Я, ВрИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <_> рассмотрев протокол N 02-36/2015-002 от 22 января 2015 года и другие материалы дела об административном правонарушении N 02-36/2015-002, возбужденного в отношении должностного лица Общества с ограниченной ответственностью "Н-радио" <_> в отсутствие <_> установил:
22 января 2015 года главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <_> составила протокол об административном правонарушении N 02-36/2015-002 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица ООО "Н-радио" - директора Общества <_>
В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Заявитель указал, что 11 ноября 2014 года в эфире радиостанции "Н-радио" вышел рекламный ролик о мероприятиях Иваново-концерта, в котором прозвучала неверная информация о возрастной категории, для которой проводятся концерты.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что 11 ноября 2014 года в 17 часов 10 минут рассматриваемый рекламный радио-ролик "Афиша Иваново-концерта" вышел в эфире радиостанции "Н-радио" (103,6 Fm) без указания возрастной категории информационной продукции.
Рассматриваемый рекламный ролик содержит признаки нарушения ч. 10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, рекламным роликом.
Ивановским УФАС России по данному факту 25 декабря 2014 года возбуждено дело N 02-35/2014-022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
22 января 2015 года по результатам рассмотрения указанного дела Комиссией Ивановского УФАС России была оглашена резолютивная часть решения о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования ч. 10.1 ст.5 Закона о рекламе. Материалы дела переданы должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к мероприятиям Иваново-концета;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей) регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Согласно ч. 5 ст.2 Закона о защите детей информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В рассматриваемом радио-ролике рекламировались следующие зрелищные мероприятия, подпадающие под изложенное определение информационной продукции и, соответственно, под регулирование Закона о защите детей и Закона о рекламе:
- концерты К.Орбакайте, С. Пенкина, группы "Чиж и Со", И. Маменко, О. Митяева, Г. Матвейчука, "дуэта имени Чехова";
- спектакли "Барбоскины в киберпространстве", "Блефъ", "Шутка", "Мастер и Маргарита", балет "Жизель" и шоу "Большой секрет страны Смешарики".
Афиши указанных мероприятий размещены ООО "Иваново-концерт" на сайте http://ivanovokoncert.ru/. При осмотре сайта установлено, какая возрастная категория соответствует рекламируемым мероприятиям:
- концерты К.Орбакайте (12+), С. Пенкина (12+), группы "Чиж и Со" (12+), И. Маменко (12+), О. Митяева (12+), Г. Матвейчука (12+), "дуэта имени Чехова" (16+);
- спектакли "Барбоскины в киберпространстве" (0+), "Блефъ" (12+), "Шутка" (12+), "Мастер и Маргарита" (16+), балет "Жизель" (6+) и шоу "Большой секрет страны Смешарики" (0+).
ООО "Иваново-концерт" предоставлена аналогичная информация о возрастных категориях рекламируемых мероприятий.
Вместе с тем, в рассматриваемом радио-ролике указание на возрастную категорию следующего содержания "рекомендовано для лиц, старше 12 лет" прозвучало только в части рекламы концерта Г.Матвейчука.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона о защите детей классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно.
В с.1 ст.12 Закона о защите детей установлено, что обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс"
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет"
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет"
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет"
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей"
Таким образом, установлено, что 11 ноября 2014 года в 17 часов 10 минут рассматриваемый рекламный радио-ролик "Афиша Иваново-концерта" вышел в эфире радиостанции "Н-радио" (103,6 Fm) без указания возрастной категории информационной продукции.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Лицензия на осуществление радиовещания серии ЗИ N190059 от 27 октября 2011 года выдана ООО "Н-радио", которое и является в данном случае рекламораспространителем. Согласно договору N137/13 на оказание рекламных услуг от 31 декабря 2013 года рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Иваново-концерт".
За нарушение требований ч. 10.1 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламораспространитель.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе распространения рекламы.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении должностным лицом ООО "Н-радио" требований Закона о рекламе.
Субъект административного правонарушения - должностное лицо рекламораспространителя <_> В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Субъективная сторона: <_> являясь директором ООО "Н-радио", допустил халатное (пренебрежительное) отношение к исполнению своих должностных обязанностей, не проконтролировав соблюдение требований Закона о рекламе.
Согласно Уставу директор Общества организует работу коллектива и несет полную ответственность за результаты его работы.
<_> не предвидел наступление вредных последствий в виде распространения ненадлежащей рекламы, хотя, как должностное лицо рекламораспространителя, должен был и мог их предвидеть.
Согласно ст. 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее не предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, хотя должно было и могло их предвидеть. Таким образом, правонарушение было совершено по неосторожности. При неосторожности пренебрежительное отношение обретает форму самонадеянности (легкомыслия) либо небрежности.
Существенная угроза общественным отношениям в сфере рекламы выражается в пренебрежительном отношении должностного лица ООО "Н-радио" к исполнению своих публично-правовых обязанностей при распространении рекламы.
Таким образом, <_> имел возможность не допустить распространение ненадлежащей рекламы и несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей. Следовательно, в его действиях (бездействии) содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившегося в нарушении должностным лицом рекламораспространителя законодательства Российской Федерации о рекламе.
В протоколе N02-36/2015-002 об административном правонарушении от 22 января 2015 года <_> указал, что нарушение допущено по его невнимательности.
На рассмотрение дела об административном правонарушении N 02-36/2015-002 <_> не явился, 22 января 2015 года в Ивановское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Виновность директора ООО "Н-радио" <_> в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: решением Комиссии Ивановского УФАС России по делу N 02-35/2014-022 от 22 января 2015 года, протоколом об административном правонарушении N 02-36/2015-002 от 22 января 2015 года.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении была рассмотрена возможность применения к <_> ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного правонарушения).
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержит указание на квалификацию малозначительности административного правонарушения. Так, в п.21 указанного постановления говориться, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9. КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом случае должностное лицо ООО "Н-радио" при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, а также осуществления надлежащего контроля за соблюдением законодательства при распространении рекламы могло не допустить совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя в совершенном правонарушении, прихожу к выводу, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с этим не допустимо применение статьи 2.9. КоАП РФ. Применение в рассматриваемом случае статьи 2.9. КоАП РФ не обеспечит адекватную защиту охраняемым общественным отношениям, а также не приведет к достижению установленной законом цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Место совершения административного правонарушения - г. Иваново.
Дата обнаружения административного правонарушения - 11 ноября 2014 года.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность <_> являются:
- совершение административного правонарушения впервые;
- оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность <> не выявлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать <_> директора ООО "Н-радио", виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Реквизиты для перечисления суммы штрафа:<_>
Назначение платежа: оплата штрафа по постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-36/2015-002 от 02 февраля 2015 года.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: <>).
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
ВрИО
руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 2 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016