Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 27 октября 2014 г. N 1-00-1725/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Зиракс" на действия заказчика - ЗАО "Аэропорт Внуково" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку антигололедных реагентов в осенне-зимний период 2014-2015г.г. (реестровый N 31401535631, Лот N 3), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Московское УФАС России поступила ООО "Зиракс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ЗАО "Аэропорт Внуково" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку антигололедных реагентов в осенне-зимний период 2014-2015 г.г. (реестровый N 31401535631, Лот N 3) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в неправомерном допуске ООО "Реагент" к участию Закупке и признании его победителем Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
21.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Аэропорт Внуково" (далее - Положение о закупках).
24.09.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки от 24.09.2014 дата окончания подачи заявок - 29.09.2014 дата рассмотрения заявок - 13.10.2014, дата подведения итогов - 13.10.2014.
В соответствии с протоколом вскрытия заявок на участие в запросе предложений от 10.10.2014 N 5703 в заявке участника ООО "Реагент" не представлены следующие документы: копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице; решение об одобрении или совершении крупной сделки/сделки с заинтересованностью либо копия такого решения; справка об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; заверенные копии бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год и последний отчетный период (Формы 1 и 2) за подписью руководителя и главного бухгалтера с отметкой налогового органа о принятии или налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (есть частично); технические условия на антигололедный реагент; паспорт безопасности антигололедного реагента (материала). В составе заявки Заявителя не представлена справка об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Закупочная комиссия неправомерно допустила к участию в Закупке, а также признала победителем заявку ООО "Реагент" по причине не представления обязательных документов. В частности данным участником не представлены основные регламентирующие документы на поставляемый продукт, что не позволяет заказчику в полной мере оценить и принять решение о соответствии заявленным требованиям на продукт.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Пунктом 20 Информационной карты Закупочной документации заявка на участие в запросе предложений должна содержать:
опись документов;
фирменное наименование (наименование) участника, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
письмо о подаче заявки на участие в процедуре закупки (предоставляется по Форме 1);
коммерческое предложение (представляется по Форме 2);
предложение о качестве поставки товара (предоставляется по Форме 3);
анкету участника запроса предложений (предоставляется по Форме 4);
сведения о квалификации участника запроса предложений (предоставляется по Форме 5);
справка о цепочке собственников (предоставляется по Форме 6);
полученную не ранее, чем за 1 месяц до дня размещения на Официальном сайте извещения о проведении Закупки выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц);
- выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц) полученную не ранее, чем за 1 месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действия от имени участника Закупки - юридического лица-(заверенную копию решения о назначении или об избрании физического лица, имеющего в соответствии с учредительными документами юридического лица действовать от имени участника закупки без доверенности. В случае, если от имени участника закупки действует лицо по доверенности, заявка на участие должна содержать данную доверенность, заверенную печатью участника закупки и подписанную от имени участника закупки лицом или лицами,, которому (-ым) в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами юридического лица представлено право подписи доверенностей, либо нотариально заверенную копию такой доверенности (легализованную копию такой доверенности или копию с проставленным в ней апостилем - для иностранных лиц). В случае, если указанная доверенность выдана в порядке передоверия, представляется также основная доверенность, на основании которой выдана доверенность в порядке передоверия (или ее надлежащим образом заверенная копия);
копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице;
решение об одобрении или совершении крупной сделки/сделки с заинтересованностью либо копия такого решения, если требование о необходимости такого решения для совершения сделки установлено законодательством Российской Федерации/иностранного государства, а также решение об одобрении сделки, если необходимость одобрения предусмотрена уставом юридического лица, включая возможность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре Закупки, обеспечение исполнения договора;
- заверенные копии бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год и последний отчетный период (Формы 1 и 2) за подписью руководителя и главного бухгалтера с отметкой налогового органа о принятии или налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Иностранные лица предоставляют заверенную копию финансовой отчетности, за предыдущий календарный год и последний отчетный период в соответствии с законодательством страны;
- документы или копии документов, подтверждающие указанные в формах сведения по критериям оценки и сопоставления заявок;
документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом закупки (наименование необходимых документов указаны в п. 20 Информационной карты);
участник процедуры закупки вправе приложить иные документы, которые по его мнению, подтверждают соответствие данного участника процедуры закупки установленным требованиям.
Также в соответствии с подпунктом 4.1.12 пункта 4.1 Закупочной документации заявка участника должна содержать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций за прошедший календарный год, выданную соответствующими подразделениями ФНС (оригинал или нотариально заверенную копию). При этом, данное требование не отображено в Информационной карте Закупочной документации, в части требований к содержанию заявки на участие в Закупке, что в свою очередь не позволяет участникам закупки определить точный перечень документов, необходимых для представления в составе заявки.
Согласно пункту 18 Информационной карты Закупочной документации для Лота N 3 участникам также необходимо представить: технические условия на антигололедный реагент, паспорт безопасности антигололедного реагента (материала), сертификат соответствия антигололедного реагента (при наличии), санитарно-эпидемиологическое заключение антигололедного реагента (материала).
В соответствии с пунктом 9.4 Закупочной документации Заявка участника запроса предложений отклоняется в следующих случаях:
- непредставления оригиналов или копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено закупочной документацией;
- несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений, а также соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если требования указаны закупочной документации;
- несоответствия требованиям п. 2, 3 и п. 4 Раздела I Закупочной документации;
- несоответствия заявки требованиям, установленным закупочной документацией о проведении запроса предложений, в том числе непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, если требование обеспечения заявок предусмотрено Информационной картой закупочной документации, в том числе наличие в таких заявках предложение о цене договора, превышающей начальную цену договора или цену единицы продукции;
- несоответствия предлагаемой продукции требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений;
- предоставление в составе заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
- наличия сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
На заседании Заказчик пояснил, что в отношении документов, не представленных ООО "Реагент" по пунктам 11, 17, 18 протокола вскрытия заявок на участие в запросе предложений от 10.10.2014 N 5703, Закупочная комиссия приняла во внимание иные документы, представленные участником в соответствии с пунктом 20 Информационной карты Закупочной документации. Так выписка из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержит информацию о внесении всех записей в ЕГРЮЛ; вместо технических условий и паспорта безопасности, представлен Сертификат соответствия ТУ 2149-001-67983779-2013 и экспертное заключение от 06.06.2014 N 14-06-476.
Комиссия, изучив заявку участника Закупки ООО "Реагент", установила, что участником представлено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ N 015369286, Решение N 4 внеочередного Общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "Реагент" об одобрении крупной сделки, в соответствии с которым Обществом принято решение одобрить и совершать по результатам открытых аукционов в электронной форме сделки от имени ООО "Реагент", максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать десять миллионов рублей. Также участником представлена бухгалтерская отчетность за отчетный 2013 год (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Таким образом, в протоколе вскрытия заявок от 10.10.2014 N 5703 отображены не все документы, представленные в заявке.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) в решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.
Таким образом, представленное в заявке участника Закупки ООО "Реагент" Решение N 4 внеочередного Общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "Реагент" об одобрении крупной сделки не соответствует требованию Закона об ООО, в части отсутствия предмета сделки.
Комиссия, изучив заявку победителя Закупки, установила, что ООО "Реагент" представило документы не в полном объеме. В заявке участника отсутствуют технические условия на антигололедный реагент, а также паспорт безопасности антигололедного реагента (материала), что в свою очередь не соответствует требованию Закупочной документации.
Также Комиссия установила, что в заявке представлена справка N 26389 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 20.06.2014, не являющаяся документом, подтверждающим исполнение организацией обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, которая в свою очередь признана Закупочной комиссией как надлежащий документ. При этом в заявке Заявителя представлена аналогичная справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам от 08.09.2014 N б/н.
Изучив Закупочную документацию, Комиссия пришла к выводу, что пунктом 20 Информационной карты Закупочной документаций утвержден перечень документов, необходимых к представлению в составе заявки участника. При этом, данный пункт документации, закрепляющий возможность представления участниками Закупки иных документов, которые по мнению Заказчика, подтверждают соответствие данного участника процедуры закупки установленным требованиям, вводит участников Закупки в заблуждение, так как в Закупочной документации отсутствуют критерии сопоставимости документов, позволяющие участникам Закупки определить взаимозаменяемость и равнозначность таких документов, что в свою очередь нарушает принцип информационной открытости закупки и ставит участников в неравное положение.
Кроме того, Заказчиком не установлен закрытый перечень требований к составу заявки, ввиду наличия различий в требуемых документах Закупочной документации и Информационной карты Закупочной документации, что в свою очередь позволяет Заказчику по собственному усмотрению допускать и отстранять поданные заявки.
Согласно подпунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при проведении закупочных процедур заказчик должен руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном допуске ООО "Реагент" к участию в Закупке и признании его победителем Закупки обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения подпунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение подпунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2014 г. N 1-00-1725/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016