Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 2 февраля 2015 г. N К14/175
Резолютивная часть объявлена 20.01.2015
Решение в полном объеме изготовлено 02.02.2015 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
Поткина И.В.
|
- заместитель руководителя управления, |
Члены комиссии: |
Москвичева О.Н Кокарев Н.В. |
- начальник отдела, - главный специалист-эксперт, |
рассмотрев дело N К14/175, возбужденное по признакам нарушения ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" (625000, г. Тюмень, ул. Некрасова, 11) ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителя ответчика - ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" Цишковской О.Н. (доверенность N 2 от 19.01.2015),
в отсутствии заинтересованного лица - ОАО "Ишимское ПАТП" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, установила:
В ходе рассмотрения дела N Т14/101 по жалобе ИП Лысенко Н.А. на действия ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" при проведении открытого конкурса АК N 02/14 на право заключения договоров аренды транспортных средств без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (далее - конкурс) по лотам NN 35-49 Комиссией было установлено, что между ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" и ОАО "Ишимское ПАТП" был заключен договоры хранения N 149/X от 22.01.2014 без проведения конкурса на право заключения данного договора, что могло привести к ограничению конкуренции.
В связи с указанным, приказом Тюменского УФАС России от 29.10.2014 N 820 в отношении ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" возбуждено дело по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ответчика не признал вменяемое нарушение, пояснив при этом следующее.
Между ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" и ЗАО "Пассажирский автотранспорт" были заключены договоры аренды транспортных средств N 25/А-09 от 01.06.2009, N 27/А-09 от 01.06.2009, N АК73/13 от 01.06.2013, N АК68/13 от 01.06.2013.
В связи с тем, что в отношении ЗАО "Пассажирский автотранспорт" введена процедура наблюдения, в целях сохранности имущества ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" были досрочно расторгнуты договоры хранения с ЗАО "Пассажирский автотранспорт".
По причине того, что у ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" отсутствует территория для хранения транспортных средств, а заключение новых договоров аренды, договоров хранения по результатам торгов или согласование с антимонопольным органом требует длительных временных затрат и выделения дополнительных денежных средств, которые в рамках утвержденной сметы ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" не были предусмотрены, Учреждение адресовало всем перевозчикам предложение о принятии на хранение имущества на безвозмездной основе.
ОАО "Ишимское ПАТП" выразило свое согласие принять на хранение имущество, в результате которого заключен договор хранения N 149/X от 22.01.2014.
Как пояснил представитель ответчика, в настоящее время имущество на основании актов приема-передачи принято из хранения и передано по договорам аренды.
По факту использования ОАО "Ишимское ПАТП" в период проведения конкурса АК N 02/14 транспортных средств, являющихся предметами лотов конкурса, представитель ответчика пояснил, что согласно п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
На основании данных положений Закона о защите конкуренции между ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" и ОАО "Ишимское ПАТП" был заключен договор аренды транспортных средств N А 257/14 от 04.06.2014 сроком действия с 04.06.2014 по 03.07.2014.
Из письменных пояснений ОАО "Ишимское ПАТП" следует, что ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" направило в адрес общества предложение о возможности заключения договора хранения транспортных средств, т.к у ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" отсутствует место для хранения транспортных средств.
В связи с тем, что ОАО "Ишимское ПАТП" и ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" являются партнерами в обеспечении пассажирских перевозок по Тюменской области, то ОАО "Ишимское ПАТП" выразило свое согласие и 22.01.2014 заключило договор хранения N 149/X, целью которого было обеспечение сохранности транспортных средств на время проведения конкурсных мероприятий. ОАО "Ишимское ПАТП" при заключении указанного договора хранения не имело личной заинтересованности и действовало на основе партнерских отношений.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения представителя ответчика, пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Исключениями из этих правил является, в том числе, предоставление указанных прав на это имущество в порядке главы 5 Закона о защите конкуренции (государственные и муниципальные преференции) либо на срок, не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.
Основное содержание права собственности в Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) раскрывается через три важнейших правомочия собственника.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственник вправе своим имуществом: владеть, пользоваться и распоряжаться.
Владение - это фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь, при этом законным (титульным) владельцем может быть и не собственник вещи (имущества), а в том числе, и хранитель имущества (Юридический энциклопедический словарь под редакцией Румянцева О.Г., Додонова В.Н. (ИНФРА-М, 1996).
Так, в соответствии со статьей 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Из содержания данной нормы следует, что по договору хранения вещь передается во временное владение хранителя.
В силу статьи 892 ГК РФ хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения.
Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям, подпадает под требования ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что во время проведения конкурса АК N 02/14 транспортные средства, являющиеся предметами лотов NN 35-49 на незаконных основаниях использовались ОАО "Ишимское ПАТП" для осуществления для перевозок пассажиров и багажа по пригородным маршрутам в период с 05.06.2014 по 07.07.2014, в подтверждение чему в материалах дела имеется информация, представленная ГБУ ТО "Объединение автовокзалов и автостанций" из анализа которой Комиссией установлено следующее.
- транспортное средство ПАЗ 33205 государственный регистрационный номер К 865 СК 72 (лот N 36) использовалось 07.07.2014 ОАО "Ишимское ПАТП" для межмуниципальных перевозок с местом отправления Ишимский автовокзал;
- транспортное средство КАВЗ 4238-02 государственный регистрационный номер Р 179 ТА 72 (лот N 37) в период с 05.06.2014 по 07.07.2014 использовалось ОАО "Ишимское ПАТП" для межмуниципальных перевозок с местом отправления Ишимский автовокзал;
- транспортное средство КАВЗ 4238-02 государственный регистрационный номер Р 178 ТА 72 (лот N 38) в период с 05.06.2014 по 07.07.2014 использовалось ОАО "Ишимское ПАТП" для межмуниципальных перевозок с местом отправления Ишимский автовокзал;
- транспортное средство КАВЗ 4238-02 государственный регистрационный номер Р 176 ТА 72 (лот N 41) в период с 05.06.2014 по 07.07.2014 использовалось ОАО "Ишимское ПАТП" для межмуниципальных перевозок с местом отправления Ишимский автовокзал;
- транспортное средство КАВЗ 4238-02 государственный регистрационный номер Р 177 ТА 72 (лот N 42) в период с 05.06.2014 по 05.07.2014 использовалось ОАО "Ишимское ПАТП" для межмуниципальных перевозок с местом отправления Ишимский автовокзал.
04.06.2014 между ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" и ОАО "Ишимское ПАТП" был заключен договор аренды N А257/14 в отношении 10 единиц автотранспорта, в т.ч вышеуказанных транспортных средств.
В соответствии с п. 1.2 договора аренды N А257/14 имущество передается в аренду для использования в целях обеспечения регулярных перевозок по утвержденной маршрутной сети в пригородном и межмуниципальном сообщении с начальным пунктом отправления г. Ишим.
Согласно п. 3.1.2 договора аренды N А257/14 арендатор (ОАО "Ишимское ПАТП") имеет право беспрепятственно пользоваться имуществом.
В соответствии с п. 3.2.1 договора аренды N А257/14 арендатор имеет право использовать имущество исключительно в целях, предусмотренных п. 1.2 настоящего договора.
Согласно п. 7.2 договора аренды N А257/14 срок договора аренды определяется по "03" июля 2014 года.
В соответствии с условиями договора аренды N А257/14, договор аренды транспортных средств был заключен до 03.07.2014, в то время как вышеуказанные транспортные средства эксплуатировались за пределами установленного договором срока.
Согласно п. 1.1 договора хранения N 149/X от 22.01.2014 (далее - договор) хранитель обязуется принять от поклажедателя на хранение государственное имущество (далее - имущество), являющееся государственной собственностью Тюменской области, по акту приёма-передачи (Приложение N 1 к договорам), безвозмездно хранить имущество до востребования его поклажедателем обратно из хранения на условиях настоящего договора и возвратить это имущество в сохранности.
В соответствии с п. 2.1 договора хранитель обязан:
- принять имущество, указанное в п. 1.1 договоров по акту приёма-передачи в 3-дневный срок со дня подписания договоров;
- безвозмездно хранить имущество;
- осуществлять хранение лично, либо через уполномоченное им лицо;
- о передаче имущества, указанного в п. 1.1 договоров на хранение третьему лицу хранитель обязан незамедлительно уведомить поклажедателя;
- принимать все меры, для того, чтобы обеспечить сохранность переданного на хранение имущества;
- по первому требованию поклажедателя возвратить принятое на хранение имущество, в том состоянии, в каком оно было принято на хранение, с учетом его естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие его естественных свойств;
- нести материальную ответственность за порчу, утрату, недостачу имущества.
Таким образом, в договоре не указано, что хранитель не вправе использовать имущество, переданное ему на хранение.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 892 ГК РФ хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения. В данном случае, пользование ОАО "Ишимское ПАТП" указанными транспортными средствами для осуществления перевозок не являлось средством для обеспечения их сохранности.
Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ответ на запрос Тюменского УФАС России ГБУ ТО "Объединение автовокзалов и автостанций" представило в антимонопольный орган информацию о том, что в адрес ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" по запросу учреждения был направлен журнал диспетчера, в котором содержалась информация об эксплуатации транспортных средств, являвшихся предметом конкурса (письмо исх. N 738 от 03.09.2014).
Здесь следует отметить, что итоги конкурса были подведены 16.07.2014, т.е журнал диспетчера, подтверждающий факт использования ОАО "Ишимское ПАТП" транспортных средств, являвшихся предметами лотов конкурса, был получен ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" после его завершения.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" антимонопольного законодательства, дело подлежит прекращению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Производство по делу прекратить в связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении ГКУ ТО "Тюменьоблтранс" антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
Н.В. Кокарев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 февраля 2015 г. N К14/175
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016