Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 10 ноября 2014 г. N 1-00-1805/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ЗАО "Макс Технолоджи" на действия заказчика - ОАО "Электронная Москва" при проведении открытого конкурса на право заключения договора по оказанию услуг по техническому обслуживанию инженерной инфраструктуры центра обработки данных (реестровый N 31401573135), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ЗАО "Макс Технолоджи" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Электронная Москва" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора по оказанию услуг по техническому обслуживанию инженерной инфраструктуры центра обработки данных (реестровый N 31401573135) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:
1. в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе;
2. в отсутствии порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
31.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Электронная Москва" (далее - Положение о закупках).
03.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена договора - 96 000 000,00 рублей.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 03.10.2014 дата окончания подачи заявок - 24.10.2014, дата рассмотрения заявок - 24.10.2014, дата подведения итогов - 24.10.2014.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 24.10.2014 N 10/ЭМ-ОК/2014-2 (31401573135-2) Конкурсной комиссией принято решение отказать в допуске к участию в Конкурсе заявке Заявителя по причине не соответствия требованиям, установленным документацией о проведении открытого конкурса и требованиям Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Электронная Москва". Участник в составе своей заявке не предоставил в полном объеме информацию, требуемую пунктом 3.1.3 Конкурсной документации. На основании пункта 7.3.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Электронная Москва" решением Закупочной комиссии заявке ЗАО "Макс Технолоджи" отказано в допуске к участию в процедурах закупки.
Согласно доводам Заявителя, им в составе заявки были представлены все необходимые документы, утвержденные пунктом 3.1.3 Конкурсной документации, по причине чего отказ в допуске к участию в Конкурсе неправомерен. Также Заявитель утверждает, что оценка заявок участников по подкритерию "Степень изученности предмета закупки и проработанности предложений участника открытого конкурса по реализации требований к оказываемым услугам для достижения наилучшего результата" будет проводиться на основании субъективной оценки членов Конкурсной комиссии, что в свою очередь противоречит нормам действующего законодательства.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 7.2 Положения о закупках Заказчик может установить в документации о закупке дополнительные требования к участникам закупки, в том числе:
- квалификационные требования: требования к наличию лицензий, сертификатов, свидетельств, партнерских статусов и иных документов (включая требования к опыту работы);
- требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Согласно пункту 3.1.3 Конкурсной документации участник открытого конкурса должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе:
быть правомочным заключать договор;
обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора;
обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора;
не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);
не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность, которой приостановлена;
не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник процедуры закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято;
иметь свидетельство СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
иметь в своем штате специалистов в количестве не менее 17 (семнадцати) человек, образование которых не ниже среднего специального (кроме персонала, выделенного для работы в дежурной службе), опыт работы по обслуживанию инженерных систем которых - не менее 1 (одного года) и с квалификацией для следующих специалистов:
электросварщик-газосварщик (2 человека) - не ниже 5 разряда, обладающего действующим допуском (удостоверение) по электробезопасности не ниже III группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В;
слесарь - монтажник (2 человека) - не ниже 4 разряда;
электромонтер (2 человека) - не ниже 4 разряда, обладающий действующим допуском (удостоверение) по электробезопасности не ниже III группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В;
слесарь - сантехник (2 человека) - не ниже 2 разряда;
моторист-дизелист (2 человека);
инженер - механик (1 человек);
инженер по эксплуатации холодильного оборудования (1 человек);
инженер по эксплуатации систем вентиляции (1 человек);
инженер по эксплуатации электроустановок (2 человека);
инженер по технике безопасности (1 человек);
инженер по слаботочным системам (1 человек).
отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.
Квалификация специалистов подтверждается предоставлением заверенных копий допусков, удостоверений, документов об образовании, а также соответствующей выписки из штатного расписания, надлежащим образом заверенной отделом кадров (генеральным директором/уполномоченным лицом) участника закупки.
Пунктом 4.8.1 Конкурсной документации установлен перечень обязательных документов, необходимых для представления в составе заявки.
Согласно пояснениям Заказчика, Заявителем не представлены документы, подтверждающие наличие в штате участника Конкурса специалистов в количестве не менее 17 (семнадцати) человек, образование которых не ниже среднего специального (кроме персонала, выделенного для работы в дежурной службе), опыт работы по обслуживанию инженерных систем которых - не менее 1 (одного года). Участник в своей заявке представил только трех специалистов: инженер - механик, инженер по эксплуатации систем вентиляции, инженер по эксплуатации холодильного оборудования. Также Заявитель не подтвердил должности и опыт работы со стажем не менее одного по обслуживанию инженерных систем данных специалистов выпиской из штатного расписания, надлежащим образом заверенный отделом кадров. Список сотрудников, представленный в составе заявки Участника закупки, не может служить выпиской из штатного расписания, вследствие отсутствия указания должностей сотрудников. Так же у сотрудников, обладающих действующим допуском по электробезопасности не ниже III группы для работы на электроустановках напряжением до 1000В не представлены копии таких удостоверений. По причине чего заявка Заявителя и была отклонена Конкурсной комиссией от участия в Конкурсе.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что Заявитель представил в составе заявки десять документов об образовании специалистов, из которых только три документа, а именно дипломы об образовании инженера - механика, инженера по эксплуатации систем вентиляции и сертификат инженера по эксплуатации холодильного оборудования, подтверждают квалификацию специалистов, необходимую в соответствии с требованием Конкурсной документации. Также участником представлена выписка из штатного расписанию, которая в свою очередь не соответствует форме первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". В связи с чем данный документ нельзя расценивать как надлежащий.
В соответствии с подпунктом 3.4.1.2 пункта 3.4.1 Конкурсной документации при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается Закупочной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 3.1.3 Конкурсной документации.
Таким образом, заявка Заявителя не соответствует требованию пункта 3.1.3 Конкурсной документации, по причине отсутствия документов подтверждающих наличие в штате участника Конкурса специалистов, в связи чем Конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку Заявителя от участия в Конкурсе.
На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе необоснованным.
2. Согласно Разделе IX Конкурсной документации оценка подкритерия "Степень изученности предмета закупки и проработанности предложений участника открытого конкурса по реализации требований к оказываемым услугам для достижения наилучшего результата" производится следующим образом: путем сравнения между собой показателей, указанных в заявках на участие в открытом конкурсе. Заявке на участие в открытом конкурсе, содержащей лучшие предложения (на основании субъективной оценки членов тендерной комиссии) по данным показателем присваивается наибольший балл (40 баллов).
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что оценка по данному критерию производится путем сравнения между собой показателей, указанных в заявках на участие в Конкурсе. При этом, иначе как на основании субъективной оценки членов Конкурсной комиссии данный подкритерий оценить не представляется возможным, в противном случае данная процедура приняла бы формальную форму.
Комиссия установила, что ни Положение о закупке, ни Закупочная документация не содержат информации о порядке присвоения баллов по подкритерию "Степень изученности предмета закупки и проработанности предложений участника открытого конкурса по реализации требований к оказываемым услугам для достижения наилучшего результата", в связи с чем определить правомерность присвоения баллов по данному подкритерию не представляется возможным.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок присвоения баллов, по ранее названному подкритерию, утвержденный в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по подкритериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.
Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Порядок расчета баллов, является необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя об отсутствии порядка оценки заявок на участие в Конкурсе обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части отсутствия порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 ноября 2014 г. N 1-00-1805/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016