Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 499/02 (опубликовано 5 февраля 2015 г.)
На основании вышеизложенного Заявитель просит привлечь ООО "ФСК" к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ Закон о конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
По запросу Новгородского УФАС России ООО "ФСК" представило письмо (вх. N11281 от 25.12.2014 Новгородского УФАС России), из которого следует, что ООО "ФСК" не является газораспределительной (специализированной) организацией и не осуществляет деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, и внутриквартирного газового оборудования, и у ООО "ФСК" отсутствует допуск к осуществлению данной деятельности.
ФАС России письмом от 28.01.2015 NАГ/3165/15 даны разъяснения о возможности осуществления работ по установке приборов учета газа в квартирах многоквартирных домов действующего жилого фонда организацией, имеющей соответствующий допуск СРО, но не являющейся специализированной организацией из которых следует, что Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 по делу NАКПИ13-826 признаны недействующими пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
Установлено, что данными пунктами Правил хозяйствующие субъекты, не являющиеся газораспределительными организациями, лишены права выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Применение к хозяйствующим субъектам требований, не предусмотренных федеральным законом и необоснованно препятствующих осуществлению их деятельности, приводит к ограничению гражданских прав этих хозяйствующих субъектов, устранению конкуренции в соответствующей сфере товарного рынка, лишает потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте указанного газового оборудования.
В связи с этим Правила в части, ограничивающей гражданские права хозяйствующих субъектов, не являющихся газораспределительными организациями, на осуществление вида деятельности, не запрещенного федеральным законом, названным выше решением Верховного Суда Российской Федерации признаны противоречащими требованиям пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 49, статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 15 Закона о конкуренции со дня вступления решения суда в законную силу. Таким образом, деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования могут осуществлять не только газораспределительные организации, осуществляющие транспортировку газа по договору с поставщиком газа, но и иные организации.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные по смыслу нормы закреплены также в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", статье 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные законодательные акты указывают, что у органов исполнительной власти, в том числе и у ФАС России, отсутствуют полномочия по переоценке и/или отмене судебных актов, а содержание вступивших в законную силу судебных актов должно в обязательном порядке учитываться при вынесении антимонопольным органом решений по соответствующим вопросам.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности подкатегории работ по установке приборов учета газа отнесены к категории работ по устройству внутренних газовых систем, включая монтаж газовой арматуры и оборудования.
В соответствии с пунктом 15.3 Перечня к числу работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, отнесены работы по устройству и демонтажу системы газоснабжения. Такие работы оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем для их выполнения необходимо наличие свидетельства о допуске к работам.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание разъяснения ФАС России от 28.01.2015 NАГ/3165/15 Управлением сделан вывод о том, что ООО "ФСК" и ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" следует признавать хозяйствующими субъектами - конкурентами, хотя ООО "ФСК" не является газораспределительной (специализированной) организацией.
При всем этом, ООО "ФСК" не допускалась недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, так как ООО "ФСК" действовало, используя свое фирменное наименование, имело соответствующий допуск СРО и в праве было оказывать услуги по установке приборов учета газа на территории Великого Новгорода.
Учитывая вышеизложенное в действиях ООО "ФСК" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "ФСК".
Руководитель Управления
Государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Паньков
(8162) 73-88-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 499/02 (опубликовано 5 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016