Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 22 января 2015 г.
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии: <_>
члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 02-35/2014-022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО "Н-радио" (<_>);
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО "Иваново-Концерт" (<_>), установила:
В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г.Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Заявитель указал, что 11 ноября 2014 года в эфире радиостанции "Н-радио" вышел рекламный ролик о мероприятиях Иваново-концерта, в котором прозвучала неверная информация о возрастной категории, для которой проводятся концерты.
Ивановским УФАС России в ходе рассмотрения указанного заявления было установлено, что указанный рекламный ролик "Афиша Иваново-концерта" был размещен в эфире "Н-радио" (103,6 Fm) в период с 06 по 13 ноября 2014 года в следующие временные промежутки - 07:30, 09:20, 13:50, 17:10, 19:10. В ролике упоминались 13 мероприятий (концерты и спектакли), а также указывалась ограничение возрастной категории 12+.
Рассматриваемый рекламный ролик содержит признаки нарушения ч. 10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
При этом указанная реклама также содержит признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, рекламным роликом.
Ивановским УФАС России по данному факту 25 декабря 2014 года возбуждено дело N 02-35/2014-022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к мероприятиям Иваново-концета;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей) регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Согласно ч. 5 ст.2 Закона о защите детей информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В рассматриваемом радио-ролике рекламировались следующие зрелищные мероприятия, подпадающие под изложенное определение информационной продукции и, соответственно, под регулирование Закона о защите детей и Закона о рекламе:
- концерты К.Орбакайте, С. Пенкина, группы "Чиж и Со", И. Маменко, О. Митяева, Г. Матвейчука, "дуэта имени Чехова";
- спектакли "Барбоскины в киберпространстве", "Блефъ", "Шутка", "Мастер и Маргарита", балет "Жизель" и шоу "Большой секрет страны Смешарики".
Афиши указанных мероприятий размещены ООО "Иваново-концерт" на сайте http://ivanovokoncert.ru/. При осмотре сайта установлено, какая возрастная категория соответствует рекламируемым мероприятиям:
- концерты К.Орбакайте (12+), С. Пенкина (12+), группы "Чиж и Со" (12+), И. Маменко (12+), О. Митяева (12+), Г. Матвейчука (12+), "дуэта имени Чехова" (16+);
- спектакли "Барбоскины в киберпространстве" (0+), "Блефъ" (12+), "Шутка" (12+), "Мастер и Маргарита" (16+), балет "Жизель" (6+) и шоу "Большой секрет страны Смешарики" (0+).
ООО "Иваново-концерт" предоставлена аналогичная информация о возрастных категориях рекламируемых мероприятий.
Вместе с тем, в рассматриваемом радио-ролике указание на возрастную категорию следующего содержания "рекомендовано для лиц, старше 12 лет" прозвучало только в части рекламы концерта Г.Матвейчука.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона о защите детей классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно.
В с.1 ст.12 Закона о защите детей установлено, что обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс"
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет"
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет"
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет"
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей"
Таким образом, установлено, что 11 ноября 2014 года в 17 часов 10 минут рассматриваемый рекламный радио-ролик "Афиша Иваново-концерта" вышел в эфире радиостанции "Н-радио" (103,6 Fm) без указания возрастной категории информационной продукции.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Лицензия на осуществление радиовещания серии ЗИ N190059 от 27 октября 2011 года выдана ООО "Н-радио", которое и является в данном случае рекламораспространителем. Согласно договору N137/13 на оказание рекламных услуг от 31 декабря 2013 года рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Иваново-концерт".
За нарушение требований ч. 10.1 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламораспространитель.
На рассмотрении дела N02-35/2014-022 представитель ООО "Иваново-концерт" поддержал письменные пояснения. Дополнительно пояснил, что на своем сайте http://ivanovokoncert.ru/ Общество размещает достоверную информацию о мероприятиях, которые предоставляют их организаторы. ООО "Иваново-концерт" является оператором, организующим реализацию билетов.
На рассмотрении дела N02-35/2014-022 представитель ООО "Н-радио" факт нарушения признал и пояснил, что в должной мере не проследил за полнотой рекламного радио-ролика, хотя техническая возможность для его монтажа перед эфиром у Общества имелась.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать радио-ролик "Афиша Иваново-концерта", вышедший 11 ноября 2014 года в 17 часов 10 минут в эфире радиостанции "Н-радио" (103,6 Fm), ненадлежащей рекламой, поскольку были нарушены требования ч. 10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Н-радио" предписание о прекращении нарушения ч. 10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
22 января 2015 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии <_>
члены Комиссии:
<_> на основании своего решения от 22 января 2015 года по делу N 02-35/2014-022 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО "Н-радио", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Н-радио" (<_>) устранить выявленные нарушения ч. 10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 30 января 2015 года прекратить распространение в эфире радиостанции "Н-радио" (103,6 Fm) ненадлежащего рекламного радио-ролика "Афиша Иваново-концерта" либо дополнить текст указанием на возрастную категорию каждой рекламируемой информационной продукции.
2. ООО "Н-радио" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 03 февраля 2015 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 22 января 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016