Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 22-ФАС22-Р/03-13 (опубликовано 20 марта 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
<_>
Члены Комиссии:
<_><_>
рассмотрев дело N22-ФАС22-Р/03-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в г.Бийске наружной рекламы медицинских услуг без предупреждения о противопоказаниях, а также в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности,
в отсутствии: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодателя ИП Коновалова В.А., установила:
ИП Коновалов В.А. на рассмотрение дела не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия (вхд. N1948 от 19.03.2013 г.).
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Рядом с жилым домом с административными помещениями, расположенным по адресу: г.Бийск, ул.Ленина, 228, размещена рекламная конструкция с наружной рекламой следующего содержания: "Оздоровительный комплекс ЭНЕРГИЯ www.Energi-fitnes.ru Фитнес -тренажорный зал -массаж -мини-сауна -детский фитнес тел. 32-80-68 Ленина 228".
В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение о противопоказаниях к применению и использованию медицинской услуги "массаж", а также реклама размещена в отсутствие у рекламодателя лицензии на осуществление медицинской деятельности, что противоречит пункту 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Факт размещения рассматриваемой рекламной информации установлен антимонопольным органом 10 декабря 2012 года.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Коновалов В.А. осуществляющий предпринимательскую деятельность по адресу: <_>
Согласно письменным пояснениям ИП Коновалова В.А. документы на изготовление и размещение рассматриваемой рекламной информации отсутствуют. Факт размещения рекламы "Оздоровительный комплекс ЭНЕРГИЯ www.Energi-fitnes.ru Фитнес -тренажорный зал -массаж -мини-сауна -детский фитнес тел. 32-80-68 Ленина 228" ИП Коновалов В.А. не отрицает.
Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том
числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама", закрепленному в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к оздоровительному комплексу "Энергия", к предоставляемым услугам, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламной информации выступает, в том числе: услуга массаж, которая, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является медицинской услугой.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Перечень работ и услуг по медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"").
Раздел 21 Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 27.12.2011 года N1664-н, относит массаж к лечению с помощью простых физических воздействий на пациента (код А 21.01.001 - общий массаж, А 21.01.002 - массаж лица, А 21.01.003 - массаж шеи, А 21.01.004 - массаж рук, А 21.01.005 - массаж волосистой части головы, А 21.01.006 - пилинг-массаж, А 21.01.007 - вакуумный массаж кожи, А 21.01.009 - массаж ног, А21.26.001 - массаж век, А 21.30.001 - массаж живота).
Из совокупности приведенных норм, следует, что рекламируемая услуга "массаж" является медицинской услугой.
Федеральным законом "О рекламе" установлены специальные требования к рекламе медицинских услуг.
Согласно части 7 статьи 24 настоящего Федерального закона, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода является обеспечение правильного приема лекарственных препаратов, получение медицинских услуг и надлежащей эксплуатации медицинской техники.
В рекламе, размещенной рядом с жилым домом с административными помещениями по адресу: г.Бийск, ул.Ленина, 228, требуемое законодательством Российской Федерации о рекламе предупреждение отсутствует, что нарушает требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) на реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
При этом под товаром настоящий Федеральный закон понимает продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
На запрос управления ИП Коноваловым В.А. не представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности, вследствие ее отсутствия, что указывает на размещение рекламы медицинской услуги "массаж" с нарушением требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о реклама признается, согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно представленным материалам, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Коновалов В.А.
ИП Коноваловым В.А. представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (вхд. N 1363 от 26.02.2013 г.).
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу "Оздоровительный комплекс ЭНЕРГИЯ www.Energi-fitnes.ru Фитнес -тренажорный зал -массаж -мини-сауна -детский фитнес тел. 32-80-68 Ленина 228", ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать рекламодателя - ИП Коновалова В.А. нарушившим требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью и предоставлением доказательств, свидетельствующих об устранении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Коновалова В.А. по части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_> <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 22-ФАС22-Р/03-13 (опубликовано 20 марта 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016