуман" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" с долей более 50% на рынке услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), холодному водоснабжению, сбору и обработке сточных вод в географических границах поселения "город Сусуман" Сусуманского района.
Поэтому принятие Распоряжения N 85-р о выделении денежных средств из районного бюджета ООО "Сусуман" в сумме 700 тыс. руб. за счет резервного фонда на цели, предусмотренные Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, не создает для указанного общества более выгодных условий деятельности, по сравнению с другими участниками на одном и том же товарном рынке, а, следовательно, не требуется предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Контрольно-счетная палата Магаданской области письмом от 21.01.2013 N ВС-2/16 на запрос Магаданского УФАС России пояснила, что с учетом сложившейся правоприменительной и судебной практики согласно части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, БК РФ не устанавливает в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер. При расходовании средств резервного фонда, по смыслу статьи 81 БК РФ, определяющим должен быть фактор непредвиденности расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год.
Использование денежных средств ООО "Сусуман", полученных по Распоряжению N 85-р, посредством заключенных договоров с хозяйствующими субъектами, выполняющими подрядные работы (услуги) для общества, не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в действующей редакции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Вышеизложенное свидетельствует, что в действиях администрации муниципального образования "Сусуманский район", выразившихся в издании Распоряжения N 85-р от 22.08.2011 "О выделении средств" в размере 700 тыс. руб. ООО "Сусуман" и перечисление их обществу отсутствуют нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19, статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотре-нию дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 02-9/16-2012, возбужденное в отношении администрации муниципального образования "Сусуманский район" по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19, статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 ода N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 4 марта 2013 г. N 02-9/16-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016