Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
N 4/08-2015 (опубликовано 23 января 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
председатель Комиссии:
- заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
- главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти;
- специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и делопроизводства,
рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Рид-Актив" (далее - ООО "Рид-Актив", Заявитель, общество), установила:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Рид-Актив" на действия заказчика - Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее - УМУПТС) при проведении запроса котировок на право заключения договора поставки технических жидкостей и моторных масел для автотранспорта УМУПТС (извещение N 31401829471, размещенное на сайте zakupki.gov.ru).
Как следует из содержания жалобы, Заказчик, указывая в Техническом задании конкретные товарные знаки закупаемых товаров и их конкретные физико-химические свойства, нарушил статью 18.1 Закона о защите конкуренции, так как не дает возможности потенциальным участникам рынка смазочных материалов предлагать свои, эквивалентные по характеристикам либо их превосходящие товары.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, в которых пояснил, что в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Следовательно, включение в конкурсную документацию требований к качеству, техническим характеристикам товара, соответствующим потребностям заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в конкурсе.
Оценив доводы Заявителя и Заказчика, исследовав письменные доказательства по запросу котировок на право заключения договора поставки технических жидкостей и моторных масел для автотранспорта УМУПТС, Комиссия установила следующее.
УМУПТС, согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупках товаров, работ, услуг УМУПТС (далее - Положение о закупках) утверждено Приказом директора УМУПТС N 273 от 16 июля 2012 года.
Таким образом, закупочная деятельность УМУПТС должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.
Из материалов дела следует, что 17.12.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru УМУПТС разместило извещение N 31401829471 о проведении запроса котировок на право заключения договора поставки технических жидкостей и моторных масел для автотранспорта УМУПТС.
Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках и пунктом 3.4 Положения о закупках установлено, что в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пунктом 3.5 Положения о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работам, услугам, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Согласно пункту 5 Уведомления о проведении запроса котировок, предметом договора является поставка технических жидкостей и моторных масел для автотранспорта УМУПТС.
Техническим заданием установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, подлежащего закупке:
N |
Наименование товара |
Ед.измерения |
Кол-во |
1 |
Литол -24 Luxoil (21 кг.) |
Шт. |
50 |
2 |
Тосол А-40-М Аляска 20(кг.) |
Шт. |
100 |
3 |
Масло ZIC VEGA 32 (20л.) |
Шт. |
6 |
4 |
Масло ZIC 5000 10w40 (20л). |
Шт. |
6 |
5 |
Масло ZIC RV 5w30(20л.) |
Шт. |
10 |
6 |
М10Г2(к) Oil Right (200л.) |
Шт. |
6 |
7 |
М8-В Oil Right (10л.)
|
Шт. |
40 |
Тосол А-40-М
Технические характеристики
Наименование показателя Норма по ГОСТ (ТУ)
Внешний вид Прозрачная однородно окрашенная жидкость
без механических примесей
Плотность, г/см3 1,065 - 1,085
Щелочность, см3, не менее 10
Водородный показатель (pH) 7,5 - 11,0
Температура начала кристаллизации, °С, не выше -40
Вспенивание
объем пены, см3, не более 30
время исчезновения пены, с, не более 3
Фракционные данные
температура начала перегонки, °С, не ниже 100
массовая доля жидкости,
перегоняемой до 150°С, %, не более 50
Температура начала кипения, °С, не ниже 100
ZIC Vega 32
Характеристики
Плотность при 15°C, г/см3 0,8418
Кин. вязкость при 40°С, мм2/с 31,21
Индекс вязкости 132
Температура вспышки, °С 238
Температура потери текучести, °С -37,5
Характеристики
Характеристики 5000 5W-30
Классификация API CI-4
Плотность при 15°C, г/см3 0,8576
Кин. вязкость при 40°С, мм2/с 65,3
Кин. вязкость при 100°С, мм2/с 11,8
Индекс вязкости 162
Температура вспышки, °С 231
Температура потери текучести, °С -40,0
Щелочное число, Мг КОН/г 10,3
Смазка Литол-24
Технические характеристики Литол-24
Наименование показателя Норма по ГОСТ (ТУ)
Вязкость, Па-с (П)
при минус 20°С и среднем градиенте скорости
деформации 10 1/с, не более 650 (6500)
при 0°С и среднем градиенте скорости
деформации 10 1/с, не более 280 (2800)
при 50°С и среднем градиенте скорости
деформации 100 1/с, не менее 8 (80)
Массовая доля, %, не более:
механических примесей 0,05
воды отсутствие
свободной щелочи, в перерасчете на NаОН 0,1
Температура, °С:
каплепадения, не ниже 185
Предел прочности, Па (гс/кв. см)
при 20°С 500-1000 (5,0-10,0)
при 80°С, не менее 200 (2,0)
Пенетрация при 25°С с
перемешиванием, 1/мм, в пределах 220-250
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 12
Испаряемость при 120°С, %, не более 6
Зольность сульфатная, %, не более 0,95
Коррозийное воздействие на металлы выдерживает
Смазывающие свойства на
четырехшариковой машине:
нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1410 (141)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 630 (63)
индекс задира (Из) 28
Набухание резины марки 26-44, %
изменение объема +8
изменение твердости +8
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании указаны конкретные производители товара, подлежащего поставке, а также конкретные их физико-химические свойства.
Вместе с тем, относительно довода заявителя об ограничении конкуренции указанием в документации о закупке конкретных производителей товара, подлежащего поставке, Комиссия учитывает позицию ФАС ДВО по делу N А51-11707/2013 и Пятого Арбитражного апелляционного суда по делу N А51-9605/2014, в силу которой, установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, в том числе, соответствующим товару конкретных производителей, отвечающим потребностям заказчика, при проведении юридическим лицом закупочной процедуры в порядке, предусмотренном Законом о закупках, не может рассматриваться как ограничение конкуренции, поскольку требования, предъявляемые к закупаемому товару, подлежат применению в равной степени ко всем участникам закупки, имеющим намерение участвовать в закупке и поставить товар, соответствующий потребностям заказчика.
Кроме того, Комиссия, изучив котировочную заявку общества, пришла к выводу о том, что товары, предложенные Заявителем к поставке не являются эквивалентом или аналогом товаров, подлежащих закупке, поскольку их физико-химические свойства ниже, установленных Заказчиком в Техническом задании.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов ООО "Рид=Актив".
Вместе с тем, Комиссия изучила котировочную заявку Участника под номером 2, чья заявка была допущена к участию в запросе котировок, и пришла к следующим выводам.
Заявка Участника N 2 в своем составе содержит следующий объем документов: перечь предложенных к поставке товаров; копию паспорта Участника и выписку из ЕГРИП.
Между тем, в составе заявки Участника N 2 отсутствуют иные документы, предусмотренные пунктом 2 Документации по запросу котировок.
Согласно пункту 10.17. Положения о закупках, случае, если котировочная заявка участника процедуры закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок, его заявка отклоняется и не рассматривается.
Однако, Заявка Участника N 2 была допущена Единой комиссией по отбору поставщиков к участию в запросе котировок, чем было нарушено Положение о закупках.
Комиссия установила, что на момент рассмотрения жалобы договор между УМУПТС и победителем запроса цен не заключен.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что жалоба Заявителя является необоснованной, вместе с тем, учитывая выявленные нарушения, Комиссия находит необходимым в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Рид-Актив" необоснованной.
Признать факт нарушения Единой комиссией по отбору поставщиков пункта 10.17 Положения о закупках товаров, работ, услуг Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа.
Выдать Единой комиссии по отбору поставщиков обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, а именно:
- отменить протокол рассмотрения заявок открытого запроса цен N 31401829471 от 18.12.2014;
- отменить протокол подведения итогов открытого запроса цен N 31401829471 от 18.12.2014;
- рассмотреть заново поданные заявки на участие в отрытом запросе цен в соответствии с требованиями Документации по запросу цен, Положения о закупках Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа и с учетом решения Приморского УФАС России.
В срок до 30 января 2015 года представить в Приморское УФАС России информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю N 4/08-2015 (опубликовано 23 января 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016