Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 25 ноября 2014 г. N 06-10.1/55-2014
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/55-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Моя земля" (далее - ООО "Редакция газеты "Моя земля") рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии директора ООО "Редакция газеты "Моя земля" (ОГРН 1025500748206, ИНН 5503044187, местонахождение: пр. Королева, 26, офис 23, г. Омск, 644012) установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения в газете "Моя земля" N 18 от 17.09.2014 и N 20 от 22.10.2014 рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".
1. В газете "Моя земля" N 18 от 17.09.2014 на странице 12 распространялась реклама биологически активных добавок (далее - БАД) "Инулин-топ", "ЭКОТОМега3", "Астрагал", в которой содержатся признаки нарушения требований пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
1.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект (пункт 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").
В рассматриваемой рекламе, в частности, указано: "Во всем цивилизованном мире растет количество людей, страдающих диабетом, избыточной массой тела, имеющих дисбактериоз и очень высокие риски развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, остеопороза. Справиться со всеми этими проблемами вам поможет уникальный продукт - ИНУЛИН-ТОП, состоящий только из натуральных растительных веществ_ Оздоровительное действие продукта ЭКОТОМега3 состоит в следующем: повышение иммунитета, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний и снижение вероятности развития атеросклероза и ишемической болезни сердца, профилактика онкозаболеваний, нормализация холестиринового обмена, укрепление стенок сосудов и капилляров, улучшение зрения, снижение кровяного давления, профилактика заболеваний предстательной железы у мужчин и мастопатии у женщин, замедление процессов старения организма, улучшение состояния здоровья кожи_В Центре технологии восстановления здоровья можно приобрести биологически активную добавку к пище АСТРАГАЛ_ Прием Астрагала помогает в профилактике инфарктов, инсультов и др. заболеваний, сохраняет тонус кожи, поддерживает работу сердца, состояние сосудов, суставов, позвоночника".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" БАД не могут использоваться для лечения и профилактики каких-либо заболеваний, тогда как анализ содержания указанной рекламы позволяет сделать вывод о том, что реклама создает впечатление о лечебных свойствах БАД и входящих в их состав компонентов, их применении в медицинских целях для профилактики и лечения заболеваний.
1.2. В соответствии с частью 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В указанной рекламе БАД, распространенной в газете "Моя земля" N 18, необходимое предупреждение отсутствовало.
2. В газете "Моя земля" N 20 от 22.10.2014 на странице 10 размещена статья "Доступные средства для красоты" с рекламой продуктов из сапропеля, в которой содержатся признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В указанной статье говорится о терапевтических свойствах лечебной грязи - сапропеля, о продуктах, изготовленных из него, о лечебно-косметическом воздействии сапропеля: "_Традиционная процедура профессиональной санаторно-курортной и салонной косметологии, основанная на терапевтических свойствах лечебной грязи - сапропеля. Лечебная сапропелевая грязь благодаря своей природной биологической активности оказывает лечебно-косметическое воздействие на мягкие ткани лица, способствует улучшению метаболизма, обменно-трофических процессов, более быстрому заживлению мелких травм мягких тканей_ Средство для волос стимулирует физиологическое восстановление клеток луковиц волос, укрепляет корни, поддерживает здоровье волос_".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Поскольку рекламируемая продукция не является лекарственным средством, то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства.
Анализ содержания рекламной статьи "Доступные средства для красоты" позволяет сделать вывод о том, что внимание потребителей направлено на привлечение внимания к рекламируемому продукту (сапропелю) именно как к средству, оказывающему лечебное воздействие.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, статьей 25 Федерального закона "О рекламе", несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты "Моя земля" является ООО "Редакция газеты "Моя земля", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения главного редактора газеты "Моя земля", Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ООО "Редакция газеты "Моя земля" пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу биологически активных добавок "Инулин-топ", "ЭКОТОМега3", "Астрагал" и продуктов из сапропеля, распространенную ООО "Редакция газеты "Моя земля" в газете "Моя земля" N 18 от 17.09.2014 и N 20 от 22.10.2014, ненадлежащей, поскольку при ее распространении были нарушены требования пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Редакция газеты "Моя земля" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 и части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/55-2014
25 ноября 2014 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 25.11.2014 по делу N 06-10.1/55-2014 о признании ненадлежащей рекламы биологически активных добавок "Инулин-топ", "ЭКОТОМега3", "Астрагал" и продуктов из сапропеля, распространенной ООО "Редакция газеты "Моя земля" в газете "Моя земля" N 18 от 17.09.2014 и N 20 от 22.10.2014, нарушающей требования пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25; пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Редакция газеты "Моя земля" (ОГРН 1025500748206, ИНН 5503044187, местонахождение: пр. Королева, 26, офис 23, г. Омск, 644012) в срок до 10 декабря 2014 года прекратить нарушения требований Федерального закона "О рекламе":
- пункта 1 части 1 и части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", а именно: реклама биологически активных добавок "Инулин-топ", "ЭКОТОМега3", "Астрагал" не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, и в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.
- пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: в рекламе продуктов из сапропеля не допускать указания на лечебные свойства объектов рекламирования.
2. ООО "Редакция газеты "Моя земля" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 11 декабря 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 ноября 2014 г. N 06-10.1/55-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016