Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 025-02/188-14 (опубликовано 26 ноября 2014 г.)
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуги по сбору, вывозу и последующей утилизации отходов 4-5-го классов опасности.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" (далее - N 89-ФЗ) предусмотрено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно ст. 4.1. N 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ч. 1 ст. 4 N 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 N 89-ФЗ).
Статьей 12 N 89-ФЗ установлены требования к местам размещения и захоронения отходов.
Федеральным законом от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - N 52-ФЗ) установлены требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, в соответствии с которыми отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 N 52-ФЗ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 N 89-ФЗ).
Следует отметить, что N 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что согласно ст. 9 N 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - N 128-ФЗ), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрено, что лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании изложенного, заказчик не предъявлял требований к участникам закупки о предоставлении соответствующей лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В связи с тем, что участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо (в данном случае как имеющее, так и не имеющее соответствующей лицензии), заказчик должен быть уверен в том, что переданные твердые бытовые отходы будут размещены в специально отведенных для этого местах в соответствии с требованиями N 89-ФЗ.
Соответственно, если победитель электронного аукциона не имеет соответствующую лицензию на размещение отходов, то заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении до заключения контракта копии, действующего на весь срок действия государственного контракта, разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном).
Анализ указанных норм действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, в том числе и к объектам размещения отходов, устанавливаются единые требования и обязательства по соблюдению экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Таким образом, требование заказчика о предоставлении копии действующего разрешения на размещение отходов на специализированном полигоне (Договор с Полигоном) направлено на реализацию предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, и не противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Требование об обязательном наличии у лиц, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, предусмотрено ст. 15 N 89-ФЗ, являющейся действующей правовой нормой, подлежащей исполнению.
Приказом от 18.12.2002 г. N 868 Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами" утверждена прилагаемая Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Министерством образования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вышеуказанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг и иных целях.
Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заявителем на заседание Комиссии Курганского УФАС России не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требования к участникам закупки, установленные заказчиком в части II "Техническая часть документации об электронном аукционе" ограничивают количество участников закупки и нарушают положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок. Доводы заявителя, указанные в жалобе, не нашли своего подтверждения в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Изложенные в жалобе доводы о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, подлежат оценке в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции).
Оценить доводы, изложенные в жалобе, в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции, также не представляется возможным в связи с отсутствием каких - либо документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Сток" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 025-02/188-14 (опубликовано 26 ноября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016