Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 3-ФАС22-АМ/02-13 (опубликовано 22 марта 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:<_>
Члены Комиссии: <_><_><_>
рассмотрев дело N 3-ФАС22-АМ/02-13 по признакам нарушения ООО "Тепловик" (Алтайский край, с.Родино, ул.Шевченко, 51а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей:
от заявителя - З. ( паспорт, доверенности от 10.03.2013 г.),
от ответчика - ООО "Тепловик" - <_> <_> (доверенность от 05.03.2013 г.), установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило письменное обращение жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: <_>в отношении ООО "Тепловик" по факту предъявления бытовым потребителям требований оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.
Приказом антимонопольного органа от 13.02.2013 г. N35 возбуждено дело N3-ФАС22-АМ/02-13 в отношении ООО "Тепловик" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 13.02.2013 г. дело N3-ФАС22-АМ/02-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.03.2013 г.
Из письменного заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам следует, что ООО "Тепловик" предъявляет требование оплаты потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.
В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель жителей многоквартирных домов, расположенных по <_> с.Родино пояснил, что ООО "Тепловик" при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино, <_> производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей (от магистральных сетей до стены многоквартирного дома), не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.
Представитель ООО "Тепловик" в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю не согласился с доводами представителя заявителя и пояснил, что Общество оказывает услуги по теплоснабжению села Родино, Алтайского края. В собственности ООО "Тепловик" находится здание котельной N1 общей площадью 425,6 м2 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.02.2012), которая осуществляет производство тепловой энергии для теплоснабжения жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.<_> с.Родино. Магистральные сети, по которым осуществляется передача тепловой энергии для жителей вышеуказанных жилых многоквартирных домов находятся у ООО "Тепловик" в аренде.
При выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам действительно производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии на указанном выше участке. В данном случае Общество руководствовалось Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минпромэнерго РФ от 12.09.1995 г. NВК-4936.
Также представитель ООО "Тепловик" ссылается на приложение к договору N 11 от 01.02.2011 г., на снятие показаний прибора учета и техобслуживания, в котором указан расчет нормативных потерь для жителей многоквартирных домов по ул.
<_> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь. Данный договор заключен с З.
Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2.1 устава, предусмотрено, что Общество создано для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении.
Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю по рассматриваемому вопросу, установлено, что ООО "Тепловик" при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг по отоплению жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино, ул.<_> производило начисление платы с учетом потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловых сетей, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии установленных непосредственно в домах.
Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Алтайский край, с.Родино, ул.<_> оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии.
Поставку тепловой энергии жильцам вышеуказанных домов осуществляет ООО "Тепловик", которое заключило с некоторыми собственниками указанных многоквартирных домов договоры на теплоснабжение в письменной форме, что подтверждается копиями представленных Обществом договоров на теплоснабжение.
Так договоры на теплоснабжение в письменной форме заключены с тремя гражданами (П, К., П.), проживающими по ул.<_>с.Родино и с двумя гражданами (К., С.), проживающими по ул.<_>с.Родино.
Приложением данных договоров являются акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которыми участок теплотрассы от центральной магистрали до здания, тепловая камера (колодец), внутреннее отопление находится на балансе абонента, несущего ответственность за их эксплуатационное состояние.
Также в данных договорах предусмотрена обязанность абонента оплачивать отпущенную тепловую энергию и потери по установленному тарифу. Из условий представленных письменных договоров выявлено, что между сторонами не согласованны размеры потерь тепловой энергии, которые образуются на участке инженерной сети не принадлежащей потребителям тепловой энергии, а также порядок оплаты таких потерь.
С остальными жильцами многоквартирных домов по вышеуказанному адресу договора на теплоснабжение ООО "Тепловик" в письменной форме не заключало.
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
При расчете платы за коммунальную услугу - отопление ООО "Тепловик" производило начисление платы с учетом потерь всем потребителям многоквартирных домов, о чем свидетельствуют соответствующие документы - расчеты платы за отопление за декабрь, февраль 2012, представленные Обществом в Алтайское краевое ФАС России за исх. N 248 от 17.01.2013 г., и имеющиеся в материалах дела.
В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее по тексту - Правила N491), внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Таким образом, участки тепловой трассы от точек врезки в основную магистраль до внешних стен многоквартирных домов не входят в состав общего имущества собственников домов, поскольку внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома - законодательно иное не установлено.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил N 491).
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса (далее по тексту-ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п.3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 NВк-4939, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета указываются в договоре.
В связи с отсутствием должного правового регулирования на рынке тепловой энергии, сложился своеобразный обычай делового оборота в части распределения фактических потерь тепловой энергии. Так, порядок расчета фактических потерь тепловой энергии должен быть согласован сторонами в договоре теплоснабжения, в противном случае, предъявление ЭСО к оплате потребителю несогласованного сторонами количества фактических потерь теплоэнергии будет противоречить принципам гражданского законодательства.
Таким образом, действия ООО "Тепловик", выразившиеся в предъявлении потребителям, проживающим по адресам: Алтайский край, с.Родино, ул.<_> требований об оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участке инженерной сети не принадлежащей потребителям тепловой энергии, противоречат норме, закрепленной в п. 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 12.09.95 N Вк-4936.
Ссылка Общества на приложение к договору N 11 от 01.02.2011 г. в котором указан расчет нормативных потерь для жителей многоквартирных домов по ул.<_> с.Родино, как на документ свидетельствующий о согласовании размера тепловых потерь не состоятельна и не принимается Комиссией УФАС по Алтайскому краю в связи с тем, что по данному договору возложена ответственность на гражданина З. за снятие показаний и обслуживание теплосчетчика (пункт 1.1.).
Пунктом 2.2 данного договора предусмотрена обязанность гражданина З. по ежемесячному предоставлению данных теплосчетчика ЭСО и оплаты отпущенной тепловой энергии и тепловых потерь, согласно установленных тарифов, при этом размер потерь не определен.
Договор N11 от 01.02.2011 г. подписан З. без каких-либо приложений, а в представленных ООО "Тепловик" в УФАС приложениях к данному договору отсутствует подпись З.
Также в управления ФАС по Алтайскому краю не представлены доказательства о том, что жильцы многоквартирного дома передали полномочия З. по подписанию каких-либо документов, в том числе вышеуказанного договора.
Следовательно, подписавший договор N11 от 01.02.2011 г. представитель собственников квартир не имел надлежащих полномочий подписывать от имени указанных лиц соглашения, в части условий, закрепляющих дополнительные финансовые обязательства потребителей.
Так как не все жильцы рассматриваемых многоквартирных домов заключили с ООО "Тепловик" договоры на теплоснабжение, где могли бы быть согласованы размеры тепловых потерь и их оплата, а жильцы у кого заключены в письменном виде договора, также не согласованы размеры тепловых потерь, действия Общества, выразившиеся в предъявлении потребителям к оплате таких потерь, не основаны на нормах права, в связи чем, ущемляют интересы потребителей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При рассмотрении заявления жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: Алтайский край, с.Родино, ул.<_> управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведен анализ на предмет наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО "Тепловик" в с.Родино, Алтайского края на рынке услуг теплоснабжения.
По результатам проведенного анализа рынка услуг по теплоснабжению ООО "Тепловик" занимает долю равную 100% рынка, то есть, в силу ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "Тепловик" занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке в продуктовых и географических границах.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ООО "Тепловик" доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в с.Родино, Алтайского края.
2. Признать действия ООО "Тепловик", выразившиеся в неправомерном предъявлении потребителям, проживающим по адресам: ул.<_> с.Родино, Алтайский край к оплате потерь тепловой энергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ООО "Тепловик" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: при расчете платы за отопление потребителям, проживающим по адресам: ул.<_> с.Родино, Алтайский край не учитывать потери тепловой энергии, возникающие на участке инженерной сети не принадлежащей потребителям тепловой энергии.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 3-ФАС22-АМ/02-13 (опубликовано 22 марта 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016