Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 12 ноября 2014 г. N ТГ 08-02/2014-199 Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - "_", члены Комиссии - "_" - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, "_" - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти (отсутствует),
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2014-199 Ж по жалобе ООО "ИНСИТЕС" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - Заказчик, ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России"), Центральной конкурсной комиссии Заказчика при проведении запроса котировок N ЗК-14-09-44 на поставку системы местного дымоудаления на объект: "Базовый военный городок N 13. Хранилище на 40 единиц гусеничной техники по г/пл N 6, N 7, N 9, N 10" (N извещения: 31401525653),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей Заказчика - ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" - "_" доверенность N 49/16-3319 от 28.03.2014 года, "_" доверенность N 49/16-145 от 12.11.2014 года,
в отсутствие:
представителя подателя жалобы - ООО "ИНСИТЕС" (поступило ходатайство N 1106 от 10.11.2014 года о рассмотрении жалобы в отсутствие Заявителя), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 31.10.2014 года поступила жалоба ООО "ИНСИТЕС" на действия ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", Центральной конкурсной комиссии Заказчика при проведении запроса котировок N ЗК-14-09-44 на поставку системы местного дымоудаления на объект: "Базовый военный городок N 13. Хранилище на 40 единиц гусеничной техники по г/пл N 6, N 7, N 9, N 10" (N извещения: 31401525653).
Содержание жалобы Заявителя:
По мнению Заявителя, Центральная конкурсная комиссия Заказчика неправомерно приняла решение признать победителем запроса котировок N ЗК-14-09-44 ООО "ГК Энергоцентр", а также приняла решение заключить договор с ООО "ГК Энергоцентр" как с единственным участником. Заявитель считает, что поскольку протоколом N ЗК-14-09-44.1 Заседания Центральной конкурсной комиссии от 21.10.2014 года заявка ООО "ГК Энергоцентр" была отклонена в связи с несоответствием пункту 9 Документации запроса котировок (превышение начальной (максимальной) цены), то Центральная конкурсная комиссия Заказчика нарушила требования Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" (далее - Положение о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России"), а также Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке товаров).
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласны, считают жалобу необоснованной, по основаниям, изложенным в письменных возражениях N 49/16-12323 от 10.11.2014 года. Также пояснили, что контракт не заключен, в связи с поступлением в Удмуртское УФАС России жалобы ООО "ИНСИТЕС".
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "ИНСИТЕС", письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Приказом начальника ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" N 132 от 09.09.2014 года утверждено Положение о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" и опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. 11.09.2014 года.
18 сентября 2014 года ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении запроса котировок N ЗК-14-09-44 на поставку системы местного дымоудаления на объект: "Базовый военный городок N 13. Хранилище на 40 единиц гусеничной техники по г/пл N 6, N 7, N 9, N 10" (N извещения: 31401525653). Начальная цена установлена в размере 4 364 576,00 рублей, цена указана с учетом НДС (18%).
Согласно протоколу N ЗК-14-09-44.1 Заседания Центральной конкурсной комиссии ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" от 21.10.2014 года (далее - протокол N ЗК-14-09-44.1) на участие в запросе котировок поступило 2 заявки от участников: ООО "ИНСИТЕС", ООО "ГК Энергоцентр".
Пунктом 1 протокола N ЗК-14-09-44.1 Центральная конкурсная комиссия ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" приняла решение:
- отклонить заявку ООО "ИНСИТЕС" по причине несоответствия пункту 19 (нет документов, подтверждающих дилерские отношения с заводом изготовителем) и пункту 19.1 (нет паспорта качества поставляемой продукции) Документации запроса котировок ЗК-14-09-44;
- отклонить заявку ООО "ГК Энергоцентр" по причине несоответствия пункту 9 (превышения начальной (максимальной) стоимости) Документации запроса котировок ЗК-14-09-44.
Пунктом 2 протокола N ЗК-14-09-44.1 Центральная конкурсная комиссия ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" запрос котировок N ЗК-14-09-44 признан несостоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной заявки, удовлетворяющей требованиям документации.
Протоколом N ЗК-14-09-44.2 Заседания Центральной конкурсной комиссии ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" от 21.10.2014 года (далее - протокол N ЗК-14-09-44.2) Центральной конкурсной комиссией принято решение - "в связи с тем, что запрос котировок N ЗК-14-09-44 был признан несостоявшимся (протокол N ЗК-14-09-44.1 от 21.10.2014 года) и на основании пп. 1 п. 18.2 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" Центральная конкурсная комиссия ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" приняла решение: признать победителем и заключить договор на поставку системы местного дымоудаления с единственным участником ЗК-14-09-44 ООО "ГК Энергоцентр". При этом, цена договора установлена в размере 4 823 716,80 руб., в том числе НДС - 18%, с учетом доставки продукции на объект покупателя транспортом поставщика.
1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупке товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупке товаров, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупке товаров правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупке товаров).
Согласно пункту 12.5.8 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок принято решение об отклонении всех заявок, или о допуске к участию в запросе котировок цен только одной заявки, запрос котировок цен признается несостоявшимся.
В случае, если принято решение о допуске к участию в запросе котировок цен только одной заявки, Заказчик вправе принять решение о заключении договора с единственным участником запроса котировок цен (пункт 12.5.9 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России").
В соответствии с пунктом 12.5.10 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" в случае отклонения Заказчиком всех заявок Заказчик вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок цен. При этом Заказчик вправе изменить условия исполнения договора.
Учитывая, что протоколом N ЗК-14-09-44.1 все заявки участников запроса котировок были отклонены и запрос котировок был признан несостоявшимся, то у Центральной конкурсной комиссией отсутствовали правовые основания для признания протоколом N ЗК-14-09-44.2 ООО "ГК Энергоцентр" победителем запроса котировок ЗК-14-09-44 и принятия решения заключить с этим участником договор по цене 4 823 716,80 руб.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" пояснили, что решение о заключении договора с ООО "ГК Энергоцентр" было принято Центральной конкурсной комиссией на основании подпункта 1 пункта 18.2 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" - закупка у единственного поставщика. Извещение и закупочная документация на поставку системы местного дымоудаления способом - закупка у единственного поставщика не размещались.
Пунктом 8.1 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" определены процедуры (способы) закупок, осуществляемые ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", в том числе закупка у единственного поставщика.
Поскольку закупка у единственного поставщика является самостоятельным способом закупки, то на основании части 5 статьи 4 Закона о закупке товаров, пункта 7.2 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" Заказчик должен разместить информацию о проводимой закупке (извещение, документацию, проект договора, протоколы и иную информацию) на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что информация о закупке у единственного поставщика на поставку системы местного дымоудаления с начальной (максимальной) ценой 4 823 716,80 руб. не размещалась, следовательно Заказчиком не объявлялась и не проводилась закупка у единственного поставщика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Поскольку ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" проводило запрос котировок N ЗК-14-09-44, по результатам которого Центральной конкурсной комиссией было принято решение, что ни один из участников не соответствует требованиям закупочной документации и запрос котировок был признан несостоявшимся, учитывая, что самостоятельной закупки у единственного поставщика не проводилось, то участнику закупки ООО "ГК Энергоцентр" были созданы преимущественные условия участия в запросе котировок, поскольку этот участник не соответствовал требованиям закупочной документации, но вместе с тем, фактически был признан победителем запроса котировок с ценовым предложением 4 823 716,80 руб.
Кроме того, Комиссией Удмуртского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что в заявке ООО "ГК Энергоцентр" отсутствовали документы, предусмотренные подпунктом 6 пункта 19 Документации запроса котировок, а именно документы подтверждающие местонахождение фирмы по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ (копия свидетельства о праве собственности/копия договора аренды с собственником с приложением свидетельства о праве собственности арендодателя на помещение).
Таким образом, в заявке ООО "ГК Энергоцентр" не только была указана цена, превышающая начальную (максимальную) цену, но и отсутствовали документы, обязательные для представления.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" требований пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупке товаров, в части создания участнику закупки - ООО "ГК Энергоцентр" преимущественных условий участия в запросе котировок, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. Согласно пункту 19.1 Документации запроса котировок участник запроса котировок должен предоставить в составе заявки на участие в запросе котировок, в том числе дилерское свидетельство на 2014 год и действующий дилерский договор с заводом изготовителем ООО "ВЕЗА".
Не представление в составе заявки указанных выше документов является основанием для отклонения заявки участника запроса котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Требование о том, что у участника закупки в обязательном порядке должно быть дилерское свидетельство и дилерский договор с ООО "ВЕЗА", предоставляет необоснованные преимущественные условия участия в запросе котировок отдельным хозяйствующим субъектам, поскольку участники, отвечающие всем требованиям документации, и предлагающие к поставке товар производителя ООО "ВЕЗА", но не имеющие дилерского свидетельства и дилерского договора с ООО "ВЕЗА" лишены возможности принять участие в закупке, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что запрещено в силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика поясняли, что указанное требование было установлено в Документации запроса котировок с целью выполнения поставщиком гарантийных обязательств.
По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России, наличие указанных документов не свидетельствует о том, что участник закупки будет добросовестно исполнять условия договора и гарантийные обязательства. Более того, пунктом 4.6 проекта договора на поставку продукции, являющегося неотъемлемой частью Документации запроса котировок, предусмотрено, что гарантийный срок составляет 24 месяца с момента приемки продукции. Пунктом 6.8 проекта договора установлено, что в случае нарушения поставщиком своих обязательств поставщик обязан возместить убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Таким образом, в случае невыполнения поставщиком гарантийных обязательств Заказчик вправе взыскать с поставщика в судебном порядке убытки.
Учитывая установленные обстоятельства Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в части установления в документации требования к участникам о наличии у последних дилерского свидетельства и дилерского договора с ООО "ВЕЗА", что в целом является нарушением антимонопольных требований к торгам, запросу предложений.
3. Согласно пункту 11 части 10 статьи 4 Закона о закупке товаров в документации о закупке должны быть указаны, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Аналогичное требование содержится в пункте 7.4 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
Документация запроса котировок N ЗК-14-09-44 не содержит сведений о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика согласились с тем, что Документация запроса котировок N ЗК-14-09-44 не содержит сведения, предусмотренные пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупке товаров.
Таким образом, Заказчик в нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3, пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупке товаров, пунктом 7.4 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" не указал в Документации запроса котировок N ЗК-14-09-44 сведений о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В связи с установлением в действиях ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" нарушений Закона о защите конкуренции, Закона о закупке товаров, Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" в целях недопущения нарушения прав и законных интересов Заявителя, неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений порядка организации, проведения запроса котировок.
Руководствуясь статьями 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьями 2, 3, 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобу ООО "ИНСИТЕС" на действия ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", Центральной конкурсной комиссии Заказчика при проведении запроса котировок N ЗК-14-09-44 на поставку системы местного дымоудаления на объект: "Базовый военный городок N 13. Хранилище на 40 единиц гусеничной техники по г/пл N 6, N 7, N 9, N 10" (N извещения: 31401525653), обоснованной.
2. Признать Заказчика - ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", часть 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части создания участнику закупки - ООО "ГК Энергоцентр" преимущественных условий участия в запросе котировок, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
3. Признать Заказчика - ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части установления в Документации запроса котировок N ЗК-14-09-44 требования к участникам о наличии у последних дилерского свидетельства на 2014 год и действующего дилерского договора с заводом изготовителем ООО "ВЕЗА", которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, а также не отвечает принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
4. Признать Заказчика - ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 11 части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункт 7.4 Положения о закупке товаров ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", в части неуказании в Документации запроса котировок N ЗК-14-09-44 сведений о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
5. Выдать ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", Центральной конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов:
- аннулировать запрос котировок N ЗК-14-09-44 на поставку системы местного дымоудаления на объект: "Базовый военный городок N 13. Хранилище на 40 единиц гусеничной техники по г/пл N 6, N 7, N 9, N 10" (N извещения: 31401525653).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 12 ноября 2014 г. N ТГ 08-02/2014-199 Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016