Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 16 января 2015 г. N ММ06-06/2014-173
Резолютивная часть решения оглашена "25" декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "16" января 2015 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <_> - руководитель Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<_> - начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков; <_> - специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется),
в присутствии <_> - представителя ОАО "Автовокзалы Удмуртии" по доверенности,
в отсутствие представителей Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и ИП <_> уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N ММ06-06/2014-173 в заседаниях от 19.11.2014 года и 25.12.2014 года, возбужденное в отношении ОАО "Автовокзалы Удмуртии" (426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красноармейская, 134, ИНН 1835074340) по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
26.08.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступили материалы проверки прокуратуры Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики по вопросу нарушения прав пассажиров на бесплатное пользование туалетами, размещенными в здании автовокзала ОАО "Автовокзалы Удмуртии". Согласно обращению журналиста газеты "УСПЕХ каждому", содержащемуся в материалах проверки, на автовокзале г. Ижевска отказываются пускать в туалет бесплатно пассажиров, прибывших из купивших билет не в кассе автовокзала.
Согласно письменным пояснениям ОАО "Автовокзалы Удмуртии" N 01/926 от 16.09.2014 г., туалетные комнаты сданы в аренду ИП <_> по договору N 05/14а от 30.12.2013 г. Согласно письменным пояснениям ИП <_> от 16.09.2014 г., право бесплатного пользования туалетом предоставляется транзитным пассажирам, у которых не истек срок действия билета, и не предоставляется пассажирам, прибывшим в пункт назначения. Данную позицию занимает также ОАО "Автовокзалы Удмуртии".
По мнению, ОАО "Автовокзалы Удмуртии" и ИП <_> по прибытии пассажира в конечный пункт назначения, срок действия билета истекает, и пассажир не имеет права бесплатного пользования туалетом, расположенном в здании ОАО "Автовокзалы Удмуртии".
Согласно письменным пояснениям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики N 4781/07-25 от 02.10.2014 г., в соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции. По мнению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, пассажир вправе бесплатно пользоваться туалетами, расположенными на автовокзалах и автостанциях ОАО "Автовокзалы Удмуртии", в том числе и по прибытию в конечный пункт назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Удмуртского УФАС России N 05-р (изм. N 229) от 17.05.2005 (изм. 22.07.2009 г.), ОАО "Автовокзалы" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по наименованию услуги - услуги терминалов (автостанций, автовокзалов и т.п.) в географических границах городов и муниципальных районов Удмуртской Республики с долей >50%. Таким образом, на ОАО "Автовокзалы Удмуртии" распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона "О защите конкуренции".
Таким образом, в действиях ОАО "Автовокзалы Удмуртии" по передаче туалетных комнат по договору аренды ИП <_> без обеспечения возможности пассажирам, прибывшим в конечный пункт маршрута, пользоваться данными комнатами, имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в части ущемления интересов пассажиров, прибывших в конечный пункт маршрута.
В связи с наличием в действиях ОАО "Автовокзалы Удмуртии" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании пункта 3.46 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, приказом Удмуртского УФАС России от 24.10.2014 г. N 627 "О возбуждении дела и создании Комиссии" было возбуждено дело N ММ06-06/2014-173.
В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.
Представители ОАО "Автовокзалы Удмуртии" в заседаниях Комиссии представленные письменные пояснения поддержали в полном объеме, факт нарушения антимонопольного законодательства признали, пояснили, что договор с ИП <_> расторгнут, лицам, имеющим билет обеспечивающий право проезда по маршруту регулярных перевозок, обеспечено право бесплатного посещения туалета, расположенного в здании ОАО "Автовокзалы Удмуртии".
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Туалетные комнаты ОАО "Автовокзалы Удмуртии" сданы в аренду ИП <_>по договору N 05/14а от 30.12.2013 г. Согласно письменным пояснениям ИП <_> от 16.09.2014 г., право бесплатного пользования туалетом предоставляется транзитным пассажирам, у которых не истек срок действия билета, и не предоставляется пассажирам, прибывшим в пункт назначения. Данную позицию занимает также ОАО "Автовокзалы Удмуртии".
По мнению ОАО "Автовокзалы Удмуртии", по прибытии пассажира в конечный пункт назначения, срок действия билета истекает, и пассажир не имеет права бесплатного пользования туалетом, расположенным в здании ОАО "Автовокзалы Удмуртии".
Согласно письменным пояснениям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики N 4781/07-25 от 02.10.2014 г., в соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции. По мнению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, пассажир вправе бесплатно пользоваться туалетами, расположенными на автовокзалах и автостанциях ОАО "Автовокзалы Удмуртии", в том числе и по прибытию в конечный пункт назначения.
Предоставление в бесплатное пользование туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, является неотъемлемой частью оказания услуги по перевозке пассажиров наземным транспортом, а также услуг, оказываемых автовокзалом, автостанцией.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
ОАО "Автовокзалы Удмуртии", заключив с ИП <_> договор аренды туалетных комнат, не обеспечило условиями договора соблюдение права пассажиров, прибывших в конечный пункт маршрута, на бесплатное пользование туалетом, расположенным в здании автовокзала. Более того, ОАО "Автовокзалы Удмуртии" поддерживает позицию ИП <_> о том, что такие пассажиры обязаны оплачивать пользование туалетом. Таким образом, действия ОАО "Автовокзалы Удмуртии", как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов в границах городов и муниципальных районов Удмуртской Республики, имеют признаки злоупотребления доминирующим положением путем навязывания пассажирам невыгодных условий оказания услуг автовокзалов путем необоснованного требования с пассажиров, прибывших в конечный пункт маршрута, внесения платы за пользование туалетами, расположенными в здании ОАО "Автовокзалы Удмуртии".
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России установила в действиях ОАО "Автовокзалы Удмуртии" признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", что явилось основанием для выдачи ОАО "Автовокзалы Удмуртии" предупреждения в соответствии со статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции".
25.11.2014 года Удмуртским УФАС России выдано ОАО "Автовокзалы Удмуртии" предупреждение о необходимости прекращения злоупотребления доминирующим положением посредством навязывания пассажирам невыгодных условий оказания услуг автовокзалов путем необоснованного требования с пассажиров, прибывших в конечный пункт маршрута, внесения платы за пользование туалетами, расположенными в здании ОАО "Автовокзалы Удмуртии", путем совершения действий, направленных на обеспечение права пассажиров, имеющих билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, на бесплатное пользование туалетами ОАО "Автовокзалы Удмуртии" в том числе по прибытии в конечный пункт маршрута.
15.12.2014 года Удмуртское УФАС России исполнило выданное предупреждение, расторгнув договор аренды, заключенный с ИП <_> (письменные пояснения N 01/1240 от 158.12.2014 г.).
На основании изложенного, учитывая исполнение предупреждения Удмуртского УФАС России, устранение нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение доступа к пользованию туалетами, расположенными в здании автовокзала, без взимания платы, пассажирам, имеющим билет, обеспечивающий право проезда по маршруту регулярных перевозок, в том числе в конечном пункте маршрута, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Автовокзалы Удмуртии".
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Дело в отношении ОАО "Автовокзалы Удмуртии" (426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красноармейская, 134, ИНН 1835074340), возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 16 января 2015 г. N ММ06-06/2014-173
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016