Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 3 февраля 2015 г. N 04-07/18.1/15
Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение порядка проведения торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Технологии строительства" (далее - ООО "Технологии строительства", Заявитель) на неправомерные действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Челябинска (далее - Комитет, организатор торгов) при организации и проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении отдельных объектов системы водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, извещение N031214/0123135/01 (далее - Конкурс, торги), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "Технологии строительства" на неправомерные действия Комитета, выразившиеся в нарушении порядка организации торгов в форме открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении отдельных объектов системы водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, извещение N031214/0123135/01.
В качестве доводов Заявитель в жалобе указал, что 03.12.2014 на официальном сайте торгов в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее - Интернет) была размещена информация о проведении конкурса на право заключения концессионных соглашений в соответствии в Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Конкурс на право заключения концессионных соглашений объявлен на объекты водоподготовки и водоотведения на территории МО г. Челябинск. Указанные объекты находятся в муниципальной собственности города Челябинска, закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска" (далее МУП "ПОВВ"). Предполагаемый срок действия концессионного соглашения - 10 лет.
Согласно пункту 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, если объектом концессионного соглашения являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение должно содержать следующие существенные условия:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера;
2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 Закона о концессионных соглашениях, с описанием основных характеристик таких мероприятий
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера).
Приложением 5 к концессионному соглашению предусмотрены расходы на создание и (или) реконструкцию объектов концессионного соглашения.
Информация по утверждению в установленном порядке инвестиционной программы МУП "ПОВВ" на период действия концессионного соглашения отсутствует.
Вместе с тем, Комитетом при размещении конкурсной документации (приложение 5 к концессионному соглашению) предусмотрены расходы на создание и (или) реконструкцию объектов концессионного соглашения.
Включение данных расходов в условие концессионного соглашения в отсутствие инвестиционной программы существенно затрагивает права потребителей услуг водоснабжения и водоотведения в части возможного учета указанных расходов при утверждении тарифа с соответствующим необоснованным ростом.
На основании изложенного, ООО "Технологии строительства" просит признать жалобу обоснованной и обязать организатора торгов устранить нарушения.
Комитетом представлены документы о проведении Конкурса и по доводам жалобы указано следующее.
В соответствии с пунктом 5 распоряжения Администрации города Челябинска от 01.12.2014 N8192 уполномоченным органом на утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением установленных указанным распоряжением существенных условий концессионного соглашения, является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска.
Конкурсная документация была подготовлена с учетом Федерального закона N115-ФЗ от 21.07.2005 N115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.3 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером на каждый год срока действия концессионного соглашения, устанавливается в качестве одного из критериев конкурса, и, таким образом, является соответствующим требованиям действующего законодательства.
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты системы водоснабжения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение должно содержать задание (в конкурсной документации указано, что задание является приложением N3 к концессионному соглашению).
Статья 22 Закона о концессионных соглашениях предусматривает условия, которые должно содержать задание. Поскольку объектом концессионного соглашения по объявленному конкурсу являются обособленные объекты, часть системы водоснабжения и водоотведения: очистные сооружения канализации и очистные сооружения водопровода (объект водоподготовки), соответственно перечисленные характеристики, предусмотренные положениями данной статьи (мощность сетей, точки поставки, точки подключения, и т.д.), указаны быть не могут, так как названные характеристики не относятся к объекту концессионного соглашения, который вынесен на конкурс. Инженерные сети не являются объектом конкурса.
Кроме того, задание включено как приложение N 3 к распоряжению Администрации города Челябинска от 01.12.2014 N 8192, что соответствует пункту 2.3 статьи 2 Закона о концессионных соглашениях.
Размещенная конкурсная документация не содержит требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ кого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественнее условия.
По мнению организатора торгов, порядок проведения Конкурса не нарушен, в связи с чем доводы заявителя являются необоснованными.
Управлением Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска (далее - Управление) представлены документы о проведении Конкурса и по доводам жалобы указано следующее.
Закон о концессионных соглашениях не содержит ограничений прав концедента при определении необходимых мероприятий для концессионера, направленных на реконструкцию и модернизацию объектов концессионного соглашения.
В связи с тем, что у МУП "ПОВВ" (организация, осуществляющая водоснабжение и водоотведение на территории г. Челябинска) такие мероприятия сформированы в разработанной инвестиционной программе, предусматривающей их реализацию в течение 10 лет, концедент счел необходимым предусмотреть исполнение данных мероприятий для концессионера.
При этом Закон о концессионных соглашениях не содержит условий, что предусмотренные мероприятия должны в обязательном порядке присутствовать в утвержденной инвестиционной программе предприятия.
По доводу об отсутствии в проекте концессионного соглашения существенных условий, предусмотренных пунктом 1.2 статьи 10 закона о концессионных соглашениях, Управление считает, что все необходимые условия содержатся в приложениях N 4 и 5 концессионного соглашения.
Представителем МУП "ПОВВ", участвующим при рассмотрении жалобы, указано, что инвестиционная программа может быть пересмотрена после заключения концессионного соглашения, определяющего необходимость выполнения определенных работ, выполнение которых в последующем не войдет в инвестиционную программу. В связи с этим довод заявителя о том, что включение в концессионное соглашение расходов на создание и реконструкцию объектов концессионного соглашения в отсутствии инвестиционной программы затрагивает интересы потребителей является несостоятельным.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
03.12.2014 на официальном сайте торгов в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее - Интернет) http://torgi.gov.ru, а также на официальном сайте организатора торгов http://cheladmin.ru/ размещено сообщение о проведении открытого конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении отдельных объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности N 031214/0123135/01. В качестве организатора торгов указан Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Челябинска. Срок действия концессионного соглашения -10 лет с момента подписания концессионного соглашения. Объектом концессионного соглашения являются объекты водоподготовки и водоотведения (очистка сточных вод) на территории муниципального образования "Город Челябинск", предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, находящиеся в муниципальной собственности города Челябинска, закрепленные на праве хозяйственного ведения за МУП "ПОВВ".
Из пункта 5 Распоряжения Администрации города Челябинска N 8192 от 01.12.2014 (далее - Распоряжение) следует, что уполномоченным органом на утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с настоящим распоряжением существенных условий концессионного соглашения является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска.
Согласно пункту 6 Распоряжения Управлению надлежит:
1) разработать и утвердить конкурсную документацию, необходимую для проведения открытого конкурса в соответствии с установленными Распоряжением критерии;
2) организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения;
3) опубликовать в средствах массовой информации и разместить в сети Интернет сообщение о проведении открытого конкурса на заключение концессионного соглашения;
4) осуществлять контроль за исполнением условий концессионного соглашения, в части исполнения обязательств концессионера в период реконструкции и эксплуатации объекта концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 7 Распоряжения Комитету надлежит заключить концессионное соглашение с организацией, признанной победителем открытого конкурса, в установленном порядке.
На основании данных положений, в рассмотрении жалобы принимало участие Управление.
Порядок проведения открытого конкурса на право заключения концессионных соглашений регулируется главой 3 Закона о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, если объектом концессионного соглашения являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение должно содержать следующие существенные условия:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера;
2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 Закона о концессионных соглашениях, с описанием основных характеристик таких мероприятий
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера);
5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.
В приложении 5 проекта концессионного соглашения предусмотрено указание следующей информации:
1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предлагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения;
2) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;
3) минимальные и максимальные плановые значения показателей деятельности концессионера.
Задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 Закона о концессионных соглашениях, с описанием основных характеристик таких мероприятий содержатся в приложении N 3 к проекту концессионного соглашения.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии существенных условий, предусмотренных пунктом 1.2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в проекте концессионного соглашения не находит документального подтверждения.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" в случае если создание централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных их объектов, модернизация и (или) реконструкция централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения или таких объектов предусмотрены концессионным соглашением или соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и сроки их достижения, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой, должны быть идентичны плановым значениям этих показателей и срокам достижения, установленным соответственно концессионным соглашением или соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, отсутствие инвестиционной программы на момент объявления торгов на право заключения концессионного соглашения не является препятствием к их проведению.
С учетом изложенного, не может быть принят во внимание довод заявителя об обязательном утверждении инвестиционной программы для МУП "ПОВВ", являющейся организацией, участвующей в ее реализации, до объявления конкурса на заключение концессионного соглашения.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Технологии строительства" на неправомерные действия Комитета необоснованной.
Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 февраля 2015 г. N 04-07/18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016