Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 14 ноября 2014 г. N 6645/03
Резолютивная часть оглашена 12.11.2014
В полном объеме изготовлено 14.11.2014
Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А.- председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Заярная А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия "Эврика" Кондратьева Владимира Николаевича (доверенность N 150 от 12.11.2014);
- заявителя - Индивидуального предпринимателя Максимова Владимира Серафимовича;
- единственного участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "АйТи-Мед" генерального директора Ренжиглова Дениса Константиновича,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Максимова (далее - ИП Максимов В.С.) на действия заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия "Эврика" (173008, Великий Новгород, ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 94; далее - МАОУ "Гимназия "Эврика") при проведении закупки путем запроса котировок в электронной форме по отбору организации на право заключения договора на приобретение оборудования по программе "Доступная среда", извещение N 31401582981 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 08.10.2014, установила:
07.11.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба ИП Максимова на действия заказчика - МАОУ "Гимназия "Эврика" при проведении закупки путем запроса котировок в электронной форме по отбору организации на право заключения договора на приобретение оборудования по программе "Доступная среда", извещение N 31401582981 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.10.2014 (вх. N 9485 от 07.11.2014 Новгородского УФАС России) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
1. Заказчиком нарушены установленные законодательством сроки подачи заявок участниками закупки (с учетом внесенных изменений).
Так, извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение) опубликовано на официальном сайте 05.11.2014, в то время как датой и временем окончания приема заявок является 06.11.2014 в 08 часов 00 минут.
То есть на формирование и подачу заявки на участие в рассматриваемом запросе котировок отводится один день, что не соответствует требованиям пункта 11.4 раздела 11 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия "Эврика", утвержденного протоколом наблюдательного совета N 4 от 27.12.2013(далее - Положение).
2. В соответствии с Извещением датой и временем подведения итогов является 07.11.2014.
Однако, протокол о результатах закупки был размещен на электронной торговой площадке http://tender.otc.ru 06.11.2014 в 12 часов 38 минут, то есть раньше срока, указанного в Извещении.
3. Согласно Техническому заданию заказчику - МАОУ "Гимназия "Эврика" в рамках одного лота требуются разнородные товары, а именно мебель и средства вычислительной техники, что в соответствии с Законом о защите конкуренции недопустимо.
4. Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в электронной форме Извещения составляет 550 765, 00 рублей, в то время как печатная форма данного документа, опубликованного на электронной торговой площадке, предусматривает начальную (максимальную) цену в 760 000, 00 рублей.
5. Рассматриваемый запрос котировок осуществлен не как новая процедура закупки, а в виде изменений к уже состоявшемуся запросу котировок с аналогичным предметом закупки, по результатам которого в соответствии с Протоколом N 6 заседания комиссии по закупкам товаров, работ, услуг для нужд МАОУ "Гимназия "Эврика" от 24.10.2014 был определен победитель.
Учитывая вышеизложенное, ИП Максимов просит отменить решение закупочной комиссии Заказчика и обязать ее провести повторное проведение запроса котировок.
На заседании Комиссии Максимов поддержал доводы Жалобы в полном объеме.
Заказчик - МАОУ "Гимназия "Эврика" считает Жалобу ИП Максимова необоснованной по причинам, указанным в возражениях на Жалобу (вх. N 9626 от 12.11.2014 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
1. Измененная редакция Извещения была размещена на официальном сайте 30.10.2014. Вследствие некорректной работы официального сайта подписание данного документа электронной цифровой подписью оказалось невозможным. В дальнейшем, документ был подписан только 05.11.2014.
На электронной торговой площадке http://tender.otc.ru информация о начале процедуры закупки была размещена 30.10.2014 (с датой и временем начала подачи заявок 31.10.2014 с 08 часов 00 минут).
2. Закупочной комиссией МАОУ "Гимназия "Эврика" было принято решение о досрочном рассмотрении заявок на участие в запросе котировок с целью ускорения процесса определения победителя и заключения контракта на поставку оборудования.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрение заявок на участие в рассматриваемой закупки состоялось 06.10.2014 в 12 часов 00 минут.
3. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса котировок в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками запроса котировок путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом запроса котировок.
В то же время, Закон о защите конкуренции не раскрывает понятия функциональной и технологической взаимосвязи товаров, являющихся предметом торгов. Однако, в соответствии с классификацией по ОКВЭД специализированная розничная торговля офисной мебелью, офисным оборудованием, компьютерами относится к одному подклассу кодов ОКВЭД (52.48.1).
4. В соответствии с пунктом 4.6 Извещения, опубликованного на официальном сайте 08.10.2014 начальная (максимальная) цена договора составляла 550 765, 00 рублей.
В результате перераспределения денежных средств в распоряжение МАОУ "Гимназия "Эврика", заказчиком было принято решение об увеличении количества закупаемого оборудования. В соответствии с данным обстоятельством начальная (максимальная) цена договора была изменена и в Извещении, опубликованном на официальном сайте 05.11.2014 составляла 760 000, 00 рублей. На официальном сайте в начальную (максимальную) цену изменения не вносились, вследствие некорректной работы официального сайта.
5. В процедуру закупки N 35351 на сайте электронной площадки http://tender.otc.ru заказчиком было внесено изменение в виде отмены закупки до этапа подписания договора в связи с изменением количества закупаемого оборудования и увеличением начальной (максимальной) цены. 30.11.2014 на электронной торговой площадке была начата новая процедура закупки N 37562.
На официальном сайте рассматриваемая закупка была возвращена на этап подачи заявок.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель МАОУ "Гимназия "Эврика" поддержал доводы вышеуказанных возражений в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. Извещение о проведении запроса котировок на поставку оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы было размещено заказчиком - МАОУ "Гимназия "Эврика" на официальном сайте 08.10.2014. Дата и время окончания подачи заявок на участие была установлена 15.10.2014 в 08 часов 00 минут.
В дальнейшем, заказчиком было принято решение продлить срок подачи заявок до 23.10.2014, а впоследствии отменить закупку и объявить новую процедуру запроса котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 11.4 раздела 11 Положения размещение извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте осуществляется не менее, чем за семь дней до срока окончания подачи котировочных заявок.
В соответствии с пунктом 11.7 раздела 11 Положения закупочная комиссия заказчика - МАОУ "Гимназия "Эврика" рассматривает поступившие котировочные заявки в течение не более десяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи таких заявок.
В соответствии с пунктом 11.9 раздела 11 Положения результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом.
Согласно Протоколу N 6 заседания комиссии по закупкам товаров, работ, услуг для нужд МАОУ "Гимназия "Эврика" от 24.10.2014 победителем рассматриваемой закупки признано ООО "АйТи-Мед", как единственный участник, подавший заявку.
В соответствии с пунктом 11.10 раздела 11 Положения по результатам проведения запроса котировок с победителем запроса котировок заключается договор.
В соответствии с Протоколом N 7 от 27.10.2014 закупочной комиссией заказчика - МАОУ "Гимназия "Эврика" было принято решение об отмене запроса котировок от 08.10.2014, увеличении начальной (максимальной) цены договора и проведении новой процедуры закупки.
Таким образом, МАОУ "Гимназия "Эврика" отказалось от результатов проведенного запроса котировок с целью проведения новой закупки по тому же предмету, но с измененной начальной (максимальной) ценой договора.
При этом, информация об отмене запроса котировок N 31401582981 на официальном сайте размещена не была, что является нарушением части 5 статьи 4 Закона о закупках, согласно которому в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В то же время, вместо осуществления действий по размещению на официальном сайте новой процедуры закупки, 05.11.2014 заказчик опубликовал измененное Извещение в уже существующем запросе котировок, по результатам которого был определен победитель и в последствие МАОУ "Гимназия "Эврика" было принято решение об отмене процедуры закупки (Протокол N 7 от 27.10.2014).
Дата окончания приема заявок на участие в запросе котировок была назначена на 06.11.2014, то есть срок подачи заявок на участие в запросе котировок составлял не менее, чем семь дней. Установленные сроки (всего 1 день) не позволяют всем потенциальным участникам закупки сформировать и подать заявки на участие в рассматриваемом запросе котировок.
Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ "Гимназия "Эврика" содержатся нарушения пункта 11.4 раздела 11 Положения и части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившиеся в установлении ненадлежащих сроков подачи заявок на участие в запросе котировок.
2. В соответствии с пунктом 11.7 раздела 11 Положения закупочная комиссия в течение не более десяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно Извещению, датой и временем рассмотрения котировочных заявок являлось 07.11.2014 в 10 часов 00 минут.
В соответствии с Протоколом N 8 заседания комиссии по закупкам от 06.11.2014 единственным участником запроса котировок на поставку оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" признано ООО "АйТи-Мед". В тот же день, данный протокол был размещен на сайте электронной торговой площадки http://tender.otc.ru.
Таким образом, протокол рассмотрения котировочных заявок был опубликован на сайте электронной торговой площадки http://tender.otc.ru 06.11.2014 в 09 часов 32 минут, то есть ранее срока, установленного Извещением, что указывает на наличие в действиях заказчика - МАОУ "Гимназия "Эврика" нарушения пункта 11.7 раздела 11 Положения.
В соответствии с пунктом 11.9 раздела 11 Положения информация о результатах рассмотрения и оценки котировочных заявок размещается на официальном сайте в день подписания протокола.
На официальном сайте в разделе "Протоколы" отсутствует какая-либо информация о наличии протоколов рассмотрения котировочных заявок, либо подведения итогов рассматриваемого запроса котировок.
Ни один из составленных при осуществлении данной закупки протоколов (открытия доступа к заявкам, рассмотрения заявок, результатов проведения закупки) на официальном сайте не размещен.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в сети "Интернет" является www.zakupki.gov.ru. Размещение на официальном сайте протоколов, составляемых в ходе закупки предусматривается, как Законом о закупках (часть 5 статьи 4), так и Положением (пункт 11.9 раздела 11). Публикация на официальном сайте протоколов закупки информирует участников, подавших заявки на участие о результатах рассмотрения заявок, а также о решении комиссии заказчика, поэтому является обязанностью заказчика.
В нарушение пункта 11.9 раздела 11 Положения, пункта 1 части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона о закупках заказчик - МАОУ "Гимназия "Эврика" не разместил на официальном сайте протоколы, составленные при проведении закупки.
3. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса котировок в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками запроса котировок путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом запроса котировок.
В соответствии с пунктом 4.1 Извещения предметом рассматриваемого запроса котировок является поставка оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
В Техническом задании требуемая продукция объединена в определенные группы, сформированные заказчиком исходя из условий их дальнейшего применения, например:
"Автоматизированное рабочее место психолога, логопеда, инклюзивного педагога в составе:
- Стол рабочий учителя,
- Стул,
- Инфракрасная интерактивная доска 78'' (4:3), разрешение4096х4096, размеры 1742*1281*36 мм, рабочее поле 1634*1173 мм, multi-touch,
- и т.д.";
"Рабочее место для детей с нарушением зрения (слабовидящими) в составе: - Стол ученика специализированный,
- Стул,
- Увеличитель стационарный Rumed Look Station 22".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что оборудование, требуемое заказчику - МАОУ "Гимназия "Эврика", технологически связано между собой, вследствие возможности его функционирования, надлежащей работы и достижения желаемого заказчиком результата только в совокупности друг с другом.
Следовательно, в данной части Жалоба является необоснованной.
Установленные в действиях заказчика нарушения являются грубыми и существенно повлияли на результаты закупки.
Вместе с тем, 07.11.2014 заказчик - МАОУ "Гимназия "Эврика" заключил Договор N б/н на поставку компьютерного, мультимедийного и специализированного оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы согласно технического задания с единственным участником запроса котировок - Обществом с ограниченной ответственностью "АйТи-Мед", вследствие чего Комиссия не имеет возможности устранить данные нарушения порядка организации, проведения запроса котировок, путем выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия решила:
1. Признать жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Максимова на действия заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия "Эврика" (173008, Великий Новгород, ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 94) при проведении закупки путем запроса котировок в электронной форме по отбору организации на право заключения договора на приобретение оборудования по программе "Доступная среда", извещение N 31401582981 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.10.2014, частично обоснованной в части доводов о нарушении порядка и сроков размещения информации о закупке на официальном сайте, а также срока рассмотрения заявок на участие в закупке.
2. Признать в действиях заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия "Эврика" нарушения части 1 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пунктов 11.4, 11.7, 11.9 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия "Эврика", утвержденного протоколом наблюдательного совета N 4 от 27.12.2013.
3. Предписание об устранении нарушения порядка организации, проведения запроса котировок, не выдавать в связи с заключением по результатам вышеуказанной закупки Договора на приобретение оборудования по программе "Доступная среда" N б/н от 07.11.2014.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия "Эврика" (его должностного лица).
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Заярная
Д.А. Раскоснов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 14 ноября 2014 г. N 6645/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016